Полный текст статьи
Печать

Поликультурность пространства жизнедеятельности человека стала неотъемлемой чертой современного мира. Проблема развития поликультурного образования не является чисто российской, она присуща образовательной практике самых разных государств, подтверждает ее масштаб, значимость и остроту. Существенные изменения в требованиях к результатам обучения и воспитания современного подрастающего поколения, необходимость формировать готовность и способность к жизни в открытом обществе, где сосуществуют представители разных национальностей и этнических групп, а, следовательно, носители разных культурных традиций. Поликультурность, по убеждению многих исследователей, связана со свободой духовного развития личности народа: человек не может глубоко и осознанно овладеть культурой, если ему навязывают чуждые идеи и взгляды, если не обеспечивается развитие его природных сил и способностей. Так, цель поликультурного образования является как формирование творческой личности, способной к активности и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей.

Для приобщения детей к культуре народа педагогу самому необходимо обладать знаниями, которые можно представить  в виде следующих информационных блоков: историко-этнографического, социально-политического, культурологического, лингвистического. Каждый блок предполагает наличие не только определенных знаний, но и умений. В начальной школе необходима организация поликультурной образовательной среды, которая создает благоприятные условия для полной личностной самореализации представителя любой культуры и национальности.

Социально-педагогическая среда предстает как совокупность отношений между всеми субъектами, обеспечивающими и реализующими функцию образования  в соответствии с социально значимыми целями и оказывающими непосредственное или опосредованное воздействие на формирование личности младшего школьника. Поликультурная среда создает благоприятные условия для обучения школьника в процессе его самостоятельной деятельности. Личность ребенка формируется под воздействием не только специально созданных условий, но  и окружающей среды, ее традиций, обычаев. Среда, которая окружает ребенка с детства, это не только социальная, но также среда этническая. Необходимо целенаправленно использовать возможности  естественной поликультурной среды, в том числе при создании предметно-пространственной среды жизни учащихся начальной школы.

Любая образовательная среда России является педагогической полиэтнической средой. Но отношения этносов, проживающих рядом или вместе друг с другом, имеют свою специфику: наряду с культивацией доброго соседства эти народы имеют взаимной предвзятости. Понимание этой проблемы актуально и в наши дни. Важнейшими критериями качества и конкурентоспособности поликультурного образования являются системность, фундаментальность и практическая ориентация. Только функциональная грамотность (владение современной техникой, языками и т. п.) позволяет современному человеку осваивать социальную и природную среду, активно работать в условиях интенсивной экономики и постиндустриальной цивилизации, стать гражданином мира в широком смысле.

Целенаправленное использование полиэтнической среды в работе по развитию речи школьников поможет обеспечить ребенку адекватное восприятие своей национальности и сформировать у него позитивное отношение к представителям других национальностей, развить межкультурную компетентность.

Язык, являясь важнейшим элементом национальной культуры, особым образом отражает материальную, духовную и социальную культуру народа. Вхождению учащихся в мир национальной культуры способствует научно организованное формирова­ние дидактической среды на основе оптимального использования произведений устного народного творчества на уроках русского языка и развития речи.На  начальном этапе обучения речи, целесообразно обращаться к малым нелирическим жанрам устного народного творчества - к пословицам и поговоркам. Их основные характеристики связаны с указанием на то, что, например, пословица является вошедшей в речевой оборот формой общения. Данная форма изречения укладывается  в  одно  грамматически и логически завершенное предложение. Эстетическая целенаправленность пословиц связана с тем, что   рассматриваемый   жанр   русского   фольклора   представляет   собой предложение ритмированное и подкрепленное рифмой.

Например: По-родству - сват, по крови - брат, а по делу - хват. По себе - дерево руби, по себе жену бери. По Сеньке - и шапка, по Еремке - колпак, а по Ивашке - и рубашка.

Ритмичность и рифмованность пословиц не является ее искусственным украшательством: они отражают национальную специфику русского языка и русской речи - тенденцию к благозвучию. Коммуникативная значимость ритма и рифмы пословиц взаимодействует с социолингвистическим фактором их воздействия на память: ритм и рифма служат, с одно   стороны, выделению основной мысли и сохранению единства пословиц, с другой стороны - ритм в пословице придает речи легкость и способность к запоминанию. Пословица, по мнению педагогов, запечатлела совокупность исторической памяти и культурного опыта нации и сегодня представляет собой «мощнейшее и благодатное средство воспитательного воздействия». Наиболее характерными особенностями содержания пословиц являются: а) обобщенный смысл; б) четкость, ясность и значительность высказываемых мыслей; в) философская и моральная направленность; г) необычайное богатство и многообразие содержащихся идей.

Изучение русского фольклора с точки зрения его использования в качестве дидактического материала по развитию речи учащихся в новых условиях работы российских школ сопряжено с проблемами возрождения духовно-нравственных традиций, их развитием в новых условиях.

Специфика и уникальность устного народного творчества, древнерусской литературы, русского языка связаны с признанием ею настоящими только тех ценностей культуры, которые «развиваются в соприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве». Все это формирует духовный и эстетический вкус личности, основу ее коммуникативности и коммуникабельности, является корнем национальных добродетелей русских: трудолюбия, патриотизма, чести, благородства, порядочности и человеческого достоинства. В целом, обучение школьников умению использовать в речи малые жанры устного народного творчества оказывает положительное влияние на мышление, расширяя объем оперативной памяти, укрепляя мобильность долговременной.

Пословицы и поговорки - особый национальный пласт в духовной и социальной культуре русских. Однако результаты исследований современной речи школьников свидетельствуют о тенденции снижения частотности в речи этих жанров фольклора. Причин такого явления много, но в этой связи обнаруживается прежде всего недостаточное внимание к этнонациональным факторам образности и выразительности в системе обучения русскому языку. Это свидетельствует о недостаточном внимании к проблемам языкового воспитания личности, к проблемам учета коммуникативного потенциала языковой среды, качественных характеристик языковой ситуации региона. Обеспечение языкового воспитания личности в многонациональной школе в процессе использования текстов русского фольклора предполагает работу, направленную на осмысление русского слова, отражающего особенности мышления русского человека, раскрывающего не только образ мыслей личности, но и передающего состояние самого духа человеческого, порождающего мысль и слово. Через привитие школьнику определенных языковых навыков, формируемых на основе усвоения им животворящего пласта пословиц и поговорок, создаются благоприятные педагогические условия как для осмысления, так и для усвоения острого, гибкого и мобильного мышления. Признавая и используя высокий дидактический потенциал устного народного творчества в работе по обучению русскому языку и речи, следует иметь в виду первоначальные функции фольклорных текстов - передача опыта предыдущих поколений последующим. Через фольклор поколение отцов обучало поколение детей. Фольклор, таким образом, был первой школой жизни, кладезем мудрости.

Проявление загадок относится к древнейшему периоду проблеска человеческого ума. Загадки не что иное, как смелый вопрос пробужденного ума о таинственных силах и явлениях природы. К наиболее древним относятся, например, такие загадки: Стоит дуб-стародуб, на том дубе-стародубе сидит птица-веретеница, никто ее не понимает - ни царь, ни царица, ни красная девица (Солнце на небе); Заря-зареница, красная девица, по полю ходила, ключи обронила, месяц увидел, солнце скрыло (Роса);

К фольклорному тексту необходимо формировать особое отношение, основу которого составляет осмысление значимости языкового чутья. Об этом в свое время сказал К.Д. Ушинский: «...фольклорный язык не дается народу свыше, он создается самим народом для выражения своих мыслей и чувств». В современных условиях задачи усложняются необходимостью формирования у учащихся умения понимать и выражать мысли и чувства, заложенные в фольклорном и именном тексте. Разрабатывая научные основы обучения грамоте, К.Д. Ушинский определил    требования    к    отбору    произведений    для    детей.    В    числе основополагающих принципов обучения русской речи  он назвал принцип доступности  содержания текста,  его  художественность  и  наличие положительных идей.

В процессе работы школьники обобщают и углубляют практические представления о сказке как жанре, о чудесном типе сказки, т.е. формируют основу для постепенного овладения следующими умениями: 1) видеть специфическое начало сказки и благополучный конец для хороших героев; 2) определять сказочное место и время действий; 3) при работе с текстом находить переломный момент в развитии действия, дающий возможность проследить изменения героя; 4) дать элементарную оценочную характеристику поведения персонажей; 5) находить и называть волшебные (чудесные) предметы и волшебные  существа,  определять их место  и роль в развитии сюжета;  6) определять функцию добра и зла по отношению к персонажам. Ведущие направления работы над чтением текста известной сказки обусловлены ориентацией на задачи обучения чтению: «1) научить детей читать и прививать интерес к чтению; 2) обучить полноценному восприятию художественных и научно-познавательных произведений, выражать отношение к прочитанному; 3) сформировать у детей в процессе чтения элементарные: - нравственно - эстетические представления; 4) научить самостоятельно читать детскую книгу, привить любовь к ней». Работа по формированию речевых способностей у школьников связана с проблемой внедрения в процесс обучения основных положений теории речевой деятельности. Речевая деятельность соединяет язык и речь в одно целое и представляет собой процесс воплощения языковой системы в языковой материал (при говорении), а при слушании,  наоборот,  процесс  приведения языкового  материала  к языковой системе.

При чтении сказки учащиеся не просто внимательно следят за развитием событий, но анализируют, сопоставляют ситуацию. Многое при первичном восприятии «сказочного мира» зависит от учителя, от выразительности, эмоциональности и глубины прочтения сказки.

Характерной особенностью озвучивания сказки учащимися является ситуация «ролевого проигрывания» всего текста - выразительное чтение, построенное по диалогическому принципу, т.е. по принципу смены коммуникативных ролей. В таких дидактических условиях «озвучивание» текста сказки как в монологической части, так и в диалоге (или по лицам), учащийся перевоплощается, попеременно выполняя функции представления персонажей в соответствующих фрагментах. Основными факторами, усиливающими коммуникативное воздействие на слушателей выразительного чтения, являются тон и тембр голоса, громкость и темп речи, жест, мимика, взгляд и другие неязыковые средства, осознанно налагаемые исполнителем на языковой текст сказки.

Современная система воспитания и обучения русскому языку в начальной школе, усиливая этнокультурную направленность учебной познавательной деятельности, естественным образом предусматривает широкое включение фольклорных текстов в работу по формированию языковой личности. В этой связи для научных исследований в области методики преподавания русского языка стало характерно определение коммуникативного потенциала фольклорных тестов, их доступность и идейно-смысловая значимость и близость для современника. Важным представляется сосредоточие усилий лингвистов, педагогов, психологов, методистов на "снятие" известных трудностей восприятия текстов русского фольклора, о чем достаточно часто говорят и пишут: «Вследствие традиционности стиля и других проявлений специфичности язык фольклора представляет определенные трудности для современного школьника, тем более, когда речь идет о носителе другого языка. Многие слова и ряд грамматических форм, давно вышедших из употребления в живом разговорном и литературном языке, продолжают жить в фольклорном тексте"

Устное народное творчество как источник дидактического материала обладает важными для обучения достоинствами в сфере формирования механизмов речевой деятельности, охватывающих не только формирование языковой «оболочки» мысли, но и формирование самой мысли в процессе отправления (или порождения) текста и в процессе получения (или восприятия) текста. Известно, что любой текст выполняет информационную функцию. Функции фольклорных текстов изначально связаны с гуманистической сущностью - народной педагогики. В этом смысле особенно ценными характеристиками фольклорных текстов является то, что они, информируя, обучают, ориентируют, формируют представления, установки, ценности, программируют стратегию поведения.

В современном  осмыслении таких качеств фольклорного произведения, как художественность и наличие положительных  идей, по утверждению О.С. Ахмановой, художественность означает «содержащий в себе несущий  образ». Являясь произведением словесности, устное народное творчество, как и сам русский язык, является основой художественной и духовной культуры, средством ознакомления и усвоения культуры России. Произведения фольклора, влияют на формирование нравственных ценностей, эстетических вкусов, внутренней культуры личности, культуры речи. Важно возродить в школьном учебном процессе любовь к живому слову русского народа, прежде всего - к его фольклору - источнику эстетической мысли и чувства, эстетического восприятия и отражения картины мира.