Исследование феномена психического выгорания у представителей педагогических профессий приобретает в последние годы повышенный интерес в отечественной психологии. Как отмечает Т.И. Ронгинская, развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий, где доминирует оказание помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, спасатели, работники правоохранительных органов, пожарные).
Большинство авторов, рассматривая процесс выгорания, отмечают, что он начинается с напряжения, которое является результатом противоречия между ожиданиями, намерениями, желаниями и идеалами индивида. и требованиями суровой повседневной реальности. Результатом такого дисбаланса являются стрессы, которые постепенно развиваются и могут осознаваться индивидом, либо долгое время оставаться неосознаваемыми.. Путь, по которому индивид справляется с этими, стрессами, является критическим для; развития выгорания.
Сложность педагогической деятельности, её многогранность и эмоциональная насыщенность приводит к тому, что учителя зачастую оказываются в группе риска профессионалов, склонных к психоэмоциональному истощению. Вместе с тем определение степени склонности к психическому выгоранию имеет большое значение для прогноза успешности их профессиональной деятельности.
Для выявления синдрома психического выгорания респондентов был применен «Опросник психического выгорания для работников социальных профессий» В.Е.Орла и И.Г.Сенина. Респонденты – 69 человек, из них 49 женщин и 20 мужчин..
Опросник психического выгорания для работников социальных профессий предназначен для психологической диагностики синдрома психического выгорания у специалистов профессий социального профиля (врачи, педагоги, психологи-консультанты, социальные работники, работники полиции, менеджеры по персоналу), т.е. опросник рассчитан на широкий круг профессий социального типа. Опросник ОПВ-СП включает в себя три основные шкалы: Шкала психоэмоционального истощения (ПИ), шкала деперсонализации (Д), Шкала самооценки профессиональной эффективности (СПЭ).
Шкалы ПИ и Д являются «прямыми» шкалами: повышение оценок по этим шкалам отражает повышение уровня психоэмоционального истощения и деперсонализации личности, как следствия психического выгорания. Шкала СПЭ является «обратной» шкалой: повышение оценок по данной шкале отражает снижение самооценки профессиональной эффективности, что также является одной из составляющих психического выгорания.
Методика предусматривает также подсчет индекса психического выгорания (ИПВ), который является суммой оценок по трем основным шкалам и отражает общий уровень выраженности синдрома психического выгорания.
Результаты анализа данных, полученных в результате исследования представлен в таблице 1.
Таблица 1
Частота встречаемости показателей психического выгорания
в исследуемой группе
Шкалы опросника |
Низкие баллы ч/ (%) |
Средние баллы ч/ (%) |
Высокие баллы ч/ (%) |
ПИ |
15 (27.27%) |
33 (60%) |
6 (10.90%) |
Д |
2 (3.63%) |
49 (89.09%) |
4 (7.27%) |
СПЭ |
3 (5.4%) |
48 (87.27%) |
4 (7.27%) |
ИПВ |
3 (5.4 %) |
51 (92.72%) |
1 (1.81 %) |
Примечание: ПИ– психоэмоциональное истощение; Д – деперсонализация; СПЭ – самооценка профессиональной эффективности; ИПВ – индекс психического выгорания.
У 6 человек, что составило 10.90 % от общего числа испытуемых, были выявлены высокие показатели по шкале «Психоэмоциональное истощение». Высокий балл по данной шкале указывает о наличии у субъектов чувства усталости, эмоциональной пустоты, депрессивных проявлений. Появляется раздражительность по отношению к окружающим. Как правило, у этих респондентов отсутствует желание идти на работу, психологическая способность работать полный рабочий день. Появляются симптомы усталости (головная боль, бессонница), указывающие на нарушения физического здоровья.
По шкале «Психоэмоциональное истощение» низкие баллы были выявлены у 15 испытуемых (27.27%). Низкие показатели по данной шкале говорят о возможности этих субъектов продуктивно работать длительное время, не испытывая усталости. Такие работники энергичны, полны оптимизма, в межличностных контактах активны, готовы к решению возникающих проблем.
Средние показатели были выявлены у 33 человек (60%), это указывает на психоэмоциональную стабильность испытуемых.
Высокие баллы по шкале «Деперсонализация» обнаружены у 4 испытуемых ( 7.27 %), что позволяет сделать вывод о том, что присутствует нежелание педагогов взаимодействовать с окружающими людьми, имеет место уменьшение контактов с коллегами, восприятие их только с негативных позиций , равнодушие к их бедам, обвинение в причинности их собственных бед. При общении с коллегами у таких работников проявляется чувство раздражительности и отстутсвие интереса к мнениям окружающих о совей собственной персоне.
Низкие показатели по шкале «Деперсонализация» выявлены у двух респондентов ( 3 , 63%) . Такой результат по данной шкале говорит о нацеленности этих педагогов на взаимодействие с людьми. Средние показатели по шкале «Деперсонализация» получены у 49 респондентов ( 89.90%), что указывает на возможность поведенческих проявлений и одного и другого типов. Высокие баллы по шкале «Самооценка профессиональной эффективности » выявлены у двух испытуемых 4 ( 7.27%) (3.17%) . Высокие показатели по данной шкале указывают на снижение самооценки профессиональной эффективности – это один из показателей психического выгорания.. Это проявляется в отсутствии интереса к работе , снижении активности и продуктивности в работе профессионала. Субъекты со сниженной самооценкой профессиональной эффективности также низко оценивают успешность своей работы и степень своей профессиональной компетентности, считают, что исчерпали себя как профессионалы.
Низкие баллы по шкале «Самооценка профессиональной эффективности » были выявлены у 3 испытуемых ( 5.4%). Эти педагоги отличаются включённостью в работу, они заинтересованы в результатах своего труда и в постоянном совершенствовании своего профессионального мастерства. Степень оценки своей успешности у профессиональной компетентности достаточно высока.
По шкале «Самооценка профессиональной эффективности » средние показатели выявлены у 48 испытуемого (87,27%). Этих работников характеризует умение осознавать свои способности и выстраивать поведение, соответствующие ситуации.
Сравнительный анализ данных, выявленных по трём шкалам, убеждает в том, что наиболее проблемная зона обнаруживаются по шкале «психоэмоциональное истощение» , где высокие баллы – 6 ( 10.99 %) указывают на имеющуюся у данных респондентов тенденцию к психическому выгоранию.
«Индекс психического выгорания» каждого респондента был вычислен путём сложения показателей по трём основным шкалам и последующим переводом « сырых» в стандартные балы ( стены) . Индекс указывает на общий уровень выраженности синдрома психического выгорания.
Высокие значения индекса получены у 1 испытуемого (1.81%) .Это говорит, о том, что такие люди отличаются прямолинейностью- с одной стороны и нерешительностью, склонностью откладывать дела со дня на день – с другой стороны. В межличностных отношениях им присущи две формы поведения: либо наблюдается агрессивное поведение по отношению к окружающим, что порождает конфликты и в профессиональной и семейной жизни, либо имеет место тенденция к социальной изоляции, избеганию контактов. Профессиональное поведение таких людей характеризуется уменьшением продуктивности профессиональной деятельности, нарушением трудовой дисциплины. Могут иметь место опоздания или преждевременный уход с работы, увеличение числа пропущенных дней по болезни. Профессиональная активность характеризуется отсутствием творческой инициативы и нежеланием менять что-либо в своей работе, безразличием к выполнению своих профессиональных обязанностей.
Показателем высокого уровня выгорания является и проявление различного рода соматических нарушений ( головные боли, нарушения сна и т.д.) . При этом хроническая усталость остаётся основным физическим признаком выгорания.
Низкие показатели по шкале «Индекс психического выгорания» обнаружены были у 3 испытумых-педагогов ( 5.4%). Это – саамы « менее выгоревшие» из всех испытуемых. Можно предположить, что их эмоциональные и физические ресурсы на достаточно хорошем уровне, поскольку больших затрат энергии на преодоление стрессовых взаимодействий не происходит. Они полны сил и энергии, характеризуются оптимизмом и положительным отношением к окружающим людям. Они в целои удовлетворенны своей работой , имеют позитивную мотивацию, высокую степень вовлечённости, адекватный уровень притязаний. Могут работать довольно продолжительное время в условиях рабочих перегрузок. Их когнитивная сфера: мышление, память, восприятие, внимание –не нарушены. Нацелены на контакт с людьми, стремятся понять проблемы и оказать посильную помощь в решении. Межличностные контакты не осложнены, характеризуется доброжелательностью, толерантностью.
Средние показатели индекса психического выгорания выявлены у 51 респондента ( 92.72 %) . Им могут быть свойственны все выше описанные проявления у «выгоревших» и нет, но в разных сочетаниях и более сглаженном проявлении. Например, чувство тревоги, неопределённые страхи, раздражительность, нервозность для них почти не характерны, а снижение концентрации, расстройства, их ошибки в работе носят эпизодический характер.
Эти работники, можно предположить, не испытывают разочарование по поводу выбранной профессии. Эмоциональные и физические ресурсы испытуемых находятся в норме. Адекватно оценивают свои профессиональные качества, и стремятся повысить свою профессиональную компетентность .В межличностных контактах такие сотрудники проявляют здоровый интерес к проблемам коллег.
Результаты исследования психического выгорания респондентов свидетельствуют о том, что индекс психического выгорания, указывающий на уровень выраженности синдрома психического выгорания, находится на уровне средних значений абсолютного большинства респондентов – 92.72% и значит, на их профессиональное поведение признаки уже имеющегося истощения влияют незначительно. При этом, наиболее часто при выявлении психического выгорания проявляется синдром психоэмоционального истощения.