Полный текст статьи
Печать

Работа с кадрами, совершенствование их профессиональной подготовки, укрепление законности и дисциплины являются решающими факторами повышения эффективности управления системой МВД России, а также обеспечение результативности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел (ОВД). Одной из приоритетных задач руководителей  ОВД является работа по укреплению служебной дисциплины и законности. К сожалению, приходиться констатировать, что на сегодняшнее время серьезную опасность, подрывающую основы деятельности органов внутренних дел, представляют нарушения законности и дисциплины сотрудниками органов внутренних дел.

Безусловно, правонарушения, совершаемые сотрудниками ОВД, можно было бы предотвратить, если бы руководители выполнили свои обязанности по организации качественного отбора на службу в органы внутренних дел, воспитанию подчиненных сотрудников, осуществляли контроль за поведением сотрудников во вне служебное время, в быту.

Одной из форм оперативного реагирования на факты нарушения сотрудниками органов внутренних дел служебной дисциплины и законности являются служебные проверки. Кроме того, анализ правоприменительной практики в органах внутренних дел в сфере обеспечения служебной дисциплины и законности позволяет сделать вывод о том, что проведение служебных проверок в отношении сотрудников ОВД и принимаемые по их результатам решения, являются основными направлениями как общей, так и частной превенции возможных правонарушений со стороны сотрудников. Все это, говорит об актуальности вопросов, связанных с укреплением служебной дисциплины, организацией и проведением служебных проверок в органах внутренних дел.

Проблема состояния и укрепления служебной дисциплины и законности в ОВД на сегодняшний день является одной из самых острых в жизни и деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации. К ней привлечено пристальное внимание высших органов государственной власти России и широкой общественности. От состояния служебной дисциплины во многом зависит не только результативность оперативно-служебной деятельности по защите конституционных прав и законных интересов граждан, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, но и авторитет органов внутренних дел в обществе.

В сложный и неоднозначный современный период развития российского государства личность сотрудника ОВД находится под воздействием целого комплекса негативных факторов, резко снижающих уровень служебной дисциплины. Среди них негативное информационно-психологическое воздействие криминальной среды на личный состав, влияние криминальной субкультуры на взаимоотношения в служебных коллективах, недостаточная социальная и правовая защищенность сотрудников и членов их семей, низкие морально-психологические и профессиональные качества отдельных сотрудников и многие другие, порождающие причины и условия совершения сотрудниками противоправных действий.

В этих условиях резко возрастает значение профилактической воспитательной работы с личным составом ОВД, направленной на укрепление профессионально ориентированного «ядра» личности сотрудника, повышение уровня ответственности за выполнение служебного долга, формирование устойчивости к профессиональной деформации.

В настоящее время министерством внутренних дел предпринимаются меры для того, чтобы в этот сложный период не допустить снижения морально-психологического состояния сотрудников. Что в свою очередь требует проведения большой и напряженной работы по коренной перестройке сознания сотрудников, совершенствованию всей системы воспитания, повышению ответственности и дисциплинированности сотрудников органов внутренних дел.

Термин «дисциплина» широко «применяют в различных науках и повседневном обиходе. Между тем данное понятие часто трактуется по-разному. В него явным и неявным образом вкладывается различное содержание, что приводит к путанице. Одни ученые термин «дисциплина» связывают с французским словом discere (учиться), а другие — с латинскими словами discipulus, disciple (ученик, последователь). Различные толкования дисциплины встречаются и в специальной литературе. Педагог-ученый А. С. Макаренко проводил мысль о том, что дисциплина — это цель и результат воспитания, а М. И. Калинин видел в ней средство достижения определенных целей. Так, А. С. Макаренко подчеркивал: «Дисциплина иногда рисуется как средство воспитания. Я считаю, что дисциплина является не средством воспитания, а результатом воспитания. Режим — это есть определенная система средств и методов, которые помогают воспитывать. Результатом же воспитания является именно дисциплина» [1,  с. 250].

Многообразие трактовок дисциплины нередко приводит к подмене объекта в ходе работы по ее укреплению. Одни под дисциплиной понимают собрание правил поведения, другие называют дисциплиной уже сложившиеся воспитательные привычки человека, третьи видят в дисциплине только послушание. Эти отдельные мнения в большей или меньшей степени приближаются к истине, но для правильной работы воспитателя необходимо иметь более точное представление о самом понятии «дисциплина». М. И. Калинин писал, что «дисциплина нужна не ради дисциплины, не в этом суть, а в том, что она дает возможность лучше выстоять в борьбе с врагом» [2, с. 133-134].

В самом широком смысле слова дисциплина — это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. Исторический опыт свидетельствует, что ни одна область в жизни и деятельности любого общества, государства не может обходиться без определенной организации и дисциплины, обязательного выполнения общепринятых правил и норм поведения.

Специалисты выделяют такие основные виды дисциплины, как общественную (социальную), государственную, трудовую, учебную и др. Среди различных видов и форм дисциплины важнейшее место занимает государственная дисциплина, которая базируется на правовых нормах, установленных государством. Она заключается в соблюдении гражданами установленных норм и правил, обеспечивающих согласованное функционирование всех структур государства и общества [3, с. 333].

Объективную основу дисциплины составляет острая необходимость координации деятельности людей, создаваемых ими организаций и учреждений. Государство определяет нормы и правила поведения людей, создает необходимые органы для обеспечения такого поведения.

Разновидностью государственной дисциплины является служебная дисциплина, которая имеет для ОВД особое значение. Служебная дисциплина выступает как один из принципов организации правоохранительной деятельности. Она выполняет роль организующего фактора, упорядочивает и обеспечивает систему отношений внутри служебных коллективов ОВД. Ее правилами и нормами охватываются отношения между руководителями (начальниками, командирами) и подчиненными, старшими и младшими, а также между сотрудниками, равными друг другу по должности и специальному званию. Родственной служебной дисциплине по содержанию, формам и методам работы, но относительно обособленной в силу характера регулируемых правоотношений, является другая разновидность государственной дисциплины — воинская дисциплина.

Хорошо налаженные дисциплинарные отношения власти и подчинения в ОВД обеспечивают постоянную, надежную и устойчивую организационную связь между субъектом и объектом управления. Дисциплина предписывает лицам рядового и начальствующего состава неукоснительно соблюдать установленные законодательством и иными правовыми актами нормы осуществления оперативно-служебной деятельности.

Таким образом, служебная дисциплина в ОВД означает соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации представленных прав [4].

В ОВД служебная дисциплина обязывает каждого сотрудника строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, добросовестно исполнять приказы начальников и свои должностные обязанности, а также правоохранительные функции, оказывать уважение начальникам и старшим по званию, содействовать им в поддержании уставного и общественного порядка. Она требует безукоризненного соблюдения формы одежды, отдания воинского приветствия, других правил служебного этикета и субординации, стойкого отношения к трудностям и лишениям. Дисциплинарная власть и профессиональная компетенция предполагают, что ее субъекты должны быть честными, мужественными и самоотверженными, бдительными, уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Служебная дисциплина в ОВД обеспечивается планомерной стройной системой воспитательных и организационно-уставных мероприятий, непреклонно осуществляемых руководителями всех степеней, а также постоянно актуализируемой нравственно-здоровой служебной средой само дисциплинированностью сотрудников (осознанным отношением к исполнению служебного и гражданского долга, повышенной личной ответственностью за методы, способы и результаты выполнения порученной оперативно-служебной задачи). Индивидуальная работа по воспитанию личной дисциплинированности формирует внутреннее убеждение каждого сотрудника в необходимости продуманного, активного и строгого соблюдения требований законов, уставов, наставлений и приказов, других подзаконных нормативных актов, Присяги, гражданского и служебного долга, а также правомерных распоряжений начальников и командиров.