Полный текст статьи
Печать

Стремление ввести ребенка во взрослую,
будущую жизнь вратами послушания и воздержания,
которые впоследствии дадут ему возможность
самостоятельно противостоять злу вне и внутри себя,
– суть православной системы воспитания.
Только такое воспитание научит ребенка
правильно ориентироваться в мире,
правильно строить отношения с людьми, и,
быть может, защитит его и от срывов и заболеваний. 

Священник А. Грачев 

На современном этапе развития общества в России ведется активный поиск путей решения проблем детей-инвалидов. Успешность решения данной задачи зависит от ряда социальных факторов, важнейшим из которых является отношение в нашем обществе к детям с нарушениями в психическом развитии. Следует отметить, что «особые» дети воспринимаются окружающими людьми по-разному: одни к ним абсолютно равнодушны, другие – жалостливы и, как правило, пассивны, третьи (и их меньше всего) – активно участливы.

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Республики Мордовия «Республиканский социальный приют для детей и подростков “Надежда”» имеет опыт социально-психологической и духовной реабилитации таких детей-инвалидов и их семей благодаря своему активному участию в международном конкурсе «Православная инициатива», организованном Координационным комитетом по поощрению социальных, образовательных, культурных, информационных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви.

По итогам конкурса проекты «Сила молитвы для особых детей» (2013 год) и «Чудо Божией благодати» (2014 год) получили грантовую поддержку конкурса. Данныепроекты были направлены на сопровождение детей-инвалидов с ранним детским аутизмом, объединяющее усилия духовенства, органов государственной власти, общественных организаций и родителей в решении проблем данной категории детей. Предложенные проекты способствовали реализации инновационной технологии социальной и духовной реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов с ранним детским аутизмом, для полноценного развития ребенка.

Цели, стоящие перед нами, заключались в преодолении социальной изолированности и оказании духовной поддержки семьям, воспитывающих детей-инвалидов, в их духовно-нравственном воспитании и развитии. Реализация целей осуществлялась посредством создания социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные православные ценности.

Задачи проектов:

1. Воцерковление участников проекта;

2. Повышение уровня развития коммуникативных, интеллектуальных, социально-бытовых навыков;

3. Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных православных традиций воспитания детей-инвалидов с ранним детским аутизмом;

4. Формирование активной жизненной позиции, восприятие себя как равноправного и полноценного члена общества (15 детей);

5. Рост социальной интегрированности детей-инвалидов с ранним детским аутизмом.

В ходе проектов были созданы группы дневного пребывания для детей-инвалидов с ранним детским аутизмом на базе приюта, где с детьми проводились занятия по программе «Хочу быть как все». Для каждого ребенка подбирались свои упражнения, включающие как индивидуальные занятия со специалистом (психологом или дефектологом), так и групповые. Это бассейн, холдинг-терапия (восстановление контакта между мамой и ребенком), иппотерапия, фитотерапия, физкультура, занятия по ручному труду, работа с глиной, пластилином, рисование и др. Как одно из наиболее эффективных средств воздействия на психику детей, страдающих аутизмом, были отмечены паломнические поездки. Интервью с одной из бабушек детей подтверждает это: «У меня было ощущение, что на интуитивном уровне, даже не владея речью, наши дети понимают, что Божья благодать способствует их выздоровлению. Поездка в Дивеево сыграла большую роль в дальнейшей жизни девочки. Лиза стала чаще посещать церковь и причащаться, охотно слушает, когда я ей читаю православную духовную литературу, стала спокойной и более управляемой».

Поэтому для детей и их родителей, а также здоровых братьев и сестер был организован оздоровительно-православный лагерь на базе Иоанно-Богословского мужского монастыря в селе Макаровке Октябрьского района Республики Мордовия. Именно работа в лагере наиболее максимально и эффективно способствовала решению задач проекта по духовному воцерковлению и обогащению, формированию духовно-нравственного поведения целевой группы проектов, в которую вошли 30 детей и 30 взрослых (родители, здоровые братья и сестры). Наряду с отдыхом были и послушания: уборка комнат и территории, работа на огороде, уход за лошадьми и т. д. Послушания способствовали развитию у аутичных детей трудолюбия, которое в обычных условиях семейной жизни, излишне опекаемые своими родителями,  они не всегда имеют возможность реализовать. В православном лагере дети-инвалиды почувствовали заботу не только со стороны родителей, но и со стороны Церкви. Распорядок дня был организован таким образом, чтобы дети посещали все службы, молились перед трапезой. Другими словами, в ходе реализации проектов происходило приобщение детей-инвалидов с ранним детским аутизмом и их семей к ценностям и традициям духовной жизни, духовное окормление и воцерковление участников проектов.

Большая работа проводилась с родителями, здоровыми братьями и сестрами аутичных детей. Она была направлена на формирование адекватного отношения к проблемному ребенку, а также на обучение их конкретным коррекционно-развивающим приемам взаимодействия с «особым» членом семьи. Этому способствовал, в частности, тренинг «Посмотри иначе», беседы священников о церковном отношении к болезни, о значимости приобщения детей, имеющих отклонения в развитии, к церковным Таинствам, привлечение семей к совместной молитве за детей.

Проведенная работа научила родителей, здоровых братьев и сестер в условиях семейного воспитания приемам работы по развитию навыков поведения и самообслуживания детей, улучшила качество жизни и процесс социальной интеграции детей-инвалидов, содействовала гармоничному и духовному становлению личности каждого ребенка как полноценного и активного члена Православной Церкви.

Тесное сотрудничество с Саранской и Мордовской епархией, со священнослужителями различных приходов, церквей и храмов дало возможность стать в 2016 году партнерами проекта «Особый ребенок – дар Божий», разработанного местной религиозной организацией – православным приходом Казанской церкви города Саранска Республики Мордовия.

В рамках реализации проекта планируется создание православного центра «Связующая нить», в котором Саранское православное духовное училище планирует оказывать помощь в организации занятий. На базе приюта «Надежда» будет функционировать клуб социальной адаптации детей-инвалидов с ранним детским аутизмом, где специалисты приюта будут проводить занятия с включением сюжетно-ролевых игр, оздоровительные мероприятия, иппотерапевтические занятия, организовывать художественно-творческую деятельность. Будет также организован оздоровительно-православный лагерь.

Мордовская Республиканская молодежная общественная организация «Союз православной молодежи Мордовии» примет участие в проведении театрализованного представления «Тебе, Воскресшему, благодарение» и окажет помощь в организации и проведении благотворительной акции «Согреем детские сердца».

Запланированный проект «Особый ребенок – дар Божий» будет способствовать приобщению детей-инвалидов и их родителей к ценностям и традициям православной культуры и постижению ими основ православного воспитания, что ведет к приобретению духовного опыта по преодолению трудной жизненной ситуации, связанной с воспитанием и социализацией ребенка-инвалида.

Хочется отметить, что оказание психологической и духовной поддержки семьям, воспитывающих детей с психическими нарушениями, способствует благополучному введению в социум такого ребенка. Мы увидели главное – что родители научились понимать, что происходит с их ребенком, научились устанавливать эмоциональный контакт с ним, поверили в свои воспитательные силы, научились влиять на ситуацию, изменяя ее к лучшему. На сегодняшний день многие дети – участники проектов учатся в общеобразовательных школах, владеют техническими средствами обучения, становятся призерами олимпиад по школьным предметам, посещают воскресные школы, воцерковлены, знают Таинство Соборования, Исповеди и Причастия, являются активными участниками полноценной жизни.