Полный текст статьи
Печать

По данным Всероссийской переписи 2010 года в России проживает более 190 народов и этногрупп. Их мирное сосуществование и стабильность межнациональных отношений складывались в России веками. Еще не так давно все этносы проживали преимущественно на своих малых исторических родинах и не осуществляли активную экономическую экспансию и притязания на другие регионы. Сегодня выросло новое поколение россиян, к сожалению, не имеющих опыта социально-политического общежития различных наций в новых реалиях.
Из-за боязни разжигания межнациональной розни долгое время влияние национальных факторов на рост и развитие преступности минимизировалось. Однако негативные процессы зашли так далеко, что, по словам В.В. Путина, «… в наших условиях этническая преступность является проблемой не только криминальной, но и проблемой государственной безопасности» [1].
Как правило, под этнической преступностью подразумевают преступления, совершаемые в различных сферах жизнедеятельности государства этническими группам двух видов:
 организованными группами, сформированными с целью совершения преступлений;
 неустойчивыми («одноразовыми») группами, сложившимися стихийно, как правило, без предварительного замысла.
К первым относятся организованные преступные группы (далее – ОПГ), совершающие преступления в корыстных целях, а также образованные в целях ведения террористической и экстремистской деятельности.
Второй вид образуют группы, которые совершают преступления, главным образом, на бытовой почве, личной неприязни, из хулиганских побуждений или под влиянием одномоментных порывов криминального характера, в основном в целях завладения чужим имуществом, изнасилования или унижения человеческого достоинства представителя другой национальности. Эти группы составляют, как правило, лица одного или родственных этносов, поддерживающие между собой личные отношения на какой-либо основе (совместная трудовая деятельность, соседство и т.п.). Продолжительность существования таких групп иногда не превышает длительности совершения преступления. Однако они могут перерастать в организованные преступные группы первого вида или поглощаться ими.
Конфликты с местным населением, а также преступления на их почве, чаще возникают в условиях, когда какие-либо группы отвергают или пренебрежительно относятся к жизненным интересам и культуре других этносов или наций, либо конкретная этническая или национальная группа идентифицируется и социализируется только внутри себя, в связи с чем образует дистанцию между собой и другой (другими) этническими или национальными группами.
На наш взгляд, указанные мотивы в обязательном порядке должны быть в основе идентификации преступной группы как этнической. Другими словами, не могут считаться этническими (национальными) преступления, совершённые представителями этносов или наций на территории проживания других народов, если они совершены не по указанным выше мотивам. Определить ту или иную преступную группу как этническую зачастую позволяют национальные особенности поведения её членов, совпадающие с национальными особенностями соответствующей диаспоры.
По имеющейся информации, с 2004 года государственная и ведомственная отчётность МВД России не предусматривает представление сведений об этнической преступности. В уголовной статистике не выделяются соответствующие разделы. Поэтому официально не просчитываются ее уровень, структура и динамика. Следовательно, судить о размахе этнической преступности можно лишь по косвенным признакам.
Анализ оперативной обстановки по отчётам МВД России по федеральным округам и результаты изучения мнения сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел, обучающихся на курсах повышения квалификации в ТИПК МВД России, свидетельствуют, что криминальную ситуацию на территории Российской Федерации значительно осложняют организованные преступные группы и преступные сообщества, сформированные на этнической основе. На данное обстоятельство указали 79% опрошенных нами респондентов. Все это происходит на фоне заметного обострения межнациональных отношений в России, значительного уровня и плохо контролируемой трудовой миграции из стран Закавказья, Средней Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Кроме того, всесторонний анализ ситуации приводит к выводу, что имеющиеся статистические данные об уровне преступности не отражают реальную картину в связи с высоким уровнем латентности преступности в России в целом и этнической тем более.
По мнению оперативных сотрудников, наибольшую криминальную активность проявляют азербайджанские и чеченские организованные преступные группы. Среди этнических преступных групп почти две трети сотрудников ОВД выделяют выходцев с Кавказа.
Большинство опрошенных оперативных сотрудников (54%) отмечает тенденцию роста числа групп и преступных сообществ, сформированных на этнической основе, в особенности в Южном, Центральном и Северо-Западном федеральных округах.
По результатам анкетирования сотрудников уголовного розыска установлено, что основными направлениями противоправной деятельности этнических преступных групп и преступных сообществ являются преступления общеуголовной направленности, наркоторговля, терроризм, экстремизм, похищение людей с целью получения выкупа и преступления экономической направленности. Под контролем этнических преступных групп и преступных сообществ по-прежнему остаются различные объекты экономической сферы, государственные и коммерческие предприятия. Их участники приобретают непосредственно или через подставных лиц значительное количество коммерческих структур, в основном предприятия торговли, питания, игорно-развлекательного бизнеса. При этом имеющаяся теневая система налично-денежного оборота обеспечивает им возможность подкупа государственных и муниципальных служащих, что создаёт условия для защиты от правоохранительных органов.
Следует отметить, что российские этнические преступные группы находятся в более выгодных условиях, чем преступные группы, сформированные иммигрантами, поскольку они являются гражданами России и вправе свободно перемещаться по стране.
Как правило, участники этнических преступных групп действуют продолжительное время. К основным оперативно-розыскным признакам этих формирований можно отнести такие, как их структурно-функциональное построение; повышенную общественную опасность по направленности, видам и способам противоправной деятельности; наличие связей с коррумпированными представителями органов государственной власти и управления; «политизацию» преступной деятельности их лидеров.
На наш взгляд, особая сложность в осуществлении разработки участников этнических преступных групп и преступных сообществ объясняется, прежде всего, наличием дополнительных оперативно-розыскных признаков, присущих рассматриваемым формированиям. Это, в частности, определенная принадлежность участников к нации или народности; межрегиональные и международные связи участников (стран СНГ и дальнего зарубежья); криминальная субкультура; национальные традиции и обычаи; вероисповедание участников; наличие криминального профессионализма и др.
Как показало проведенное нами исследование, процесс формирования этнических преступных групп и преступных сообществ может происходить в нескольких направлениях:
 по месту жительства участников. Объединенные на национальной, родственной, земляческой основе в целях совершения преступлений рассматриваемые ОПГ достигают высокой степени организованности уже к моменту совершения первого преступления. Особенно это характерно для криминальных формирований, образовавшихся из числа лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности или под их руководством, т.е. лиц, являющихся носителями значительного криминального прошлого. Предполагая, что за ними будет осуществляться контроль со стороны ОВД, имея надёжные связи в различных регионах страны, их участники хорошо маскируют свою противоправную деятельность, в отдельных случаях переходят на нелегальное положение, расширяя «географию» преступной деятельности;
 в крупных городах, мегаполисах, в приграничных районах. В этих местностях чаще всего проявляется преступная активность «этнических» граждан, находящихся «на выезде», имеющих криминальную установку. При создании таких ОПГ, решающее значение приобретает любая даже случайная встреча в большом городе земляков из числа жителей того или иного региона, национального образования. Зная друг друга, имея общие связи в криминальной среде по месту постоянного жительства, «гастролирующие» граждане объединяются для совершения преступлений, которые требуют значительных физических сил, опыта, наличия связей среди местных выходцев региона (студентов, военнослужащих, нелегалов (находящихся в розыске), родственников и других);
 в местах лишения свободы. В следственных изоляторах, исправительных колониях в период содержания и отбывания наказания создаются идеальные условия для обмена преступным опытом, тщательного отбора и сплочения будущих участников этнических преступных групп и преступных сообществ, прибывших из различных регионов страны. Это обеспечивает им устойчивые, надёжные связи в различных городах.
Изучение «географии» противоправной деятельности этнических организованных преступных групп и преступных сообществ позволяет также выделить определённые категории организованных преступных групп, в зависимости от выбора ими местности (региона, города, посёлка) для совершения противоправной деятельности.
В практической деятельности органов внутренних дел этнические преступные группы и преступные сообщества становятся известны сотрудникам из различных источников, и прежде всего, по этническим или национальным признакам их участников и лидеров, проходящих по оперативной информации.
На территории России в настоящее время действуют свыше восьмисот организованных преступных сообществ и групп, относимых в соответствии с приведёнными выше признаками к этническим [2, с. 22].
Все эти преступные формирования можно условно подразделить на три группы:
1) состоящие из граждан России – народности Дагестана, ингуши, осетины, чеченцы и представители других этнических групп;
2) состоящие из граждан стран ближнего зарубежья – азербайджанцы, армяне, грузины, таджики, узбеки, киргизы, казахи;
3) состоящие из граждан стран дальнего зарубежья – вьетнамцы, китайцы, корейцы и некоторых других стран, главным образом, из Африки и Южной Америки.
Ведущая роль в противодействии этнической преступности отводится органам внутренних дел Российской Федерации. В настоящее время функции борьбы с этнической преступностью возложены на Главное управление уголовного розыска МВД России. Изменяющаяся ситуация требует от МВД России принятия новых, более эффективных способов и средств выявления этнической преступности и противодействия ей, что невозможно без учета ее оперативно-розыскной характеристики.