Полный текст статьи
Печать

Для решения названных задач применяются информационные технологии, на базе которых формируются информационно-образовательные среды, посредством которых и осуществляются процессы управления образованием и дистанционного обучения.

Информационно-образовательная среда есть совокупность собственно учебных материалов, средств их передачи, разработки и хранения, возможность доступа к данным материалам (группа специалистов проекта МО «Объединенный проект по разработке нормативно-правовых документов»).

Самые значительные возможности в реализации виртуальной среды образования, согласно работам Агапонова С. В   и Лаврова О.А. [7], сегодня имеют программы, которые носят названия LMS (системы управления обучением), KMS (системы управления знаниями), OLE (онлайновые обучающие среды), или, иными словами, обучающие оболочки или системы. 

Информационно-образовательная среда, которая сформирована на базе телекоммуникационных технологий (включая обучающие системы), имеет целый ряд преимуществ перед классическими средствами:  гипертекстовая организация сетевых курсов обучения дает возможность компактного представления больших объемов учебной информации и ее четкого структурирования;

  наличие возможности организации учебного процесса на базе индивидуального ориентированного подхода, что является важным в связи с индивидуальными особенностями учащихся, которые обладают разным уровнем подготовки по дисциплинам.

      Согласно трудам Агапонова С.В. [1] и Полат Е.С. [7], информационная  среда, лежащая в основе системы управления знаниями, включает ряд функциональных инструментов, которые можно назвать классическими инструментами организации дистанционного обучения.

      Основываясь на работах А.А. Андреева [1], И.Г. Захаровой [3], Ю.А. Прозоровой [5], можно выделить в проектируемой информационно-образовательной среде конкретные блоки, которые представляют все элементы педагогической системы:  Задачно-целевой блок, в котором содержится иерархия целей и задач.

 При использовании ИОС преподаватель и ученики должны знать, чему они должны научиться (или научить) в процессе обучения и при изучении того или иного материала, какие навыки им требуется сформировать или освоить, какие задания для этого необходимо выполнить.

Использование современных систем управления знаниями дает возможность сформировать информационно-образовательную среду даже тому преподавателю, который не владеет навыками программирования.

      Формализация – это анализ тех дидактических задач, что необходимо решать через использование ИОС, а также поиск и формализация предполагаемых методов их решения на базе модели обучающего процесса и характеристик данных и технологий, которые лежат в ее основе.

      Реализация проекта есть перевод формализованного метода решения дидактических задач в конечную схему (то есть сценарий действий ИОС) в виде автоматизированной системы обучения, специфика которой определяется теми информационными технологиями, который были для этого выбраны.

      Первый подход (снизу вверх) характеризуется постепенным выстраиванием информационно-образовательной системы на базе поэтапной интеграции в процесс обучения и воспитания разнообразных электронных учебных материалов.

  решение проблем управления учебными процессами на базе ИОС;

 При данном подходе выделяются следующие этапы:  определение целей обучения (знаний, навыков и умений), а также целей воспитания и развития с учетом дополнительных возможностей, появляющихся благодаря применению данной среды; 

     Какой бы подход ни был выбран, педагог занимает центральное место в оперативном тестировании разрабатываемого материала, их коррекции и адаптации согласно результатам использования в учебно-воспитательном процессе.

 Проведенный анализ практик дистанционного обучения показывает, что модульную структуру можно по праву назвать самой предпочтительной для содержания, представленного в ИОС. Учебным модулем называется автономный, функционально и содержательно наполненный образовательный ресурс, который предназначен для решения определенной задачи образовательного процесса. 

     В том случае, если дистанционное обучение является поддержкой для очного, а главное средство обучения – печатный учебник, на сайте желательно разместить конспекты лекций, практикумы, домашние задания, тесты, а также  глоссарий, чтобы учащиеся могли использовать названные компоненты при подготовке и на занятиях.

 При этом конспекты желательно использовать для закрепления учебного материала и его повторения, а тесты, практикумы и домашние задания – для формирования практических навыков.  Согласно анализу образовательных сайтов, реализация поставленных целей кроме учебного материала требует и включения таких  компонентов, как: факультативный, экзаменационный и олимпиадный материал, ссылки на интернет-ресурсы, форумы, электронные газеты, результаты обучающей и проектной деятельности учеников и проч.

 Например, конспекты, которые содержат ключевые понятия, положения и структуру темы, могут быть использованы и при объяснении материала преподавателем в классном обучении, и при самостоятельном домашнем обучении, и при повторении материала перед уроком.

 Специалистами предлагается представление пошагового разбора типовых задач (по всем изучаемым темам) и использование данного материала при объяснении нового материала и самообучения при подготовке к уроку.