Полный текст статьи
Печать

Глобализационные процессы, происходящие в современном мире, поставили перед человечеством угрозу разрушения форм культурной, исторической и духовной самобытности, самоопределения. Чем один народ отличается от другого? Какое место занимает вера, религия в жизни каждого человека и целого народа? В поисках ответа на насущные вопросы особое внимание сегодня обращено на содержание образования и воспитания подрастающего поколения. Отсутствие определенной идеологии, которая во все времена служила ориентиром для воспитания, привело к дезориентации молодежи в системе жизненных ценностей. В результате примат материальных ценностей над духовными, нацеленность на сиюминутное благополучие, успех, карьерные достижения спровоцировали мировоззренческий кризис.

С воспитательной целью с 1 сентября 2012 учебного года в школьное образование был введен новый предмет – «Основы религиозной культуры и светской этики». Однако возлагать надежды на мгновенный результат от реализации этого предмета было бы опрометчиво, он отсрочен во времени и зависит от множества факторов. Во-первых, общеизвестно, что между изучением предметов с религиозным содержанием и личностным ростом учащихся нет прямой связи. Ознакомление с нравственными ценностями христианства не сразу и не всегда приводят к практике жить в согласии с этими ценностями. Во-вторых, следует принимать во внимание неподготовленность и родительской, и педагогической общественности к реализации курсов, дисциплин с религиозной направленностью, что является следствием долголетней атеистической идеологии.

Указанные обстоятельства диктуют необходимость тесного взаимодействия, соработничества религиозных православных организаций с образовательными институтами, учреждениями. Смоленская православная духовная семинария в этой ситуации имеет особую заботу и попечение о православном просвещении, научном и учебно-методическом сопровождении преподавания предметов и курсов православной направленности в школе. С этой целью в рамках грантового конкурса «Православная инициатива 2013–2014», благодаря фонду «Соработничество», Смоленская семинария разработала и реализовала проект «Духовно-нравственное просвещение на уроках православной культуры в школе». Проект включал в себя различные направления сотрудничества с образовательными организациями: педагогический форум «Духовно-нравственное просвещение на уроках православной культуры в школе», познавательно-обучающие экскурсии для учителей Смоленска и Смоленской области по святым местам и храмам края; проведение открытых уроков по основам православной культуры в муниципальных школах; подготовка и издание пособия «Православное просвещение и духовно-нравственное воспитание в школе: теоретические аспекты и практический опыт». Многоаспектный характер проекта позволил непосредственно и опосредованно (через распространение пособия и мониторинг) охватить весь Смоленский регион.

О результативности и эффективности реализации проекта «Духовно-нравственное просвещение на уроках православной культуры в школе» в рамках грантового конкурса «Православная инициатива 2013–2014» могут свидетельствовать полученные данные проведенного исследования. Участниками педагогического форума было отмечено, что продемонстрированные подходы, формы, приемы реализации духовно-нравственного воспитания и православного просвещения на уроке и во внеурочной деятельности имели научное обоснование и практическую направленность. Особенную ценность представлял практический опыт педагогов Смоленщины, представленный в ходе открытых занятий и в распространенных видеоматериалах. Это позволило не только поделиться творческими наработками учителей по модулю «Основы православной культуры» и обобщить предложенные теоретические аспекты о методике преподавания предметов с православным содержанием, но и инициировало творческий поиск оптимальных форм и методов урочной и внеурочной деятельности.

Одновременно в ходе реализации проекта были выявлены имеющиеся трудности, риски, проблемы и высказаны предложения и пожелания. Большинство учителей области, реализующих православно ориентированные дисциплины, считают необходимым расширение и углубление религиозно-философских и богословских знаний через тематические лектории, семинары, форумы, участие в круглых столах и пр. Одной из главных проблем по-прежнему остается профессиональная подготовка и специализация учителя новой предметной области. И вопрос об учителе-специалисте предметов православного содержания, имеющем соответствующее теологическое или религиоведческое образование, остается вопросом первостепенной важности. Предмет мировоззренческой направленности предполагает тесное сотрудничество семьи и школы. Семья была, есть и будет первой и главной воспитательницей новых поколений. В связи с этим пристального внимания требует содействие религиозных организаций в организации взаимодействия педагогов с родителями не только на этапе выбора модуля, но и в процессе изучения детьми православно ориентированных предметов, привлечение и включение родителей в классную и общешкольную систему по духовно-нравственному воспитанию. Одним из пожеланий участников проведенного педагогического форума было рассмотреть вопрос о методическом объединении учителей православной культуры и ассоциации православных педагогов Смоленщины. В 2014–2015 учебном году были реализованы данные предложения, создано областное и муниципальное методическое объединение учителей предметной области «Основы религиозной культуры и светской этики и духовно-нравственной культуры народов России», а также на уровне Смоленской митрополии начала работу ассоциация православных педагогов.

Реализованный проект в рамках грантового конкурса «Православная инициатива 2013–2014» стал важным этапом системной и комплексной работы Смоленской православной духовной семинарии по конфессиональному научному и учебно-методическому сопровождению преподавания православно ориентированных дисциплин в регионе. И сегодня продолжается актуальная поддержка и оказывается помощь учителю по таким направлениям, как: курсовая подготовка и переподготовка учителей православной культуры; научная и учебно-методическая поддержка в обеспечении дисциплин и курсов православной направленности научной литературой, дидактическими материалами, поурочными разработками, видео и мультимедийной продукцией; экспертно-консультативная помощь – подготовка, сопровождение и экспертиза конкурсных работ учителей; информационно-разъяснительная работа с родителями; специальная подготовка епархиальных специалистов, ответственных за религиозное образование.

В качестве резюме отметим, что грантовое движение в настоящее время является один из важных инструментов и действенным способом инициирования новых разнообразных форм сотрудничества образовательных и религиозных организаций в сфере православного просвещения и духовно-нравственного воспитания. Разработка и реализация грантового проекта «Православная инициатива» позволила объединить имеющиеся кадровые и образовательные ресурсы Смоленской области и, благодаря необходимой дополнительной финансовой поддержке фонда «Соработничество», оказать комплексную, а самое главное – адресную помощь учителю, преподающему предметы, направленные на православное просвещение и духовно-нравственное воспитание школьников.