Полный текст статьи
Печать

Закономерным итогом развития экономического кризиса в России является снижение кредитование реального сектора экономики и, следовательно, уменьшение источников поддержания ликвидности предприятий.  Одним из последствий данной ситуации является возрастание неплатежей и рост дебиторской задолженности.  По данным Министерства экономического развития Тульской области [1] дебиторская задолженность крупных и средних организаций области на 1 мая 2015 года составила 219042,7 млн. рублей (104,3% к 1 января 2015 года), из нее просроченная - 11466 млн. рублей (5,2% всей задолженности, 113,1% к 1 января 2015 года). Если сопоставить показатели с докризисным уровнем, то рост дебиторской задолженности к 1 января 2013 года составил 159,3%, а темп роста просроченной задолженности составил 165,0%.

 Сама по себе дебиторская задолженность является определенным гарантом поступления денежных средств от покупателей и свидетельствует о наличии спроса со стороны потребителей. Так, С. Чадин [4] считает, «что дебиторская задолженность на балансе является следствием разрыва между сделкой купли-продажи товаров и оплатой. По сути, это вид финансовых вложений одной компании в другую наряду, например, с покупкой векселей или предоставлением классических займов партнерам по бизнесу». Однако ее резкое увеличение приводит к отвлечению финансовых ресурсов предприятия и увеличению риска возникновения безнадежных долгов. А в условиях недоступности кредитных ресурсов может привести к ухудшению платежеспособности предприятий и возникновению ситуации финансовой несостоятельности.  В сложившихся условиях возрастает актуальность проблемы эффективного управления дебиторской задолженности.

В учебной и научной литературе можно найти немало статей посвященных методам анализа, структурирования, контроля за состоянием уровня дебиторской задолженности и вопросам погашения сомнительной дебиторской задолженности. Однако, хотелось бы рассмотреть данный вопрос комплексно, поскольку на практике важнее не отвлекать силы на снижение уровня просроченной дебиторской задолженности, а предупредить её возникновение. Это позволит не только обеспечить финансовую устойчивость, но и оптимизировать налоговые платежи и снизить расходы предприятия. При решении данного вопроса на специалистов финансово-экономических служб оказывается разнонаправленное воздействие других подразделений предприятия. С одной стороны, служба снабжения заинтересована в перечислении авансовых платежей поставщикам с целью оперативного обеспечения производства материалами, производственные и обслуживающие подразделения также стремятся авансировать подрядчиков для получения гарантий своевременного выполнения заказанных работ, проведения ремонтов, обеспечения производства энергоресурсами. С другой стороны, отгрузка продукции покупателям с отсрочкой платежа способствует стимулированию объёма продаж и расширению рынка сбыта. Очень важно, чтобы перечисленные процессы были сбалансированными и не привели к «раздуванию» дебиторской задолженности и необоснованным потерям.

В процессе комплексного управления дебиторской задолженностью предприятия следует выделить следующие элементы:

  1. Разработка и утверждение основных параметров кредитной политики, включающей установление лимитов и условий предоставления авансов или коммерческих кредитов контрагентам, а также применяемые методы их обеспечения.
  2. Процедура отбора поставщиков и подрядчиков для заключения договорных отношений, позволяющая провести предварительный анализ правоспособности, дееспособности, кредитоспособности и экономической целесообразности заключения договорных отношений с конкретными контрагентами. Использование механизмов тендерных закупок с целью снижения расходов и получения наиболее выгодных условий платежей.  
  3. Процедура заключения, учета и контроля за исполнением договоров с контрагентами. Согласование договора осуществляют все компетентные службы предприятия. Данные по оформленному договору вносятся в единую электронную базу данных. После заключения договора исполнитель осуществляет контроль исполнения договорных обязательств по срокам, количеству, качеству и цене, а также за своевременным оформлением надлежащим образом документов, подтверждающих выполнение обязательств.
  4. Процедура бюджетного планирования и контроля за исполнением бюджетов, устанавливающая KPI по относительным или абсолютным значениям дебиторской задолженности и определяющая порядок контроля за их исполнением.
  5. Процедура осуществления безналичных платежей в организации, в которой должен быть прописан порядок ответственности, делегирования полномочий и контроля за формированием реестров и осуществлением платежей.
  6. Учетная политика организации, позволяющая организовать бухгалтерский учет обязательств по контрагентам, срокам возникновения, видам обязательств, а также своевременное формирование резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете, что должно обеспечивать оптимизацию налоговых платежей и дивидендных выплат.
  7. Процедура работы Комиссии по контролю за состоянием дебиторской задолженности предприятия, осуществляющей координацию деятельности всех служб предприятия в данном направлении.
  8. Процедура работы подразделений предприятия по взысканию сомнительной и просроченной задолженности, определяющая последовательность работы по принудительному взысканию долгов, в том числе с обращением в судебные инстанции.

Комплексный подход к управлению дебиторской задолженностью позволяет не только снизить потери от списания безнадежной дебиторской задолженности, но и сократить расходы на судебные издержки и текущие управленческие расходы за счет  выявления и предупреждения проблемы на ранних этапах её возникновения.

Научный руководитель:
Сорвина Ольга Владимировна, 
доктор технических наук, доцент Тульского государственного университета, г. Тула, Россия