Мы стараемся чтить подвиги героев. Луч нашей памяти как бы выхватывает из темноты их образы, но ведь рядом с ними, плечом к плечу, стоят невидимыми ещё десятки, сотни тысяч «безымянных», отдавших жизнь во имя Великой Победы.
29 августа 2014 года завершилась экспедиция «Селигерский рубеж» православного поискового отряда «Адмирал», занимавшаяся поиском и перезахоронением воинов Красной армии. Участники экспедиции являются победителями Международного грантового конкурса «Православная инициатива», организованного фондом «Соработничество».
Организуя экспедицию, мы хотели решить сразу несколько задач. Кроме поиска, целью экспедиции являлось ещё и патриотическое воспитание, ибо ничто так не воспитывает в человеке чувство патриотизма и ответственности, как участие в серьёзном, по настоящему значимом для общества и государства деле. Кроме того, мы хотели внести в поисковое движение Мордовии православную составляющую. У нас в Мордовии более 80-ти поисковых отрядов, также активно работают несколько православных лагерей, например лагерь «Селигерская обитель».
Много интересных дел в ежегодном Селигерском православном лагере: это и туристические походы, соревнования, театральные представления, купание, рыбалка. В лагере на постоянной основе работает православный священник. Но, было одно серьёзное «но», не хватало чего-то настоящего, серьёзного. Поэтому то и возникла «совершенно новая» идея объединить православный лагерь с поисковым отрядом, и включиться в работу по поиску и перезахоронению солдат Великой Отечественной войны.
А что лучше примера предков может воспитать подрастающее поколение? И лучше всего молодым людям самим побывать там, где свершались великие события, там, где есть возможность «прикоснуться ладонью к истории».
Такое «прикосновение» произошло у нас в 1999-м году, когда состоялась экспедиция-поход по пути следования на фронт 326-й Мордовской стрелковой дивизии. Дивизия, сформированная в Саранске, пешим ходом была отправлена в Пензу, чтобы завершить формирование. А вот где точно шла дивизия, доподлинно неизвестно, т.к. первый состав дивизии погиб в полях под Ржевом. При выборе маршрута движения мы руководствовались чудом сохранившимся солдатским письмом, в котором упоминались некоторые населённые пункты. Вот мы и должны были это проверить. Шли на лыжах, поскольку на дворе был январь месяц. На второй день пути, вдоволь навалявшись в снегу, при попытке перебраться через глубокий овраг, и изрядно замёрзнув, зашли в деревню Любятино и постучали в первый попавшийся дом, в надежде обогреться. Нас встретил и пригласил пройти в дом достаточно пожилой уже человек. Когда мы немножко оттаяли и разговорились, выяснилось, что именно в этом доме останавливались бойцы на ночлег в далёком 41-м. Нашему радушному хозяину было тогда всего восемь лет, но он прекрасно помнит, как они натаскали соломы из ближайшего стога, как расстелили её на дощатом полу, как один из бойцов, снимая шинель, стряхнул снег на керосиновую лампу. Стекло треснуло, и он заклеил его бумагой. Маленькому Петру (так звали хозяина) очень хотелось потрогать заиндевелые штыки винтовок, но мама всё время одёргивала. Ощущения во время рассказа были такие, как будто мы вышли из дома в наше время, а зашли в сорок первый.
Задачи поисковых отрядов и православных лагерей в главном едины, это воспитание. Поэтому, поисковая работа могла бы стать важной частью деятельности православного лагеря. Это не значит, все участники поискового движения должны стать непременно православными. Нет, конечно. Но православная составляющая в поисковом движении может и должна присутствовать. Совместный труд способствует лучшему взаимопониманию между людьми различных взглядов и убеждений.
Всё это мы постарались воплотить в жизнь в экспедиции «Селигерский рубеж», которая проходила в августе 2014 года на территории Осташковского района Тверской области, на берегах озера Селигер. В 1941 году Селигер стал естественным рубежом, перейти который враг так и не смог. Три бесконечных месяца продолжалось противостояние, а в январе 1942-го Красная армия перешла в контрнаступление, изгоняя немецко-фашистских захватчиков с Селигерской земли. В результате Торопецко-Холмской и Демянской наступательных операций была освобождена значительная территория, и образовался Демянский «котёл» в котором оказалось около 100 тысяч солдат и офицеров.
Торопецко-Холмская операция – начало славного боевого пути легендарной 3-ей Ударной армии. В 1942 году армией командовал наш земляк генерал-лейтенант Максим Алексеевич Пуркаев. Именно этой армии было предназначено поставить победную точку в самой великой и самой беспощадной войне, водрузив знамя Победы над поверженным рейхстагом. Великие Луки, Прибалтика, Польша и, наконец, Германия. Долгим и трудным был её путь, а начинался он в 41-м, на Селигерском Рубеже.
Сложности, сопровождавшие экспедицию на начальном её этапе (пожароопасная обстановка в Тверской области, поломка двух! микроавтобусов и т.д.), не остановили её участников. Все трудности были успешно преодолены.
В процессе поисковых работ, были применены водные средства передвижения – байдарки, приобретённые на средства гранта. Использование байдарок позволяло участникам добираться до самых труднодоступных участков Селигерского побережья. Результат – подняты восемь! бойцов Красной Армии, которые были торжественно перезахоронены на мемориальном кладбище г. Осташков.
Опыт работы экспедиции «Селигерский рубеж» или другими словами опыт работы православно-поискового лагеря мы постарались донести до как можно большего числа жителей нашей республики и в первую очередь до молодёжи, через средства массовой информации, через организацию семинаров для представителей поискового движения региона. Через миссионерские отделы митрополии с опытом работы могла познакомиться и православная молодёжь. Наш православно- поисковый проект, получивший своё отражёние в фильме «Солдаты Победы», получил специальную премию XX Международного творческого конкурса «Рождественская звезда». Осенью 2015 года проект был представлен на Межрегиональном образовательном форуме для православной молодёжи Приволжского федерального округа «Пересвет».
В заключение хочется привести слова о. Владимира Неганова, руководителя поискового отряда «Взвод»: «Заниматься поиском и погребением погибших солдат - не только наш гражданский, но и христианский долг. Совместная молитва с ребятами за души убиенных воинов объединяет верующих и создает атмосферу персональной ответственности перед историей своей страны».