Полный текст статьи
Печать

В настоящее время российское общество в целом и система образования в частности переживают достаточно сложный кризисный период, затронувший все звенья, начиная с общекультурного и общеобразовательного уровня до уровня профессионального образования как важнейшей сферы духовного производства общества. При этом та функция, которая должна быть реализована всей системой образования, а именно духовного производства общества, в настоящее время вообще не реализовывается по причине сверх бюрократизации всей системы. В данном контексте мы отмечаем, во-первых, принятие государственных образовательных стандартов различного уровня подготовки, начиная с дошкольного возраста и заканчивая высшим уровнем подготовки специалистов, которые в свою очередь включают в себя различные компетенции (ОК, ОПК, ПК), модули, базовые и вариативные части, учебно-методические комплексы, рейтинги и т.д.  Бесконечная череда отчетов, которые «рождаются» чуть ли не ежедневно, переделывание учебных программ, по которым не будет преподавать ни один нормальный ученый, загоняют преподавателей за компьютеры, но ни как ни в аудиторию к студентам. Вторая причина, которая также не способствует возрождению науки и актуальным преобразованием в сфере образования, кроется в принятии на работу из состава ППС на основе эффективного контракта. В Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы дана, например, такая общая характеристика: «Под эффективным контрактом понимаются трудовые отношения между работодателем (государственным или муниципальным учреждением) и работниками, основанные на: наличии у учреждения государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы, утвержденных учредителем; системе оценки эффективности деятельности работников учреждений (совокупности показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество), утвержденной работодателем в установленном порядке; системе оплаты труда, учитывающей различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда, утвержденной работодателем в установленном порядке; системе нормирования труда работников учреждения, утвержденной работодателем; подробной конкретизации с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда. Трудовые отношения между работодателем и работниками, включая установление заработной платы, формализуются при заключении трудовых договоров».  Введение таких контрактов привело к некоторому сокращению профессорско-преподавательского состава вузов (иногда до 5–10%) в связи с тем, что, как оказалось, часть преподавателей постоянно не вырабатывала свою полную нагрузку по законодательству. Как правило, эти преподаватели не занимались научной работой и не выпускали учебные пособия. В результате таким преподавателям было предложено или перейти на 0,75 (или менее) ставки, или отработать недовыполненную вторую половину за счет дополнительной учебной и, прежде всего, аудиторной нагрузки.

Анализ введенных систем эффективных контрактов в ведущих вузах России в течение последних трех лет выявил два основных подхода:

- системы, базирующиеся на учете часов, затраченных на каждый вид работ;

- системы, базирующиеся на баллах по видам работ.

Независимо от применяемой системы подсчета во всех вузах выделены критерии по трем основным группам (учебная и учебно-методическая работа, научная работа, прочая деятельность- в последнем случае иногда выделяются отдельно воспитательная и общественная работа и пр.). 

Таблица 1- Критерии эффективного контракта 

Учебно-методическая работа

Научно-исследовательская работа

Прочая деятельность

Написание и издание учебно-методической литературы (учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие, практикум, рабочая тетрадь, сборник задач, сборник текстов, учебные материалы и пр.)

Издание научных монографий и научных статей (в изданиях ВАК и РАН; в прочих изданиях, входящие в РИНЦ, SCOPUS и др.; статей в прочих научных изданиях); работа в редакционных коллегиях научных изданий

Повышение квалификации

Разработка учебно-методического комплекса по дисциплине

Участие в конференциях (сертификат участника); доклад на всероссийской, международной, университетской научной конференции; организация конференций, семинаров, круглых столов и прочих научных мероприятий

Переподготовка по профилю преподаваемой дисциплины

Разработка/обновление рабочей программы учебной дисциплины

Рецензирование диссертации (внутреннее); оппонирование диссертации; экспертиза диссертации (диссертационный совет); подготовка отзыва на автореферат; подготовка отзыва ведущей организации; сдача кандидатских минимумов, подготовка диссертации, защита диссертации

Участие в деятельности экспертных советов ВАК Министерства образования и науки РФ и др.

Разработка/ обновление материалов для промежуточного и итогового контроля знаний студентов

Участие в работе диссертационного совета

Работа в наблюдательных и общественных советах, членство в общественных организациях, занимающихся вопросами науки и образования

Разработка электронного/ мультимедийного учебника/ пособия/ комплекса

Индексы научного цитирования (система показателей – состояние, прирост)

Участие в теле- и радиопередачах и публикации, способствующие повышению имиджа университета

Разработка заданий с использованием компьютерных обучающих (дистанционных) программ

Участие в конкурсах на выполнение НИР (подача заявки, выигранные заявки, выполненные заявки)

Работа в экспертных группах и конкурсных комиссиях

Разработка новых курсов

Руководство научно-исследовательской деятельностью кафедры/факультета

Участие в воспитательной работе (студенческие кружки, общества и пр.)

 

Однако и здесь не все прозрачно и тем более способствующее повышению духовности нации. В частности, не все журналы и книги индексируются РИНЦ. Но тогда заслуживает внимания вопрос, а как будут подниматься «новые» издания? То есть в настоящее время рождена еще одна монополия – «монополия РИНЦ». Связанным фактором выступает и «число цитирований публикаций автора РИНЦ». И здесь тоже возникает вопрос- теневой бизнес- искусственное увеличение цитирований, при чем не на безвозмездной основе. Третий аспект-индекс Хирша, с которым происходит все тоже самое, что и с предыдущим критерием. Настойчивое требование наличия публикаций в зарубежных журналах, включая «SCOPUS» приводит к тому же «теневому рынку». Для того, чтобы выполнить норматив хотя бы части представленных критериев, преподавателю высшей школы необходимо: время и денежные средства. В силу перечисленных выше аспектов, а именно увеличению документооборота, сокращение численности документоведов и ассистентов на кафедрах, времени у доцентов и профессоров на науку нет. Тоже самое обстоит и по второму аспекту- наличию денежных средств для публикации своих статей. Средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава составляет от 10000 руб. для должности старшего преподавателя до 58000 руб. для должности профессора с учетом регионального аспекта. Если взять среднюю заработную плату в размере 25000 рублей и вычесть из нее необходимые траты для поддержания своей жизнеспособности, а именно оплату ЖКХ, продукты питания, проезд, не говоря уже об одежде, то на публикацию статей также ничего не остается. Остается только активно взаимодействовать с хозяйствующими структурами или со студентами. Первые в свою очередь не хотят сотрудничать с учебными заведениями в силу кризиса, сокращения объемов работ и инфляционными процессами, вторые также не хотят ничего дополнительно оплачивать, по причине «дороговизны» самого образования.

Остается только верить, что все происходящие процессы в сфере образования, являются необходимой составляющей частью возрождения и формирования новой системы образования, которая будет способствовать развитию и укреплению всей системы ценностей человека- мыслящего, творящего, созидающего.