На современном этапе, при выходе из общемирового экономического кризиса и совершенствования экономики, наиболее существенным и эффективным средством в повышении прибыли является налоговое планирование. Сегодня обоснованию оценки всех факторов, влияющих на субъект экономической деятельности и получение коммерческой организации прибыли отводится особая роль. Быстрое видоизменение окружающей среды приводит к неопределенности и неустойчивости организации и усложняют создание достоверной бухгалтерской информации. Значимость для экономики страны налогообложения и особенности его процесса вызывают потребность обособления налогового менеджмента в качестве самостоятельной отрасли финансового менеджмента и самостоятельного направления в управленческой деятельности в России [2].
Данная тематика исследования очень актуальна, в нашей современной действительности, поскольку имеется много проблем и нерешенных вопросов специфики функционирования налогового менеджмента, отсутствие назначений по его организации аналитической составляющей в коммерческих организаций и т.д. Главным является способность и готовность экономических субъектов наиболее продуктивным способом реагировать на различные изменения показателей на всех уровнях и своевременно ориентироваться на сложившуюся экономическую ситуацию.
Аналитическое обеспечение дает возможность эффективно осуществлять одни из основных функций управления, отдельных направлений управленческой деятельности, отличающихся по видам, объемам управленческого труда и срокам их выполнения.
Налоговый менеджмент – недавно сформировавшееся понятие в экономической науке. Это объясняется тем, что в отечественной литературе отсутствует логическая система, обеспечивающая понимание сути, основных целей, стратегических задач налогового менеджмента и рекомендаций по его функционированию в коммерческих организациях.[3] Из-за того, что качественные и количественные параметры бизнеса меняются, появляется потребность организации в налоговом менеджменте. Требуется структурированная форма управления финансовыми и налоговыми отношениями. Построение учетно-аналитической системы способствует созданию единой информационной платформы, которая сможет поддерживать процесс принятия управленческих решений, а также осуществлять эффективное управление налоговыми обязательствами. Необходимо, что бы сама система налогового менеджмента была обеспечена качественной и структурированной информацией.
Вместе со становлением российской налоговой системы происходит усовершенствование налогового менеджмента с целью организации влияния на налоговые расходы и риски, доходы, необходимые для установки наиболее оптимальной величины налоговых обязательств.[2]
Повышение экономической эффективности деятельности, укрепление финансов, достижение увеличения стоимости коммерческой организации являются, одними из главных аспектов налогового менеджмента.
Организацию системы налогового менеджмента и развитие его обеспечения в коммерческой организации следует рассматривать в двух временных факторах (стратегическом и тактическом) и на нескольких различных уровнях (микро-, макро-, налоговый менеджмент граждан). К формированию аналитического обеспечения коммерческих организаций существуют разные подходы. В нашей стране преобладает тактический подход. Он направлен на максимальность получения прибыли. Конечно, способ трактуется как уход от исполнения налоговых обязательств, уклонение от уплаты налогообложения, что создает предпосылки для формирования учетно-аналитического обеспечения налогового менеджмента. В других развитых странах для обеспечения долгосрочного и устойчивого процветания компании максимизируют реальную стоимость компании, представляемой в виде чистых пассивов, которая осуществляется в рамках стратегического подхода.
Одной их моделей налогового менеджмента является концептуальная модель. Она состоит из 7 аспектов: порядок создания налоговых обязательств и налогового поля коммерческой организации, методологическое обеспечение, формы и методы налогового менеджмента, методы управления налоговыми обязательствами, организационно-методическое, программно-техническое и аналитическое обеспечение.[3]
В данной модели налоговый менеджмент рассматривается как единый научно-практический процесс упорядочивания хозяйственной деятельности в соответствии с имеющимся налоговым законодательством, стратегией развития организации в целом и финансовой стратегией в частности. С помощью научно-обоснованных и экономически целесообразных форм налоговый менеджмент в данном случае реализуется через влияние на налоги на микроуровне. Это достигается путем принятия решений в области управления налоговыми доходами и расходами, обязательствами и рисками. Делается это в целях повышения общей экономической эффективности коммерческого предприятия и роста его стоимости.
Функции аналитических систем следуют из общих областей наложения различных видов учета и экономического анализа, а учетно-аналитическая система в настоящее время определяется как система, основанная на различных видах информации, которыми располагает фирма. Такой информацией является финансовая, управленческая и налоговая информации.
Имеющиеся варианты учетно-аналитических систем являются достаточно общими и не могут отразить специфики всего процесса налогового менеджмента. Учетно-аналитическое обеспечение налогового менеджмента в коммерческой организации трактуется как самостоятельная, упорядоченная совокупность управления.
Специфика процесса налогового менеджмента:
1)эффективно функционирующая система учетных, аналитических и контрольных процедур, взаимодействие которых направлено на удовлетворение потребностей внешних и внутренних пользователей в генерировании комплексной информации, еѐ адаптации к изменениям внутренней и внешней среды функционирования организации в целях выработки эффективных управленческих решений в процессе налогового менеджмента;
2)информационные ресурсы, представленные нормативной, бухгалтерской, аналитической, управленческой, стратегической и внеучетной информацией, формируемой посредством противоположных связей с общей системой управления коммерческой организацией и внешней средой;
3)организационное, методическое и методологическое обеспечение, основанное на преимуществах современных информационных технологий.[3]
Данный подход дает возможность увеличить научные суждения об учетно-аналитическом обеспечении налогового менеджмента, привести рекомендации по его развитию на основе развития методик учета и анализа, которые используются в рамках системы учетно-аналитического обеспечения коммерческой организации.
Изучение способов функционирования учетно-аналитического обеспечения налогового менеджмента, а также его формирование необходимо проводить с учетом стадий жизненного цикла конкретной коммерческой организации. Следует принимать во внимание взаимосвязь учета, планирования, контроля и анализа. Учетно-аналитическое обеспечение налогового менеджмента основывается на их единстве, создающем всеобщее информационное пространство.
Формирование концепций системы бухгалтерского и налогового учета в управлении налоговыми расходами и доходами, обязательствами и рисками сводится к необходимости создания упорядоченного единого плана счетов бухгалтерского, финансового и налогового учета.
Слияние осуществляется на основе принципов конфиденциальности и сохранности информации; централизации бухгалтерской системы; обеспечения достоверности и оперативности учета.
В настоящее время невозможно обойтись без системы специальных субсчетов к балансовым счетам, так как порядок признания активов, обязательств, доходов, расходов и финансовых результатов значительно отличается в рамках налогового и бухгалтерского учета. Для осуществления контроля результатов хозяйственной деятельности и эффективного управления предприятием, нужно формирование гибкой и достоверной системы информации.
Одной из важных характеристик аналитического обеспечения управления коммерческой организацией является единство и системность данного процесса. Это отражено во взаимоотношении субъектов и объектов управления. Информационный отдел учетно-аналитического обеспечения характеризуется большим спектром видов информации, разными подсистемами учета, в которых важная роль отводится управленческому учету, а также стадиями бизнес-процесса.
Информационные данные, которые сформированы на основе реализации в деятельности организации плана счетов, могут быть ключевыми элементами аналитического обеспечения налогового менеджмента в коммерческой организации.
Налоговый инжиниринг обладает значительными преимуществами в отношении использования и представления информации с точки зрения ее структурированности, достоверности и удобства в использовании, принятия оперативных, стратегических налоговых решений. Производительные балансовые отчеты могут помочь установить реальное или предполагаемое влияние внешних и внутренних факторов, от которых на 80% зависит успех предприятия при определенных условиях, а также оценить возможные версии его дальнейшего развития.
На практике применение инструментов налогового менеджмента дает возможность оценить воздействие возможных налоговых рисков и обязательств на экономическое состояние организации. Одним из основных составляющих аналитического обеспечения в коммерческой организации является анализ, главным элементом которого, является моделирование последствий и результатов принятия управленческих решений на предприятии. Благодаря нему, созданы схемы оценки управления налоговыми расходами и доходами, системами налогообложения, обязательствами и рисками. Аналитические показатели необходимы для принятия эффективных решений по всем направлениям использования и вырабатывания собственного капитала коммерческой организации. [1]
Изучая различные подходы к пониманию аналитического обеспечению в целом и налогового анализа можно выделить такие основные элементы как:
- специальную методику налогового анализа, использующую при своем функционировании программно-технические средства;
- технологии оценки и прогнозирования налоговой нагрузки, организационные структуры и процедуры налогового анализа;
- последовательность анализа системы налогообложения и управления налоговыми обязательствами, доходами, расходами и рисками коммерческой организации.
Возможно, при организации стабильной аналитической работы на предприятии, подсистема аналитического обеспечения налогового менеджмента в коммерческой организации трансформируется в неизменно влияющий фактор повышения эффективности производства, действующий за счет активизации всего информационного фонда организации.[1]
Сейчас не имеется строго упорядоченных и иерархичных методик управления хозяйственной и финансовой деятельностью коммерческих организаций, отсутствуют технологии налогового анализа, которые бы смогли отразить все потребности налогового менеджмента.
Практическая реализация и назначения по созданию методики налогового анализа могут являться ведущей линией для создания единственного в совсем роде оценочного инструментария. С помощью его можно будет влиять на налоговую среду в функционировании конкретных коммерческих организаций. Руководство организации может применять это при решении задач текущего и стратегического налогового менеджмента в коммерческой организации (например, в области управления налоговыми расходами, доходами, рисками и обязательствами).