Вот уже несколько лет автор этой статьи является участником встреч литературного клуба «В гостях у Власты», созданного в 2012 году при поддержке Санкт-Петербургского отделения союза писателей России. Руководитель и основатель клуба - З.Н. Десятова, прозаик, член Союза писателей России [1]. За три прошедших года клубом было организовано немало интересных мероприятий: творческих вечеров, научно-просветительских лекций, презентаций новых книг. У каждого участника литературного клуба свой путь в литературе и жизни, свои успехи и неудачи, однако своеобразным подведением итогов совместной деятельности участников клуба служит выпуск ежегодного альманаха «Невская перспектива» (руководитель проекта М.К. Зарубин, составитель З.Н Десятова). За четыре года существования клуба вышло четыре сборника; о последнем из них и пойдет речь в этой статье.
Четвертый номер сборника «Невская перспектива» приятно взять в руки, на его обложке – один из символов Петербурга, Медный всадник, на фоне синего неба. По сравнению с предыдущими сборниками, сократилось количество опечаток, а те, что есть, не искажают смысла написанного.
В сборник вошли произведения разных жанров. Здесь, как заявили сами авторы, и рассказы, и очерки, и «новогодняя увертюра», и эссе, и «предновогодняя фантазия», и повесть, и зарисовки, и новелла, и статья, и стихи, и прозаические миниатюры. Тем не менее, жанровое разнообразие нисколько не нарушает композиционную целостность сборника, авторами которого являются как петербуржцы, члены Санкт-Петербургского отделения союза писателей России, так и менее известные молодые авторы. Литературный уровень произведений разный, но практически все они написаны на актуальные темы.
Открывает сборник очерк Владимира Короля «Первопроходцы тихого океана», посвященный Александру Кузминскому, «одному из пионеров авиации России» [2]. В очерке рассказывается о подвижнической деятельности Кузминского, совершившего множество полётов как над просторами России, так и за рубежом. «…Кузминский продолжил публичные полёты, демонстрируя чудо авиатики жителям Калуги, Пензы, Самары, Златоуста и Миасса. Затем авиатор начал своё необычное путешествие на Дальний Восток. Вначале он продемонстрировал полёты в Хабаровске, Благовещенске, Уссурийске и Владивостоке. До Кузминского в этих городах никогда не видели ни авиаторов, ни аэропланов. Эти полёты привлекли тысячи людей, давали хорошие сборы, которые авиатор отчислял на пропаганду лётного дела в России. Перед своими полётами авиатор читал лекции по авиации, знакомил с устройством аэроплана. …Затем авиатора пригласили совершить полёты в Ханьжоу. Китайцы не верили, что можно перелететь через их священную реку Ян-Тзе-Кианг (Голубую реку). Кузминский совершил этот перелёт» [3]. Александр Кузминский скончался в 1930 году, успев потрудиться в советской авиации. Также в очерке Владимира Короля приводится интересный факт из жизни великого русского учёного Дмитрия Менделеева: рассказывается о его полете на воздушном шаре во время солнечного затмения: «…Его полёт на воздушном шаре вызвал восхищение во всём мире. Французское научное общество воздухоплавания вручило Менделееву специальный диплом, украшенный девизом братьев Монгольфье: «Так идут к звёздам»» [4].
Следующий очерк сборника - очерк Юрия Туйска «Женщины в судьбе Лермонтова» приоткрывает заслуживающие внимания читателя страницы биографии поэта, повествуя о его знакомстве с Аделью Омер де Гель, а также о возможных причинах дуэли, закончившейся гибелью поэта.
Очерк «Рыцарь лебедя» Татьяны Соловьёвой заставляет читателя задуматься – что изменилось бы в мире, если бы юный Адольф Гитлер успешно сдал экзамены в Венскую академию искусств. И тем не менее, главными героями очерка являются не Гитлер и не Людвиг II, хотя «…Война Гитлера, унесшая множества жизней, стала огромной трагедией для всего мира. А прекрасные дворцы, созданные Людвигом II, и в настоящее время вызывают светлое чувство радости общения с прекрасным» [5], а герои старинной легенды о счастливой, и в тоже время трагической любви, Эльза и Лоэнгрин.
Знакомясь дальше с авторами четвертого номера «Невской перспективы» и их произведениями, читатель из достаточно отдалённого прошлого переносится в ближайшее прошлое, или даже в день сегодняшний. На взгляд автора, одна из сквозных тем сборника – человек, побеждающий зло в себе или в окружающем его мире. Таков и герой рассказа Михаила Зарубина «Аукцион», Фёдор Федорович Стрельцов, который, хотя по сюжету рассказа проиграл, по сути «победил в этом аукционе» [6], и герой рассказа Вячеслава Булгакова «Одиночество» Анатолий Петрович, у которого, в конце концов, появилась надежда «покончить с одиночеством» [7], и герой рассказа Игоря Дядченко «Бегущий человек», одержавший победу над болезнью, но в момент, когда перед ним открылась спортивная карьера, выбравший профессию художника и принявший решение, что «сегодняшний турнир был просто очередной ступенью, на которую он два года назад дал себе слово подняться» [8] .
Нередко герои сборника одерживают победу просто потому, что не идут на поводу у обстоятельств, и в этом им помогают чувство юмора и природная смекалка как, например, героине рассказа Альберта Измайлова «Флотский ревизор» или героям рассказа Сергея Раца «Премьера».
Юмор и вера в новогодние чудеса помогают взглянуть на жизнь под другим углом героине рассказа Галины Хабибулиной «Новогодняя увертюра»; магией предновогоднего вечера навеяна предновогодняя фантазия Надежды Перовой «Ведьмин домик»; тонкой иронией пронизан рассказ Зои Бобковой «И вдруг… опять послышались шаги»; юмор лежит и в основе коротких зарисовок Василия Толчина.
Словно подхватив тему новогоднего чуда, на страницы сборника проникла сказка, громко заявив о себе со страниц рассказа Веры Скоробогатовой «Спиной к Ингигерде»: «Вырастая, человек редко остается собой. … Внутренний мир покрывается гарью и пылью... Чем дальше, тем больше психологического мусора тащит с собой упрямое, неразумное дитя, но в душе по-прежнему верит в сказки. И те иногда приходят. Учащённый пульс сердца отбрасывает всё наносное, и сказки становятся крыльями, несущими через пропасти времен, пространств и неразрешимых вопросов... » [9] и найдя окончательное воплощение в произведении Валерия Железнова «Простой карандаш» и сказке Екатерины Сумаровой «Сказка о Феде, Васе и Ефимке».
В рубрике «Повесть номера» четвертого выпуска «Невской перспективы» опубликована повесть Зои Десятовой «Детдомовка». Вызывает уважение смелость автора, рискнувшего взяться за нелёгкую и неоднозначную в психологическом плане тему и достойно выполнившего эту задачу.
За «повестью номера» следует рубрика «Критические статьи, отзывы и аннотации», название которой говорит само за себя, а также подборки стихотворений Бориса Орлова, Владимира Иванова и Тамары Барановой.
Тираж сборника небольшой, но, благодаря современным компьютерным технологиям, с ним можно ознакомиться в интернете, и здесь хорошим помощником стал сервис issuu.com [10], у которого, помимо всех функций социальных сетей, есть раздел статистика, доступный пользователям, разместившим на сервисе электронную версию печатного издания. Иногда заглянуть в этот раздел бывает очень интересно. Четвертый выпуск «Невской перспективы» был размещен на сервисе issuu.com 13 февраля 2016 года. Статистика сервиса от 19 февраля 2016 года говорит о том, что за 6 дней его прочитали 85 человек (всего читатели открывали сборник 446 раз, 85 – число прочтений сборника разными пользователями). Читатели четвёртого выпуска «Невской перспективы» – жители России и Беларуси. Процентное соотношение прочтений с компьютера и с мобильных устройств примерно одинаковое – 50% на 50%, что также представляется интересным, так как в 2013 году, когда в Интернете появился первый выпуск сборника «Невская перспектива», 100% пользователей использовали для прочтения электронной версии сборника стационарные компьютеры.