Полный текст статьи
Печать

Общеизвестно, что годы жизни в Царском лицее оставили значительный отпечаток в творчестве величайшего русского поэта, если не сказать больше - сформировали личность будущего художника слова. Многие исследователи творчества А.С. Пушкина (Ю.М. Лотман [2], Д.Д. Благой [1] В.С. Рождественский [5]) отмечают в своих работах, что теплые воспоминания о Лицее поддерживали поэта в самые трудные минуты и что именно лицейский период жизни является лейтмотивом в лирике А.С. Пушкина.

Всеволод Рождественский ставит акцент на том, что годы обучения А.С. Пушкина в Лицее привили молодому поэту чувство глубокого патриотизма: «Все в Царском Селе говорило Пушкину о славе русского оружия, все внушало чувство уважения к славным деяниям предков. <…> Пятнадцатилетний мальчик уже чувствовал ее [историю Родины] живое дыхание в памятных местах царскосельских парков и сам казался себе свидетелем незабываемых событий истории родного народа» [5].

В свою очередь Юрий Лотман характеризует дружеские отношения А.С. Пушкина: «В дальнейшем, когда Пушкин смотрел на лицейские годы с высоты прожитых лет, все сглаживалось. Потребность в дружбе «исправляла» память. Именно после разлуки, когда Лицей был за спиной, воспоминания оказались цементом, который с годами все крепче связывал «лицейский круг». Братство не слабело, а укреплялось» [2].

В центре внимания книги Д.Д. Благого «Творческий путь Пушкина (1813-1826) - анализ художественных творений А.С. Пушкина в их литературном и общественном, национальном и всемирном значении: «Данные четыре года по числу и значительности созданных за это время шедевров являются чрезвычайно важным этапом становления и развития Пушкина как национального поэта, основоположника последующего русского искусства слова» [1].

Таким образом, каждый исследователь раскрывает личность А.С. Пушкина в выбранной им ипостаси: Пушкин-патриот, Пушкин-друг, Пушкин-поэт.

В фильме «18-14», речь о котором пойдет дальше, с моей точки зрения, автор сценария и режиссер делают попытку раскрыть гений Пушкина со всех сторон, и главная роль в этом отведена образу Царскосельского Лицея.

В основу сценария фильма «18-14» положен роман Дмитрия Миропольского «1814 / Восемнадцать-четырнадцать», который также выступил в роли сценариста. В 1814 году в Царском селе действительно орудовал «душегубец» Сазонов, который был некоторое время в слугах у А.С. Пушкина. Именно об этом слуге Сазонове лицеист Александр Пушкин в юности написал эпиграмму «Заутра с свечкой грошевою…». Однако подробности преступлений «душегуба» и расследование с участием А.С. Пушкина и его друзей являются вымыслом сценариста.

Царское село... Царскосельский лицей... Эти места много значили для А.С. Пушкина: ведь именно в Лицее он познакомился со своими верными друзьями: А.М. Горчаковым «Франтом», А.А. Дельвигом «Тосей», В.К. Кюхельбекером «Кюхлей», И.И. Пущиным «Жанно», К.К. Данзасом «Медведем». Именно здесь началось его великое незыблемое творчество. Приведем лицейское стихотворение, переделанное А.С. Пушкиным позднее:

Мечты, мечты,
Где ваша сладость?
Где ты, где ты,
Ночная радость?
Исчезнул он,
Веселый сон,
И одинокой
Во тьме глубокой
Я пробужден.
Кругом постели
Немая ночь.
Вмиг охладели,
Вмиг улетели
Толпою прочь
Любви мечтанья.
Еще полна
Душа желанья
И ловит сна
Воспоминанья.
Любовь, любовь,
Внемли моленья:
Пошли мне вновь
Свои виденья,
И поутру,
Вновь упоенный,
Пускай умру
Непробужденный 1816—1825 [4].

В период обучения у А.С. Пушкина на первый план «выходила» совсем не поэзия, а дружба. Но, несмотря на это, А.С. Пушкин писал. К числу крупных произведений лицейского периода дошедших до нас причислена неоконченная поэма «Монах» и начало поэмы «Руслан и Людмила».

Лицейские годы А.С. Пушкин вспоминал с теплотой и трепетом в сердце. Образ лицея проходит лейтмотивом сквозь все творчество поэта:

…Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его Лицея превратил [3].

Следует отметить, что  с образом Лицея тесно связана тема дружбы, что прослеживается в процитированном выше отрывке из стихотворения «19 октября 1825 года».

Таким образом, следует заметить, что А.С. Пушкина обладал особым талантом дружбы. В фильме «18-14» Александр Сергеевич Пушкин представлен как друг. Режиссер раскрыл лицейское воспитание, построенное на гуманизме: дружеские беседы изощряли ум, прогулки по садам Лицея заставляли его воспитанников приобщиться мыслью к культуре и искусству.

Именно Царскосельский лицей закладывает человеческие основы своим обучающимся. Тяжелая судьба ждала друзей да и самого А.С. Пушкина, но воспоминания о проведенном времени в Лицее заставляли их идти вперед к своим целям и реализации мечты.

Художественный фильм «18-14», безусловно содержит режиссерский и сценарный вымысел, однако факты дружбы – священного союза лицеистов – авторам картины удалось воспроизвести без искажения.