История взяточничества берет свое начало от истоков человеческой цивилизации. Во-первых, для того, чтобы изучить правовую основу данного понятия, необходимо изучить исторический опыт противодействия взяточничеству.
Русская государственность на ранних этапах истории характеризовалась княжеско-дружинным управлением, когда несложные государственные функции князь выполнял вместе с дружиной. Они составляли аппарат управления. Средством сплочения дружинной среды и поддержания княжеского авторитета служили многочисленные пиры и раздача богатств. Государственным чиновникам, собиравшим виры, и судебным чиновникам при взыскании ими продажи полагалась определенная сумма от взысканных штрафов (1/5 часть), а также обеспечение продуктами питания по потребностям. Несмотря на фиксацию размера содержания, сам принцип процентного отчисления судьям от каждого штрафа не мог не породить негативных последствий и способствовал искусственному увеличению и разрастанию уголовных дел в древнерусском государстве[1].
Это положило основу взяточничеству не только в Древнерусском государстве, но и в современной России. Не было уголовной ответственности за данное преступление, тогда как современное законодательство предусматривает уголовную ответственность за взяточничество. Статья 290 регулирует основания и ответственность за получение взятки, а именно: получение лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе - наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки[2].
Под получением взятки следует понимать реальное обладание врученными должностному лицу материальными ценностями, а если речь идет об услугах такого же характера, то фактическое пользование ими. Поэтому получение взятки признается оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом того или иного материального вознаграждения. При этом не имеет значения, получило лицо всю заранее оговоренную сумму денег или только часть ее, так как уже первый факт реального обладания ценностями образует оконченный состав преступления.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современное время в России коррупция и связанная с ней коррупция занимает лидирующую позицию в сфере экономической преступности.
По официальной статистике Верховного суда РФ, за 2013 год в России было осуждено за получение взятки 1732 человека и в два раза больше взяткодателей: 3456 человек. Первое место по числу осужденных за получение взятки в 2013 году занимают государственные и муниципальные служащие 786 человек. На втором месте прокуроры, следователи, и другие сотрудники правоохранительных органов-471 человек. На третьем месте служащие коммерческих и иных организаций, всего 257 человек. Противоположная ситуация складывается по статье о даче взятки. Первое место занимают рабочие, их было осуждено 787 человек. На втором месте предприниматели всего 420. На третьем месте те же служащие коммерческих и иных организаций. На основании данных можно сделать вывод о том, что представители муниципальной и государственной службы занимают первенство по получению взятки: руководители администраций городов, министры Российской Федерации ее субъектов. К сожалению, представители закона не уступают им. Правоохранительные органы, которые должны защищать права и свободы гражданина обостряют коррупционную ситуацию в стране. Яркий пример этому - начальник военно-медицинского управления главного командования внутренних войск МВД РФ Юрий Сабанин задержан по подозрению в получении от предпринимателя взятки в 2,5 миллиона рублей[3].
Существуют пять наиболее актуальных направлений противодействию коррупции. Во - первых, – контроль за соответствием реальных доходов и расходов чиновничества. Второе – укрепление кадрового состава правоохранительных органов, разграничение полномочий органов регистрации преступлений и органов расследования. Третье – усиление контроля за бюджетными расходами. Осуществляющая эти функции Счетная палата Российской Федерации должна в случае обнаружения нарушений, помимо направлений результатов расследований в правоохранительные органы, предавать гласности открывшиеся факты. Четвертое – реорганизация кадровой политики органов государственной власти. Продвижение по служебной лестнице должно зависеть от требований системы государственного управления, а не от субъективных настроений вышестоящего руководства. Пятое – восстановление независимости судебной системы. Леонид Пайдиев, кандидат экономических наук, советник Русско-германского философского общества считает, что судьи должны стать членами неформального элитарного клуба, в который должны входить государственные служащие различных министерств и ведомств, а одной из функций этого клуба должно стать определение приоритетов государственной политики, в том числе в сфере борьбы с коррупционными преступлениями. По мнению Андрея Гудкова, доктора экономических наук, профессор Академии труда и социальных отношений, продолжившего обсуждение, коррупция, напротив, является заведомо неистребимой. Ситуацию с коррупцией в России Андрей Гудков охарактеризовал так: во всем мире воруют с прибыли и только в России – с затрат. Вместе с тем, Андрей Гудков поддержал тезис о том, что коррупционная специфика России носит в основе своей политический характер. Перефразируя ленинское высказывание, он заметил, что в настоящее время, российское государство не является комитетом по совместному управлению буржуазией национальным богатством страны, государство принадлежит чиновничеству, а коррупция является формой реализации власти чиновничества над страной[4].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что взяточничество для России является серьезной проблемой, которая характеризуется стремлением к росту. Необходимо привлечь не только государственные органы, но и силы граждан в решении этой извечной проблемы.