Воспитание духовных ценностей через возрождение традиционных церковных ремёсел на основе православной культуры

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вервекин В. Г. Воспитание духовных ценностей через возрождение традиционных церковных ремёсел на основе православной культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 36. – С. 215–219. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46744.htm.
Аннотация. Презентация проекта-победителя международного грантового конкурса «Православная инициатива».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Воспитание духовных ценностей через возрождение традиционных церковных ремёсел на основе православной культурыФГБОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия»10.02.2013 –10.10.2013Кемеровская область (гǤг. Кемерово, Киселёвск, Междуреченск, Таштагол, Белово, сǤ Костёнково), Алтайский край (г. Бийск) Духовнонравственное воспитание подрастающего поколения в наше время находится не на должном уровнеǤ Трудовое обучение и воспитание школьников сведено к минимумуǤ Это не способствует их духовномунравственному воспитаниюǤОписание проблемыЦелевая группаПедагогическийсоставиобучающиевоскресныхшкол,гимназистыправославныхгимназийАлтайскогокраяиКемеровскойобласти,студентыТЭФКузГПАЦельпроектаСоздание условий для воспитания духовных ценностей у подрастающего поколения через возрождения традиционных церковных ремёсел на основе православной культурыЦелевая группа и цели1.Разработка и внедрение курса «Художественная обработка материалов» с введением раздела «Традиционные православные (церковные) ремёсла»Ǥ 2.Разработка и проведение выездных мастерклассов по церковным ремёслам и их истории и дрǤ 3.Обучение состава мобильной педагогической студенческой бригады проведению выездных мастерклассов по выбранным направлениямǤ 4.Формирование духовных ценностей молодёжи через знакомство с историей и ремёслами православной культурыǤ 5.Создание условий для проведения педагогической практики по обучению традиционным церковным ремёсламǤ 6.Оказание организационнотехнической поддержки при проведении мероприятий по воспитанию духовных ценностей у подрастающего поколение через возрождение традиционных церковных ремёсел на основе православной культуры.Задачи проектаРазработка программы по дисциплине «Художественная обработка материалов» с введение раздела «Традиционные православные (церковные) ремёсла»:утверждение программы дисциплиныǢ разработка методического пособияǤ Раздел «Традиционные православные (церковные) ремёсла»Ǣ необходим для обучения студентов в данном направлении с дальнейшим проведением мастерклассов в воскресных школахǤ Разработка программ выездных мастерклассов творческой группой (преподаватели и студенты КузГПА): утверждение программ мастерклассовǢ разработка методического пособияǤ Программное обеспечение необходимо для проведения мастерклассов студентами в воскресных школах для обучающихся и преподавателейǤ Восемь выездных мероприятий в воскресных школах и типовых учреждениях Кемеровской области и Алтайского края, включающих в себя мастерклассы по традиционным церковным ремёслам, доклады по их истории и дрǤ Во время проведения выездных мероприятий в воскресных школах и типовых учреждениях Кемеровской области и Алтайского края силами педагогического состава академии и волонтёрами мобильной педагогической студенческой бригады ТЭФ КузГПАбудут даны мастерклассы по традиционным церковным ремёслам для обучающихсяǤ Оплата организационнотехнических расходов: информационная поддержка через средства печати и телевиденияǤ Оплата организационнотехнических расходов необходима при закупки материалов, оборудования, тǤкǤ без этих вложений невозможно проведение выездных мастерклассовǤ Межрегиональный (итоговый) детский фестивальǤ Проведение фестиваля даст возможность подвести итог всей проектной деятельности, выявить достижения и недостатки проведённого проекта, озвучить полученные результаты.Ключевые мероприятияНапротяжении9месяцевпроектнойдеятельности8месяцевосуществлялосьпроведениевыездныхмастерклассов,вкоторыхпринялиучастие299обучающихсяизвоскресныхиобщеобразовательныхшкол,1гимназиииБратстваправославныхследопытовг.Кемерово;108прихожаниродителей,20преподавателейвоскресныхшколигимназии,12руководителейивожатыхотрядов;57обучающихсямладшихгруппвоскресныхшкол;1руководительмузеяиконприЗнаменскомкафедральномсоборег.Кемерово;6священнослужителей;1методистотделаобразованияСпасоПреображенскогособораг.Новокузнецка;8преподавателейФГБОУВПО«Кузбасскаягосударственнаяпедагогическаяакадемия»г.Новокузнецк;9участниковсекциинаVIIIмеждународнойнаучнопрактическойконференции,ФГБОУВПОКузГПАг.Новокузнецк;14волонтёровмобильнойпедагогическойстуденческойбригады.РезультатыЗа отчётный период были проведены все запланированные мероприятия проектаǤ С нашей точки зрения и опираясь на отзывы целевой аудитории можно констатировать, что проектная деятельность прошла эффективноǤ Во всех воскресных школах администрация, преподаватели и родители планируют продолжение занятий по традиционным церковным ремёсламǤВыводы«Разработка и внедрение учебнометодического комплекта «Традиционные православные ремёсла» для ВУЗов, общеобразовательных школ, православных гимназий и воскресных школ, системы дополнительного образования»Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет»20.04.2016 –20.01.2017гǤ НовокузнецкОтсутствие учебнометодических разработок для системного обучения православным ремёслам подрастающего поколенияОписание проблемыЦелевая группа:Педагогический состав и обучающиеся общеобразовательных школ, православных гимназий и воскресных школ, учреждений дополнительного образования детей и студентов ВУЗов Кемеровской области.Цели, стоящие перед проектом:Цель №1. Разработать и апробировать программу обучения традиционным православным ремёсла, описать методику обученияǤЦель №2. Разработать и внедрить учебнометодический комплект по обобщающему курсу «Традиционные православные ремёсла» в учебный процесс ВУЗов, общеобразовательных школ, православных гимназий и воскресных школ, системы дополнительного образования ǤЦелевая группа и целиЗадача №1 1.1 Изучить опыт обучения традиционным православным ремёслам РоссииǤ 1.2 Обобщить практический опыт проведения мастерклассовǤ 1.3 Подготовить к изданию и издать учебнометодический комплект "Традиционные православные ремёсла"ǤЗадача №2 Провести апробацию комплекта в 1 ВУЗе, в 2х общеобразовательных школах, в 1 православной гимназии, в 3х воскресных школах, в 1 учреждении дополнительного образования детей гǤ Новокузнецка Кемеровской областиǤЗадача №3 Провести фестиваль по результатам апробации эффективности и дальнейшему развитию программы "Традиционные православные ремёсла"Ǥ Полученные результаты осветить в СМИǤЗадача №4 Информировать о ходе проведения проектной деятельностиǤЗадачи проектаРазработаны программы УМК «Традиционные православные ремёсла»:1.Чеканка (32 часа)2.Свечное ремесло (32 часа)3.Гончарное ремесло (32 часа)4.Ткацкое ремесло (32 часа)5.Художественная обработка кожи (32 часа)6.Художественная обработка древесины (32 часа)7.Ложкарное ремесло (32 часа)8.Изготовление национальной куклы и матрёшки (32 часа)9.Берестяное ремесло (32 часа)Проведена презентация «Традиционные православные ремёсла»В экспериментальной работе пожелали участвовать воскресные школы, которые не были запланированыǤ Они определились с направлениями, которые их заинтересовалиǤ В дальнейшем мы предполагаем помочь им оборудованием, инструментами и материалами при реализации наших программǤРезультатыУчебный планǤ Чеканка№ п/пРазделы и темы занятияКолво часовТеорияПрактика1Раздел1. Чеканка (Общие сведения). Правила техники безопасности.112Раздел2. Организация учебного места, инструменты, приспособления и материалы.113Раздел3. Технология нанесения рисунка на заготовку.20,51,54Раздел4. Технология плоскорельефной чеканки. 102,57,55Тема1. Рабочее место чеканщика.20,51,56Тема2. Чеканный инструмент.20,51,57Тема3.Технологическая последовательность чеканных операций.20,51,58Тема4. Материалы для чеканки.20,51,59Тема5. Просечка.20,51,510Раздел5. Технология чеканки с выколоткой рельефа.1841411Тема6. Технология изготовления объёмных чеканных форм41312Тема7. Обводка контуров расходником с опусканием фона.20,51,513Тема8. Выколотка рельефа.20,51,514Тема9. Контурная чеканка.20,51,515Тема10. Ажурная чеканка.20,51,516Тема11.Чеканка по литью.20,51,517Тема12. Инкрустация (оформление чеканки). 20,51,518Итоговое занятие. Тест.22Итого:32824№ п/пРазделыКолво часов1Вводное занятие.История свечи.Ознакомление с видами свечей и их назначением42Материалы и способы изготовления свечей. Изготовление хозяйственной (столовой) свечи 63Оборудования и приспособления для изготовления свечей. Изготовление декоративной свечи64Значение свечи в православной культуре. Изготовление церковной свечи85Правила возжиганиясвечей в храме. Изготовление церковной свечи8Учебный планǤ Свечное ремеслоУчебный планǤ Гончарное ремесло№ п/пРазделы и темы занятияКолво часовТеорияПрактикаРаздел. Технология материала1Беседа. Охрана труда. Материалы инструменты112История возникновения керамики, производство в России, современное производство.1134Знакомство с народными православными промыслами России.225Материаловедение. Церковные орнаменты116Объём и форма глиняных изделий11Раздел. Лепка малых форм78Орнамент и композиция. Особенности росписи керамических изделий православных мастеров.20,51,5910Дымковская игрушка. История развития. Работа по изучению приёмов лепки.20,51,51112Лепка малых форм. Изготовление животных и людей. Роспись изделий.20,51,51314Технология обжига глиняных изделий, в древности и в наше время.20,51,5Раздел. Керамика, работа на гончарном круге2324Работа на гончарном круге (центрование)20,51,52526Изготовление кружки с ручкой (жгутовая техника)20,51,52728Изготовление большой тарелки и декорирование её оттисков православным орнаментом20,51,52930Изготовление пиалы, её декорирование теснением20,51,53132Изготовление и роспись тарелочки20,51,53334Изготовление чаши с барельефной лепкой20,51,53536Итоговое занятие. Тест.22№п/пНазвание темы, разделаКоличество часовВсегоТеорияПрактика1Вводноезанятие.Материалыиинструменты,применяемыеприткацкомремесле4132Пояса,видыиприемыизготовления6153Ткацкийстанок,егоустройствоипринципработы2114Ткацкийрасчет,заправкаткацкогостанка4135Изготовлениеткацкогоизделия(закладкадляЕвангелия,пояс)16115Итого32527Учебный планǤ Ткацкое ремесло№п/пНазвание темы, разделаКоличество часовВсегоТеорияПрактика1Вводноезанятие21,50,52Материалыиинструменты4223Способыобработкикожи20,51,54Способыдекоративнойобработкикожи6155Нанесениерусскогоорнаментаакриловымикраскаминакожу8176Изготовлениедекоративныхизделийправославнойкультуры1019Итого32725Учебный планǤ Художественная обработка кожи№п/пТемаКоличество часовВсего на темуТеорияПрактика1Вводное занятие.Основные правила и приёмы резьбы.20,51,54Плоскорельефная резьба60,55,55Внутреннее убранство храма20,51,5Подсвечники20,51,56Иконы настольные40,53,57Дарохранительницы40,53,58Выполнение творческой работы100,59,59Защита творческой работы22Итого325,526,5Учебный планǤ Художественная обработка древесины№ТемаКоличествочасов1Техникабезопасности.Вводноезанятие.Историяложкииложкарногодела.22Материалыиинструментыдляизготовленияложки.Ознакомлениесосвойствамидревесины.43Технологияизготовленияложки.Выборматериала,разметка.44Изготовлениезаготовки(баклуши).45Изготовлениеложки.Чистоваяобработкаложки,отделкашлифованием.Выборнациональногоорнаментаирисункадляотделкиложки.106Нанесениенародногоорнамента,символовисценохоты.47Тонировка,лакирование,вощение.4Всего:32Учебный планǤ Ложкарное ремесло№ п/пРазделКолво часов1Вводное занятиеǤ История национальной куклы и матрёшки22Выбор материала, разметка заготовок 43Изготовление национальной куклы и матрёшки104Отделка национальной куклы и матрёшки резьбой65Отделка национальной куклы и матрёшки, лаком воском, красками и дрǤ66Защита творческой работы4Учебный планǤ Изготовление национальной куклы и матрёшкиПроект реализуется успешно, тǤкǤ бюджетные денежные средства освоены: все специалисты выполнили свою работу, запланированные оборудование и инструменты закупленыǤ Разработаны примерные программы, одобрены приспособления, инструменты, технология изготовления изделий на презентацииǤ С сентября месяца начинаем практическую деятельность по апробации УМК в учебных заведенияхǤВыводы«Церкви и святые места родного края»НОУ «Православная гимназия во имя Святителя Луки ВойноЯсенецкого»20.04.2016 –20.01.2017Кемеровская область (гǤ Салаир, пгтǤ Мундыбаш, гǤ Междуреченск, гǤ Осинники, пǤ Кузедеево, гǤ Киселёвск, гǤ Белово, гǤ Новокузнецк)Экскурсии по церквям и святым местам родного края в нашей области для обучающихся проводятся не на должном уровнеǤ Отсутствует система и выход на конкретные результаты (рефераты по истории церквей, сочинения по результатам поездки, макеты церквей и дрǤ)ǤОписание проблемыЦелевая группа:Гимназисты, родители, обучающиеся воскресных и общеобразовательных школǤЦели, стоящие перед проектом:Повышение духовнонравственного воспитания гимназистов, обучающихся воскресных и общеобразовательных школ через ознакомление с церквями и святыми местами родного краяǤЦелевая группа и целиЗадача №1 Разработать план мероприятий по проектной деятельностиǤЗадача №2 2.1Ǥ Познакомить гимназистов с Церквями и святыми местами родного края через проведение экскурсийǤ2Ǥ2Ǥ Изготовить макеты церквей, святых источников, поклонных крестов и дрǤ 2Ǥ3ǤПровести исследования и обобщить результаты выездных экскурсий по церквям и святым местам родного краяǤЗадача №3 Информировать о ходе проведения проектной деятельностиЗадачи проекта1) Проведены выездные мероприятия в гǤ Салаир, пгтǤ Мундыбаш, гǤ Междуреченск, г ОсинникиǢ 2) Макеты в стадии разработкиǢ 3) Оформлены стенгазеты (выставлены фотографии и сочинениярассуждения)Ǣ 4) Проведены работы по облагораживанию территории храмовǢ5) Проведены занятия по курсу «Православные храмы и святые места Кузбасса» .Незапланированные результаты: проведены мастерклассыǤ Это дало приобщение обучающихся воскресных школ и прихожан к традиционным православным ремёсламǤ В свою очередь студентам ФМиТЭФэто дало возможность приобрести определённый педагогический опыт при работе с детьми и возможность ближе познакомится с православной культуройǤРезультатыПроект реализуется успешно, тǤкǤ бюджетные денежные средства освоены: все специалисты выполнили свою работу, оборудование и материалы закупленыǤ Все запланированные мероприятия выполненыǤВыводыНовокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет»Физикоматематический и технологоэкономический факультетеКафедра технологии, профессионального обучения и общетехнических дисциплин8(3843)747271НОУ «Православная гимназия во имя Святителя Луки ВойноЯсенецкого»8(3843)368850ВервекинВалерий ГригорьевичкǤпǤнǤ, доцент кафǤ ТПОиОТД89511670570Контактные данныеСпасибо за внимание!