Полный текст статьи
Печать

Трансформации, происходящие в социально-экомической, политической  и культурной среде современного российского общества  повлекли за собой изменения ценностных ориентаций его представителей. Возможности воздействия средств массовой информации растут, повсеместно распространяется потребительская культура американского образца, ориентированная лишь на удовлетворение материальных потребностей. Российское общество не является однородным, однако  деструктивное влияние испытывают на себе  представители  различных  гетерогенных групп: подростки, молодежь, представители старшего поколения и др.

Как показывают исследования Т.А Хагурова, происходит подмена духовно-нравственных ценностей, замещение их  ценностями гедонизма, реализуемого в идеологии потребления,  а также частичное  поглощение России западной культурой потребительского типа [1].  Наша молодежь теряет интерес к отечественной истории, культуре, классической музыке, литературе. По-разному молодые люди смотрят на брак и на семью в целом, это связано и с трансформирующимися традиционными гендерными нормами. В результате этого институт семьи испытывает  кризисные тенденции: уменьшается число официально зарегистрированных браков, увеличивается количество разводов, снижается рождаемость. Молодое поколение все чаще откладывает создание семьи на неопределенный срок, отдавая предпочтение учебе, саморазвитию  и построению карьеры, не желая обременять себя узами брака.

Анализируя работы русских  философов ХIX-XX века (Н.А. Бердяев, Ф.М.Достоевский,  В.С.Соловьев, Л.Н. Толстой, С.Н.Булгаков, П.А. Флоренский), можно отметить, что неотъемлемой частью культуры является семья. Исследователи  рассматривали семью как «домашнюю школу» формирования  и развития личности,  считали основным институтом духовно-нравственного воспитания, где закладываются важные культурные и моральные ценности. Семья выполняет главную роль воспитания индивида, его морально-этического становления, помогает обрести индивидуально-нравственный стержень.

Актуальность исследования семейных ценностей обусловлена глубинными изменениями общества, затронувшими его основы и традиционные устои. В этой связи задача формирования ценностного отношения к семье в образовательной системе должна стать одной из ведущих.

Исследователь Л.П. Разбегаева утверждает, что ценностное отношение к семье у молодых людей  имеет следующие функции:

- познавательную (раскрытие знаний о семейных ценностях)

- эмоционального подкрепления (эмоциональное восприятие семейных ценностей)

- смысловую (заключается в поиске, осознании и принятии личностного смысла данной ценности)

- регулятивно-прогностическую (осуществляется в соотношении субъектом собственного действия  с личностным смыслом ценности «семья» и задает вектор целеполагающей деятельности личности) [2].

В структуре ценностного отношения к семье раскрывается ее сущность и функции, выделяется следующие ее компоненты: когнитивный (содержит в себе единство знаний о семье как о ценности), эмоционально -  смысловой, деятельностный [3].

Необходимо отметить гуманистическую сущность семейных ценностей. Большую лепту в разработку изучения ценностей внес основатель классической немецкой философии И.Кант. По И. Канту, человек является высшей ценностью, гуманистическим идеалом. И именно этот идеал определяет цель и функции  семейной жизни, а ее ценности несут в себе  отражение общечеловеческих гуманистических идеалов (доброты, уважения, справедливости,  милосердия, служения, взаимопомощи и др.). Восприятие человека как наивысшей ценности может реализовываться в семье и браке в раскрытии совершенно разных личностных смыслов, скоординированных на идею бескорыстного служения другому человеку, в самоактуализации человека как личности и во взаимодействии с другими людьми. 

Для успешного развития нашего общества важно воспитывать  в будущих родителях ценностное отношение к семье. Как показывают результаты ранее проведенных исследований,  одной из остро стоящих проблем страны на сегодняшний день является физическое и духовно-нравственное воспитание молодежи. Исходя из этого,  можно предположить, что наиболее актуальным является  формирование ценностного отношения к семье: у школьников, потому как именно в этот период у подростков наиболее актуализировано стремление к самовыражению; у студентов первых курсов, поскольку именно в этом возрасте необходимо помочь им сформировать личностную мотивацию к браку. Это является одним из путей стабилизации будущих брачно-семейных отношений и естественной необходимости к созданию семьи и воспитанию детей, обеспечение их умственного, нравственного и физического здоровья.

Нами было проведено исследование по выявлению особенностей ценностного отношения к семье современной молодежи. Опытно - экспериментальной базой нашего исследования были охвачены учащиеся 11 классов и студенты Кубанского государственного университета. В ходе эксперимента было выявлено, что, по мнению молодежи для организации семейной жизни важно иметь стабильный брак (51,7%), любовь (61%), материальное благополучие (37,7%), теплую атмосферу внутри семьи (25,6%), рождение и воспитание детей (24,3%). Для молодого поколения в семейных отношениях наиболее важно ощущать взаимную любовь и заботу (46,0 %), уважение и доверие (44%), возможность самореализоваться вне семьи (25,4%), единство и сплоченность (26%), оказание  поддержки и помощи в тяжелой жизненной ситуации (18,7%). Из наиболее важных качеств и умений супруга (супруги) были выбраны: способность любить и заботиться  (31,2%), умение обеспечить семью (26,3%), общие взгляды на жизнь, жизненные установки и ценности (27,9%), привлекательная внешность (25,6%), готовность к разрешению конфликтов (25,4%). Эксперимент показал, что у большинства опрошенных (59,0%) семейная жизнь родителей является образцом для подражания. Следующей задачей было выявить, какой смысл вкладывает молодежь в слово «семья». Представления о семье у молодежи различны. Большинство (41%) считает, что семья является союзом двух любящих  друг друга мужчины и женщины, 21% опрошенных дает определение семье, как «ячейке общества, в которой супруги наделены равными правами», на третьем месте (19%) стоит «затрудняюсь ответить». В системе семейных ценностей первое место отведено любви, так же молодые люди в семье ценят поддержку, заботу, взаимопонимание, равноправие в разрешении семейных проблем и взаимозаменяемость в быту, что подразумевает вклад каждого в поддержание семейных отношений. Это в очередной раз показывает, что необходима специальная подготовка молодых людей к семейной жизни, так как создание семьи подразумевает личностную ответственность каждого и умение взять на себя решение тех или иных проблем.

Восприятие семьи как ценности тесно связано с воспитанием у молодежи  ответственного отношения к семье, что является основным фактором социализации личности. [5]

В условиях прогрессирующей эмансипации семьи, ее нуклеаризации, обособлений семейных поколений,  снижении возможностей семьи в социализации детей можно отметить, что семья в традиционном виде постепенно прекращает свое существование.

Современная молодежь должна приобретать соответствующие знания, для того, чтобы ответственно отнестись к рождению и воспитанию ребенка, а также бережно относиться к своему здоровью.

Социально-психологическое воспитание предполагает, что сформирует у молодых людей способность понимания и уважения других людей, учитывая половые особенности. 

Сексуальное воспитание является следующим моментом, который определяет готовность молодых людей к семейной жизни. Оно включает в себя формирование следующих качеств: целомудренность, женская честь, женственность у девушек, мужественность и чувство ответственности  у юношей.  Помимо этого, у молодежи необходимо воспитывать уважение к любимому человеку, верность и преданность своей семье и партнеру.

Таким образом, можно выделить следующие риски:

1) Риск, возникающий на этапе преемственности поколений, нарушения межпоколенных связей. В изменяющихся условиях современного общества молодежь скорее отвергает опыт старших, чем усваивает его.

2) Дезориентация молодого человека в социальном пространстве, что открывает возможности личностной аномии (маргинальность, психическое ощущение невостребованности и незанятости). Это опасно для молодого, психологически незрелого человека, так как влечет за собой девиантность и личностную деградацию.

3) Быстрое усвоение тех потребительских ценностей, которые преподносит в качестве образца современное общество. Утрачивается национально-культурная индивидуальность, которая замещается западным образом жизни.

4) Отсутствие желания и готовности для создания семьи. Ориентация молодого человека на достижение материального благополучия, построения карьеры, как следствие отказа от вступления в брак.

5) Ускоренная социализация. Несет в себе преждевременное приобретение молодого человека социальных ролей и вынужденной идентичности. Это и разные социальные девиации, и раннее деторождение, и ранее создание брачных пар, которое в большинстве своем заканчивается разводом и т.д

6) Кризис ценностей

7) Формальное отношение к учебе или отказ от нее. Это приводит молодежь к активному поиску развлечений, что, в свою очередь,- к различного рода девиациам. 

8) Нравственная атмосфера в семье является ключевым моментом в социализации и воспитании ребенка. Здесь и содержание и система ценностей, проявляющиеся в повседневном поведении старших родственников и наличие или отсутствие внутри семьи аморальных или антиобщественных взглядов.

Обобщая изложенные риски, надо подчеркнуть, современная семья просит помощи.  Состоявшимся и будущим родителям требуется индивидуальный подход к семье, специальная психолого-педагогическая информированность по вопросам воспитания детей. Это ставит главенствующей  важную задачу педагогики – усиление воспитательной функции в семье.

 Психолого-педагогическое сопровождение должно способствовать ценностному самоопределению личности, формированию нравственно-этических качеств, поддержанию позитивного опыта детско-родительских и внутрисемейных отношений. 

 Подготовка к семейной жизни, к родительству  является исключительно важной для стабилизации демографического положения страны и для укрепления брачно-семейных отношений.

В образовательных учреждениях было бы целесообразно проводить занятия в виде факультативных курсов по основам семейной этики и психологии, включающие   правовые, медицинские, экономические и педагогические  аспекты. По нашему мнению, это бы помогло формированию чувства ответственности при создании семьи, воспитании детей и укрепляло семейные отношения.

          Также в воспитании ценностного отношения играют важную роль и общественные институты. Необходимость пропагандировать семейные ценности, создавать социально-психологическое консультирование по брачно-семейным проблемам, рождения и воспитания детей [2]. Для того, чтобы получить видимый эффект в социально-демографическом развитии страны необходимо повысить интерес к семейным ценностям среди молодого поколения.

Таким образом, в  значительной степени воздействовать на самоопределение подростков в сфере брачно-семейных ценностей и отношений поможет знание изложенных психолого-педагогических особенностей, применение целесообразных форм и методов обучения, а также организация образовательного процесса  в системе дополнительного образования.