Полный текст статьи
Печать

В условиях современных социально-экономических преобразований в стране, кардинально изменивших социокультурную ситуацию  и стоящих перед обществом задач модернизации сферы образования, особое значение приобретает проблема образования детей с ограничен­ными возможностями здоровья.В настоящее время образование детей с ограничен­ными возможностями здоровья – одна из актуальных проблем современного образования.

Приоритетным направлением в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья является внедрение инклюзивного образования. Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Каждый учащийся имеет право на развитие и обучение в среде сверстников. Все особые дети нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками, поэтому важно подобрать доступную и полезную каждому ребенку для его развития модель образования

Введение инклюзивного обучения рассматривается как высшая форма развития образовательной системы в направлении реализации права человека на получение качественного образования в соответствии с его познавательными возможностями и адекватной его здоровью среде по месту жительства.

С тенденцией развития инклюзивного образования в общеобразовательной школе сочетается усиление неоднородности состава учащихся по уровню их умст­венного, речевого и в целом психического развития. Это существенно затрудняет адаптацию как детей условно здоровых, так и детей с ограниченными возможностями здоровья, возникают дополнительные, нередко непреодолимые трудности в реализации ин­дивидуального подхода педагогов к учащимся в про­цессе их обучения, воспитания, развития, не позволя­ющие в полной мере реализовать принцип дифферен­цированного, по-настоящему индивидуального подхо­да к каждому учащемуся [1].

Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом умст­венного, речевого и в целом психического развития учащихся, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности школьников.

По мнению Е.В. Бондаревской, дифференцированный подход в образовании – это образование, ориентированное на ребенка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки ребёнка.

С точки зрения А. А. Кирсанова, дифференцированный подход – это особый подход учителя к различным группам учеников или отдельным ученикам, заключающийся в организации учебной работы различной по содержанию, объему сложности, методам и приемам.

Реализация дифференцированного подхода в воспитании и обучении школьников является одним из условий обеспечения  равного доступа к образованию для всех обучающихся, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности. Для того, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии учебный процесс необходимо строить на основе принципа дифферен­цированного подхода.

Необходимо использовать различные способы дифференциации в сочетании друг с другом:

дифференциацию содержания учебных заданий:

- по уровню творчества;

- по уровню трудности;

- по объёму.

дифференциацию  разных способов организации деятельности детей:

- по степени самостоятельности;

- по степени и характеру помощи учащимся;

- по характеру учебных действий.

В современных условиях все рельефнее обнаружи­вается недостаточность, а порой и слабость существу­ющих форм поддержки и помощи детям. Многое здесь делается недостаточно профессионально, узка специализация педагогов применительно к такой дея­тельности, низка их психологическая компетентность [2]. 

В нашей стране вопросы инклюзивного образования получили отражение в трудах И.И. Лошаковой, Е.Р. Ярской-Смирновой «Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов», Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, М.Л. Семенович, Т.П. Дмитриевой, И.Е. Авериной «Инклюзивное образование: от методологической модели к практике» и др.

Среди основных направлений методологии развития инклюзивного образования чаще всего называются: 

- подготовка общества к принятию статуса равноправия детей независимо от их особенностей; более широкое освещение целей, задач и основных направлений инклюзивного образования в средствах массовой информации и на веб-сайтах образовательных учреждений стран-участниц; 

- переход от дефектоориентированного подхода к поддержке развития потенциала каждого ребенка;

- диверсификация содержания школьного образования с целью удовлетворения образовательных интересов и потребностей всех категорий учащихся; 

- использование информационных технологий и развитие дистанционного образования для обеспечения равного доступа каждого к получению качественного образования; 

- подготовка педагогических кадров к работе в условиях инклюзивного образования [3].

Создание равных условий для получения качественного образования независимо от места жительства, состояния здоровья и условий жизни школьников является перспективным направлением развития муниципальной системы образования. Ключевую роль в создании таких условий играет развитие дистанционного образования, основанного на использовании современных информационных и коммуникационных технологий, предполагающего обучение на расстоянии и позволяющего успешно осуществлять многоплановые образовательные задачи.

К сожалению, имеют место серьезные проблемы в исполь­зовании новых информационных технологий в обра­зовательном процессе, которые обусловлены следую­щими факторами: отсутствие информационно-технологической инфраструктуры, про­граммно-аппаратного обеспечения, оптимизированно­го на основе использования технологий, предназна­ченных для детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день дистанционное обучение детей-инвалидов можно считать одной из самых главных инноваций современной школы в Российской Федерации.

В условиях быстрых изменений в общест­венной жизни, стремительного развития информаци­онных технологий  общеобразова­тельная школа уже сейчас должна: активно использовать возможности дистанцион­ного образования как эффективного инструмента реа­лизации компетентностного подхода в образовании. Так как в условиях дистанционного обуче­ния учащийся приобретает навык эффектив­ного поиска информации, ее отбора и структурирова­ния, анализа и оценки. 

Отличительной чертой дистанционного обучения, в сравнении с самостоятельной работой с учебными пособиями и другими источниками информации, заключается в предоставлении поддержки и осуществления процесса взаимодействия учащегося с учителем в ходе обучения.

 Под дистанционным обучением понимается особая форма обучения, которая имеет место в случае территориальной удаленности обучающегося от педагога и при наличии особых технических средств коммуникации.

При дистанционном образовании учащимся не нужно беспокоиться о том, что они отстанут от своих сверстников, так как они всегда можно вернуться к изучению более сложных вопросов, повторить нужные темы,  а уже известные могут пропустить. Огромным  плюсом  для детей с ограниченными возможностями здоровья, является отсутствие необходимости ежедневно посещать учебное заведение, так как учащиеся могут учиться не выходя из дома по индивидуальному расписанию и в удобном для себя темпе.

Большую часть учебного материала учащийся может изучать самостоятельно. Это улучшает запоминание и понимание пройденных тем. Кроме того, использование в процессе обучения новейших технологий делает его интереснее и живее. Для того чтобы приступить к обучению, необходимо иметь компьютер с доступом в Интернет.

Занимаясь с помощью компьютера, ребенок не ощущает себя инвалидом, ограниченным пространственными и временными рамками, у него появляется связь буквально со всем миром.

Таким образом, для детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционное образование – это, пожалуй, единственная возможность реализовать себя, возможность быть успешным в жизни наравне со здоровыми сверстниками.

Однако внедрение дистанционного обучения как инновационной технологии выявило ряд преимуществ:

- доступ детей-инвалидов к образовательным и иным информационным ресурсам;

- социализация и интеграция детей с ОВЗ в общество широкий охват аудитории обучающихся;

- учет индивидуальных особенностей детей;

- интерактивность обучения;

- пространственная и временная безграничность обучения; постоянное технологическое совершенствование

- качественное образование детей с ОВЗ;

- поддержка семьям детей-инвалидов.

Между тем, определенные трудности в ходе реализации дистанционного обучения детей связаны с высокими материальными затратами на техническую основу обучения; педагогической и методической готовностью педагогов; технологической готовностью участников образовательного процесса; готовностью участников образовательного процесса к коммуникации в сети.

В настоящее время развитие глобальных сетей создало принципиально новые условия для получения образования.

Переход к новым аудиовизуальным, мультимедийным технологиям в обучении обеспечивает учащимся с тяжёлыми нарушениями развития равные возможности в обучении.

Использование новых информационных технологий в организации лиц с ограниченными возможностями здоровья, основано на возможности обеспечения мультимедийности компьютерных средств обучения, позволяющих активизировать компенсаторные механизмы обучающихся на основе сохранных видов восприятия с учетом принципа полисенсарного подхода и преодолению нарушений в развитии.

Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Учащихся привлекает новизна проведения мультимедийных уроков.

В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

Использование мультимедийности помогает решить следующие дидактические задачи:

- усвоить базовые знания по предмету;

- систематизировать усвоенные знания;

- сформировать навыки самоконтроля;

- сформировать мотивацию к учению в целом;

- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Для того, чтобы обучающийся мог в дальнейшем самостоятельно выполнить рекомендуемые комплексы заданий, учитель размещает иллюстративный материал с необходимыми инструкциями в электронных учебниках. Учебная среда содержит в себе электронные журналы и прозрачную систему отчётности, благодаря которой учитель может получить полную информацию об активности ребёнка в изучении учебного материала и выполнении заданий.

Использование цифровых образовательных ресурсов помогает учителю значительно сократить время на изложение материала, создавать интересные учебные и дидактические пособия, раздаточные оценочные и тестирующие материалы, необходимые для реализации поставленных коррекционно-образовательных задач, быстро находить основные и дополнительные учебные материалы по теме урока.

Введение информационных технологий направлено на решение таких  задач, как: максимально возможное развитие ребенка, преодоление уже имеющихся и предупреждение новых отклонений в развитии. Использование информационных технологий способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти и познавательных процессов, что является приоритетной целью современного образования. Они решают такие задачи как изучение компьютера, коррекция психического здоровья, индивидуализации и дифференциации обучения, повышение эффективности обучения, интеграция детей в информационное общество.

Уроки, проводимые с использованием ИКТ в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышением психоэмоциональным фоном учащихся при восприятии учебного материала.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и создавать новые организационные формы и методы обучения.

Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья является их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала.

Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся. Введение технологий дистанционного обучения в учебный процесс приводит к появлению новых возможностей для реализации проблемно-поисковой и проектной деятельности учащихся.

При традиционном обучении учителю довольно трудно уделить необходимое количество внимания всем учащимся группы, подстроиться под темп работы каждого. Использование дистанционных технологий подходит для организации индивидуального подхода. Кроме того, что учащийся сам выбирает себе темп обучения, он может оперативно получить у тьютора ответы на возникающие вопросы.

Следовательно, современное образование должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности. При таком подходе любые формы, методы и технологии  должны обеспечивать максимально благоприятные условия для саморазвития и адаптации.