Полный текст статьи
Печать

Педагогическая система школы – целенаправленная, самоорганизующаяся система, в которой основной целью становится успешная социализация личности, формирование метапредметных компетенций и универсальных учебных действий, и развитие творческих способностей. Эта цель реализуется на всех этапах развития педагогической системы школы, в её дидактической и воспитательной подсистемах, а также в сфере профессионального и свободного общения всех участников образовательного процесса.

Федеральные государственные стандарты нового поколения, реализуемые сегодня образовательными организациями общего образования, ориентируют педагогические коллективы на осуществление системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Формирование личности в процессе деятельности, в рациональном чередовании учебной и внеурочной работы становится приоритетом воспитательной программы школы. Ниже представлен опыт по моделированию воспитательной системы МБОУ СОШ №40 г. Тулы, отражающий как приоритеты государственной политики в области образования, так и условия, возможности и традиции региона и школы [1].

Аксиологическую основу воспитательной системы школы составляет теоретическая концепция, которая включает ведущие идеи, цели, задачи, принципы, педагогические теории.

Педагогическое общение как способ взаимодействия педагогов и воспитанников выступает связующим компонентом педагогической системы школы.

 I.   Концептуальные основы воспитательной программы МБОУ СОШ №40

Воспитательная программа МБОУСОШ №40 – стратегический, нормативно-правовой документ, обеспечивающий реализацию приоритетов государственной политики в вопросах воспитания школьников.

Воспитательная программа определяет современные гуманистические принципы и подходы, направления и особенности воспитательной работы в школе, обеспечивает научную основу для эффективности педагогической практики.

    В основе Программы лежат:

Нормативные документы, определяющие государственную политику в области образования:

  1. Конвенция о правах человека,
  2. Конвенция о правах ребенка,
  3. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»,
  4. Закон «Об образовании в РФ»,
  5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000г.,
  6. Современная модель образования, ориентированная на инновационное развитие экономики,
  7. Приоритетный национальный проект «Образование»,
  8. Национальная инициатива «Наша новая школа»,
  9. Закон «Об образовании» Тульской области

Ведущие положения:

  • теории педагогического проектирования (М.М. Поташник, В.М. Монахов),
  • теории образовательного менеджмента (Ю.А. Конаржевский, А.М. Моисеев, А.А. Орлов, М.М. Поташник, Т.Н. Шамова,
  •  концепции компетентностного подхода в образовании (Д.А. Иванов, Л.И. Луценко),
  • теории воспитания  (Д.В. Григорьев, О.В. Заславская, В.А. Караковский, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский,   И.С. Якиманская).

Концепция воспитания в школе, основанная на анализе социального заказа, результатов и показателей деятельности за предыдущей период, учитывает следующие потенциальные факторы, влияющие на эффективность воспитательной работы:

 - сложившиеся связи по сотрудничеству в едином образовательном пространстве Пролетарского района;

 - существующие в школе позитивные традиции в обучении и воспитании;

- педагогический коллектив с высоким профессиональным уровнем и богатым опытом работы;

- разнородный контингент обучающихся, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации или  относящихся к группе «риска».

            В основу программы положена идея создания такого единого образовательного пространства, которое позволит учащимся развиваться на основе индивидуальных возможностей. Реализация программы будет способствовать созданию условий для формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной к дальнейшему образованию, ориентированной на высокие нравственные ценности, интегрированной в систему национальной и мировой культуры, социально адаптированной к новым экономическим условиям.

Спецификой цели гуманистического воспитания является создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с собой и обществом.

Цель гуманистического воспитания позволяет поставить адекватные ей задачи:

  • философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;
  • оказание помощи в построении личностных компетенций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также в осознании ответственности за жизнетворчество;
  • приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним; раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали, их диапазона и конкретного содержания (доброта, взаимопонимание, милосердие, сочувствие и др.) и культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра;
  • развитие интеллектуально-нравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности,  мировоззренческой рефлексии;
  • возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей; воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремление к сохранению и развитию престижа, славы и богатства отечества;
  • изменение отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды страны и ее духовный потенциал, которые в свою очередь обеспечивают возможность личностного роста;
  • развитие валеологических установок и представлений о здоровом образе жизни, формирование понятий о жизненных планах и пролонгированных устремлениях к реализации личностных и социальных перспектив.

Решение названных задач дает возможность заложить фундамент гуманитарной культуры личности, которая вызывает к жизни ее потребность строить и совершенствовать мир, общество, себя.

Цель программы: определение стратегических направлений деятельности школы в рамках современных тенденций развития образования, с учетом её включенности в масштабный инновационный процесс, изменения технологических основ образовательной деятельности и наличия сформированного социального заказа.

Прогнозируемый педагогический результат

Предполагаемый результат выполнения программы связан с соотнесением степени реализации поставленных задач.

 Итогом выполнения программы в организационном плане должны стать:

- укрепление и развитие образовательной системы школы в интересах личности, семьи, города, общества;

- построение и усовершенствование функциональной и индивидуальной модели школы, наиболее эффективной в условиях муниципального и регионального образования.

В образовательной деятельности на основе обновленного содержания образования должно быть достигнуто:

- обеспечение базового образовательного минимума как основы непрерывного образования;

- достижение оптимальной образовательной нагрузки за счет здоровьесберегающих технологий

- повышение качества образования;

- самореализация, самоопределение, саморазвитие, самореабилитация личности.

II. Миссия  школы

Миссия школы №40 - создание условий для формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности, для реализации индивидуальных запросов обучающихся и родителей, для выполнения социального заказа государства, ориентированного на инновационное развитие экономики.

Цель воспитательной работы школы: формирование базовой культуры и социальных компетенций личности учащихся: формирование физически здоровой,  творчески мыслящей личности, свободно ориентирующейся в современном информационном пространстве, ориентированной на высокие духовно-нравственные ценности, интегрированной в систему национальной и мировой культур, способной в последующем на участие в духовном развитии общества.

Задачи воспитательной деятельностишколы:

  • Формирование здоровьесберегающей среды.
  • Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в гуманном характере отношений между участниками педагогического процесса, в создании условий для всемерного развития личности, для побуждения ее к самостоятельности, саморазвитию, самовоспитанию, для проявления ее творческого потенциала (реализация направлений «ЗДОРОВЬЕ», «ИНТЕЛЛЕКТ», «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»).
  • Работа по профилактике опасных для жизни привычек и наклонностей.
  • Работа по изучению личности ученика с целью содействия ее самореализации и индивидуализации образовательного процесса.
  • Работа по формированию и укреплению школьных традиций.
  • Организация всех видов деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения.
  • Диагностика, регулирование и коррекция воспитательного процесса в школе, индивидуального пути развития каждого воспитанника.
  • Взаимодействие с семьёй и общественностью.
  • Организационно-методическое обеспечение воспитательной работы.

совершенствование методического  мастерства классного руководителя. 

III. Основные направления реализации программы (комплексно-целевые программы)

ЗДОРОВЬЕ

Концептуальная основа - формирование здоровьесберегающих компетенций.

Комплексно-целевые программы:

«Я выбираю жизнь»

Цель:профилактика  вредных привычек и опасных для жизни наклонностей)

Задачи:1)  сохранение  и поддержание здоровья учащихся;

   2) санитарно-гигиеническое просвещение, профилактическая деятельность.

Направления деятельности:

1. Система медицинского мониторинга            

- медосмотры, консультации специалистов

- выявление детей групп повышенного риска

- профилактические прививки.

2. Мероприятия по реабилитации:

-применение системы здоровьесберегающих технологий (в соответствии с требованиями СанПИН)

-создание групп здоровья (оздоровительная гимнастика, массаж, и т.д.)

-проведение Дней здоровья

3.Профилактическое просвещение:

-выпуск санбюллетеней;

-лекции, беседы, тематические классные часы;

-просмотр видеофильмов.

4. Связь с учреждениями здравоохранения и наркодиспансером по вопросам предупреждения и профилактики употребления наркотических веществ, формирования вредных привычек.

«Безопасность»

Цель:Создание условий для обеспечения безопасной жизнедеятельности в школьном пространстве.

Задачи:1)  Обеспечение контрольно-пропускного режима.

2) Обеспечение выполнения норм охраны жизнедеятельности, профилактическая деятельность.

Направления деятельности:

- Проведение (под расписку) инструктажа работников школы по вопросам охраны жизни детей и соблюдения правил техники безопасности.

- Контроль состояния пожарной безопасности в учебных помещениях, столовой. Особое внимание обратить на исправность электропроводки, наличие щитов с пожарным инвентарём, огнетушителей.

- Приведение оборудования мастерских в соответствие с требованиями техники безопасности и производственной санитарии. Особое внимание обратить на меры безопасности при работе на станках, при пользовании электроинструментом, при рубке металла.

- Принятие мер безопасности в учебных кабинетах (физики, электротехники, химии, и т. д.)

- При организации экскурсий, туристических походов обеспечение выбора маршрутов, проведение подготовки учащихся и руководителей: тренировки, инструктаж; проверка оборудования и средств первой помощи;

- Проведение бесед о правилах купания, поведения на льду,и т. д.

- Систематическое изучение с учащимися правил уличного движения, правил безопасности. Оформление  стендов, приглашение на встречи работников милиции и врачей.

- Систематизация  сведений о больных детях и проверка хода их лечения.

- Контроль за жизнью детей, лишившихся родителей, и оказание им своевременной помощи.

- Во время бесед с учителями и родителями акцентирование внимания на вопросах, связанных с охраной интересов, здоровья и жизни детей.

- При проведении массовых мероприятий (в актовых залах, на спортплощадках и т. д.) принятие специальных мер по безопасности и охране жизни детей.

 ИНТЕЛЛЕКТ

Концептуальная  основа – формирование интеллектуальных компетенций

Комплексно-целевые программы:

«Знание - сила»

Цель:  Создание условий для развития интеллектуального потенциала учащихся.

Задачи:1) Содействие интеллектуальному развитию учащихся.

   2) Создание условий для развития познавательных интересов.

Направления деятельности:

1. Изучение интеллектуальных возможностей учащихся (психодиагностика).

2. Применение  развивающих технологий, форм, методов в учебной и внеурочной деятельности.

3. Вовлечение учащихся  в творческую интеллектуальную деятельность.

4. Проведение интеллектуальных игр типа «Что? Где? Когда?», КВН

5. Организация кружковой работы по интересам.

6. Проведение научно-практических конференций.

7.Содействие участию в интеллектуальных конкурсах, конференциях, чтениях, смотрах и т.д.

8. Использование базы библиотеки и компьютерного класса в организации предметных и внеурочных мероприятий .

9. Проведение предметных недель.

«Одаренные дети»

Цель: создание условий для самореализации личности в отдельных областях знаний.

Задачи: 1) Выявление наиболее продвинутых учащихся;

    2) Содействие личностному росту ребенка.

Направления деятельности:

 1. Выявление одаренных детей, проявляющих особые способности и высокие результаты как при изучении всех предметов, так и отдельных из них, а  также в других видах деятельности

2. Разработка индивидуальных программ обучения по отдельным предметам.

3. Предоставление условий для внеурочной работы на индивидуальных занятиях.

4. Предоставление возможности участия в творческих конкурсах, олимпиадах, конференциях, соревнованиях и т.д.

5. Моральное  и материальное поощрение успехов и достижений (чествование на линейках, вручение грамот, призов, премирование экскурсионными  поездками и т.п.)

6. Представление к  именной стипендии (городской, областной).

7. Организация конкурса «Ученик года».

8. Организация и проведение предметных олимпиад в школе

Программа «ИКТ»

Цель: использование современных компьютерных технологий.

Направления деятельности:

  1. Развитие сайта «МБОУСОШ №40».
  2. Использование сети Интернет в урочной и внеклассной деятельности.
  3. Использование ИКТ во внеурочной деятельности.

 «Экономическое образование»

Цель: адаптация учащихся к жизни в условиях рыночной экономики.

Направления деятельности:

  1. Организация социально-экономического профиля на третьей ступени обучения.

2. Организация деятельности экономического кружка.

«Профориентация»

Цель: создание условий для профессионального самоопределения учащихся.

Направления деятельности:

1. Предоставление информации о профессиях.

2. Проведение профдиагностики.

3. Организация встреч с представителями разных профессий, с выпускниками школы.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Концептуальная основа – формирование социальных компетенций (социальной культуры личности), культивирование школьных традиций и символики).

Комплексно-целевые программы:

«Адаптация и социальная поддержка»

Цель: оказание социальной поддержки и защиты учащимся, нуждающимся в помощи.

Направления деятельности:

1. Ознакомление учащихся и родителей с нормативными документами, регулирующими деятельность школы.

2. Отслеживание регламента учебной деятельности на уроках и дома.

3. Мониторинг психологического самочувствия.

4. Проведение коллективных творческих дел, встреч в неформальной обстановке.

5.  Проведение  педконсилиумов по проблемам вопросам.

6. Выявление и учет семей, требующих социальной защиты.

7. Предоставление учащимся льгот, предусмотренных законодательством.

8. Оказание психологической помощи родителям и обучающимся

«Я гражданин России»

Цель: патриотическое воспитание, формирование гражданских качеств личности.

Направления деятельности:

  1. Правовое просвещение.
  2. Проведение тематических классных часов и мероприятий, посвященных патриотической тематике.
  3. Празднование Дня Защитника Отечества, Дня Победы, Дня примирения и согласия.
  4. Участие в городских митингах и мероприятиях, посвященных памятным, историческим датам.
  5. Участие в городских месячниках по ГО.
  6. Организация и проведение дискуссионных клубов по проблемам гражданственности, патриотизма, соблюдение прав человека и моральных норм.

«Толерантность»

Цель программы:   воспитание в молодёжной среде толерантного поведения.

Задачи:

  • формирование знаний о правах человека;
  • формирование представлений о религиях и культурах мира;
  • формирование компетенции толерантного поведения.

Формы работы:

  • беседы;
  • классные часы;
  • конференции;
  • ролевые игры;
  • занятия-тренинги;
  • кружок православной культуры;
  • КТД по традициям и народным праздникам.

«Творчество»

Цель: создание условий для творческой самореализации личности.

Направления деятельности:

  1. Расширение сети дополнительного образования.
  2. Выпуск литературных журналов, газет, альманахов, отражающих творчество учащихся.
  3. Проведение театрализованных  праздников, коллективных творческих дел.
  4. Содействие участию учащихся школы в творческих конкурсах разных уровней.
  5. Организация смотров и выставок, отражающих творчество учащихся.
  6. Развитие-КВН-движения.

 «Досуг»

Цель: привитие учащимся культуры проведения досуга.

Направления деятельности:

  1. Совершенствование форм и содержания проведения праздников, коллективных творческих дел.
  2. Расширение связей с музыкальной школы, городскими музеями, Тульским драматическим театром, филармонией.
  3. Посещение культурных и памятных мест города, области, страны, мира.
  4. Создание копилки сценариев проведения досуговых мероприятий.
  5. Привлечение родителей для организации и участия в досуговых мероприятий.

«Музей»

Цель: формирование уважения и интереса к  истории.

Направления деятельности:

  1. Развитие музея истории, пополнение фондов и экспозиции.
  2. Сохранение и пополнение фото- и видеолетописи.
  3. Участие в поисковой деятельности.
  4. Участие в городских мероприятиях, посвященных памятным датам.
  5. Оформление музейных экспозиций.

«Семья»

Цель: сотрудничество с семьями учащихся, педагогическое просвещение родителей.

Направления деятельности:

  1. Организация и проведение системы тематических родительских собраний.
  2. Проведение дней индивидуальных консультаций с родителями.
  3. Привлечение родителей к благоустройству школы.
  4. Проведение коллективных творческих дел совместно с родителями.
  5. Чествование семей, добившихся успехов в воспитании детей (грамоты, благодарственные письма, и т. п.).

Детская общественная организация «Алый парус»

Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. Самоуправление должно подчиняться следующим довольно жестким алгоритмическим шагам: разделение конкретного дела на законченные части и объемы – формирование микрогрупп соответственно частям и объемам – выбор ответственных за каждый участок деятельности – объединение ответственных в единый орган самоуправления – выбор главного ответственного лица.

Высшим органом школьного самоуправления является собрание общешкольного коллектива или его представителей. При этом собрание вправе принимать решения только в рамках переданных школьниками полномочий. Накопление и укрепление традиций – это такая форма коллективной жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер коллективистских отношений и общественное мнение.

Органом ученического самоуправления в школе является  общественное детское объединение «Алый парус» (далее ШОДО)

ШОДО имеет гимн, эмблему, название «Алые паруса», девиз, песню 

IV. Управление реализацией программы (субъекты взаимодействия) 

V. Методическое обеспечение

  • Методическое объединение классных руководителей
  • Курсовая переподготовка
  • Педсоветы, психолого-педагогические семинары
  • Мастер-классы
  • Рекомендации по ведению дневника классного руководителя
  • Копилка тематических сценариев. 

VI Нормативно-правовое обеспечение (положения)

Положения, регулирующие воспитательную работу

  1. Положение о школьной конференции
  2. Положение об общешкольном родительском комитете
  3. Положение о постановке учащихся на внутришкольный учет
  4. Положение о классном руководстве
  5. Положение о методическом объединении классных руководителей
  6. Положение о родительских собраниях
  7. Положение о школьном общественном детском объединении «Алый парус»
  8. Положение об учёте неблагополучных семей в Школе
  9. Положение о совете профилактики правонарушений среди учащихся
  10. Положение о трудовом отряде
  11. Положение о Совете школы
  12. Положение о портфолио учащихся
  13. Положение об организации летнего отдыха, оздоровления и занятости учащихся
  14. Положение о детском оздоровительном лагере с дневным пребыванием
  15. Положение о дежурстве по школе
  16.  Положение о психолого-педагогическом консилиуме
  17. Положение об организации дополнительного образования
  18. Положение о проведении спортивного праздника
  19. Положение о работе общественного инспектора по охране прав детей
  20. Правила поведения учащихся
  21. Правила о поощрениях и взысканиях учащихся
  22. Права и обязанности обучающихся (в соответствии с уставом школы) 

VII. Критерии оценки эффективности воспитательной системы школы

                 Для определения уровня сформированности воспитательной системы школы используется методика Л.К. Гребенкиной, которая  предложила использовать две группы оценок: критерии факта и критерии качества. Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система, а вторая даёт представление об уровне ее сформированности и эффективности.

Критерии факта могут быть представлены следующими показателями:

  • упорядоченность жизнедеятельности школы (соответствие содержания, объема и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям данной школы);
  • наличие сложившегося единого школьного коллектива;
  • интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий.

Критерии качества складываются из других показателей:

  • степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы;
  • общий психологический климат школы, стиль отношений, самочувствие ученика, его социальная защищенность, внутренний комфорт;
  • успешность социализации выпускников;
  • уровень воспитанности учащихся.

Критерий престижности является скорее эмоциональным, этическим показателем, проявляющимся как следствие всей сложившейся системы деятельности и отношений. Его показателями могут быть

- эстетика образовательной среды, способствующая поддержанию психологической комфортности;

- высокий уровень мотивации обучающихся, желающих получать образование именно в этом учебном заведении;

- социальная защищенность участников образовательного процесса;

- поддержание традиций школы;

- влияние школы на среду микрорайона, на развитие школ города, на общественность.

Упорядоченность жизнедеятельности школы позволяет при системном анализе применять вышеназванные критерии и своевременно выявлять и корректировать проблемы, эффективно регулировать

- ритм, режим и рациональную организацию жизнедеятельности в школьном пространстве;

- соответствие содержания, объема учебной нагрузки потребностям и возможностям участников образовательного процесса;

- целесообразность, достаточность, согласованность планов и деятельности всех участников образовательного процесса, вспомогательных служб;

- целесообразность выбора форм и содержания деятельности.

Данные критерии условны, так как непосредственно связаны с заявленными целями и задачами, характеризуют степень их достижения. 

Проектное мышление руководителя современной школы обеспечивает сегодня эффективность решения задач, определенных  в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения [2]. Модель воспитательной системы школы становится ориентиром для системного планирования воспитательной работы в школе, позволяет реагировать на возможные изменения , вызовы и риски.