Полный текст статьи
Печать

Проблематика правовой природы местного самоуправления, местоположения органов местного самоуправления в системе органов власти государства возникла в XIX веке и на сегодняшний день все еще актуальны.

Конституцией Российской Федерации установила организационную обособленность органов местного самоуправления и органов государственной власти Российской Федерации [1].

В XIX веке возникли положения общественной теории самоуправления – ее суть заключается в том, что местному обществу дано право «ведать свои общественные интересы», а за органами государственной власти закрепляется управление только лишь государственными полномочиями [2].

Поддерживающими общественную теорию сущность этого учения сводилась к противопоставлению местного сообщества государству и общественных интересов политическим.

Положения Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении сторонниками общественной теории трактуется как выделение местного самоуправления из системы государственной власти, лишение органов местного самоуправления государственно-властных начал [3].

Сторонниками государственной теории местного самоуправления органы местного самоуправления рассматриваются как элемент системы государственных органов [4].

Государственная теория, сформировавшаяся в XIX веке, исходила из того, что «любое управление публичного характера является сугубо государственным делом и сущность местного самоуправления представляет собой ничто иное как «осуществление правительственных прав по поручению от государства: деятельности состоящей в исполнении местных задач государственного управления», органы местного самоуправления государственная теория позиционировала как «органы и представители самого государства» [5].

Анализируя государственную теорию местного самоуправления следует отметить, что в ее сущности речь о самостоятельности органов местного самоуправления: ни в целом, ни в финансовом или экономическом плане, не ведется.

Положения статьи 12 Конституции Российской Федерации нельзя трактовать как отделение местного самоуправления от системы осуществления государственной власти [6].

Так, местное самоуправление, безусловно, представляет собой один из уровней государственной власти

Отдельными учеными констатируется признание государством местного самоуправления в качестве не только самостоятельного уровня власти, но и самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти, иные ученые исходят из правового положения местного самоуправления как самостоятельной формы в механизме осуществления народовластия, а также выдвигают теории о наличии у местного самоуправления свойств самоорганизованной публичной власти и указывают на местное самоуправление как на один из уровней решения задач публичной власти [7], [8].

Европейской Хартией местного самоуправления утверждено, что «органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, имеют свободу действий в осуществлении своих инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции или не предоставлен иному органу власти» [9].

Следует отметить, что формы организации местного самоуправления могут быть различными. Это зависит от конституционного строя государства, от этапа развития на котором находится данное государство. Вместе с формами организации, многообразием также отличаются компетенция, формы контроля за деятельностью местного самоуправления, гарантии и способы защиты права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения [10].

Основной чертой местного самоуправления является самостоятельность принятия решений по вопросам, отнесенным к ведению местного самоуправления.

При рассмотрении положения местного самоуправления в системе организации власти, помимо понятия «самостоятельность», используются термины «независимость» и «автономия» [10].

Однако использование понятия независимости в отношении местного самоуправления не совсем уместно, так как вообще о независимости местного самоуправления невозможно говорить в связи с тем, что оно выступает неотъемлемым элементом системы организации публичной власти в государстве.

Составные части единого механизма не могут действовать независимо друг от друга. Требуется определенная степень взаимодействия, которая порождает взаимозависимость.

Подобная внутренняя взаимозависимость выступает объективной закономерностью, иначе о единстве такой власти возникают серьезные сомнения.

Касаемо правовой природы местного самоуправления следует отметить, что без власти нет управления и поэтому муниципальная власть, как и государственная, представляет собой власть, которая реализует управленческие функции [11]. Ряд ученых отмечает муниципальную власть как осуществление местными жителями или их избранными представителями обязанностей и полномочий, которые им предоставлены законодательной властью.

Касаемо местного самоуправления бытует мнение, что оно лишено политической сущности, поскольку призвано регулировать лишь вопросы местного значения [11].

Однако муниципалитет участвует не только в административных, налоговых правоотношениях, но и оказывается распорядителем имущества, находящегося в собственности местного самоуправления. Эти и другие особенности муниципальной организации отражаются на методах управления, применяемых органами местного самоуправления [12].

Местное самоуправление является представительством интересов местного населения. Функции представителя интересов населения призваны выполнять органы местного самоуправления [10].

Органы местного самоуправления сложно навязать вышестоящими органами, необходимое условие – личная активность каждого гражданина, его ощущение сопричастности ко всему происходящему в муниципалитете.

Сегодня сформированы определенные практика местного самоуправления и оформились положительные и отрицательные тенденции в его развитии, но на пути к открытому, высокоэффективному и имеющему высокий уровень доверия среди населения остается еще множество преград – это и менталитет населения, низкая правовая культура и некоторые недостатки политических процессов, влияющих на население муниципалитета.

Природа местного самоуправления – это его основа, которая отражает сущность и позволяет выявить коренные отличия между теориями и моделями местного самоуправления [13].

Различают общественный, государственный и общественно-государственный характер природы местного самоуправления. В Российской истории есть примеры реализации общественной теории – в земской модели местного самоуправления, а также государственной теории – в советской модели муниципального управления [13].

Правовая природа местного самоуправления не может быть определена однозначно. Достаточно затруднительно четко выделить собственно местные вопросы, отличные от общегосударственных, так как функции местного самоуправления отражают не только частноправовой, но и публичный характер. Современной муниципальной модели присущи признаки, свидетельствующие как об общественном, так и о государственном характере природы местного самоуправления [14].

Например, для нее характерны следующие признаки:

население местного сообщества проживает на территории государства, жители муниципального образования являются гражданами государства;

статус местного сообщества устанавливается, гарантируется и защищается Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и законами субъектов Федерации;

местные вопросы решаются населением в рамках единой государственной политики;

полномочия органов местного самоуправления носят властный (государственно-властный) характер.

Перечисленные признаки свидетельствуют о близости органов местного самоуправления к государственным органам, об их тесном взаимодействии, что доказывает государственную природу местного самоуправления.

Однако существуют и иные признаки, например:

население муниципального образования самостоятельно решает вопросы местного значения на территории муниципалитета;

население согласно законодательству самостоятельно определяет структуру органов муниципального образования, органы местного самоуправления не являются структурными единицами государственного аппарата;

органы в системе местного самоуправления не имеют строгой соподчиненности друг к другу и иерархичности;

материально-финансовую базу муниципального образования составляет муниципальная собственность;

представительные органы муниципального образования самостоятельно устанавливают местные налоги;

органы управления муниципального образования приближены к населению и имеют с ним более тесную связь, чем федеральные органы.

Вышеуказанные признаки характерны для общественной формы организации местного самоуправления.

Несмотря на организационное обособление местного самоуправления, пределы его самостоятельности ограничиваются рамками предоставленных ему полномочий.

Власть местного самоуправления – подзаконна и действует в порядке и пределах, указанных ей государственной властью [15].

Местная власть не может реформироваться самостоятельно вне зависимости от решений государственной власти, а организационная обособленность подразумевает наделение ее определенной компетенцией для решения местных вопросов и осуществления этой компетенции самостоятельно на основании закона и но не более того [15].

Таким образом, современное местное самоуправление как форма власти одновременно сочетает в себе два начала – общественное и государственное, что позволяет говорить о смешанном, общественно-государственном характере природы современной модели местного самоуправления в Российской Федерации. Такой характер модели местного самоуправления Российской Федерации несет в себе множество критериев – исходя из вопросов местного значения, относящихся к полномочиям местной власти.