Полный текст статьи
Печать

В настоящее время сфера рекламы отличается огромным разнообразием каналов коммуникаций. Цель любого рекламного сообщения – донести до потребителя информацию о товаре и вызвать у него побуждение приобрести объект рекламирования. На самом деле, это довольно не легкая задача, поскольку конкуренция на рынке товаров и услуг с каждым днем ужесточается. Современный покупатель имеет множество альтернатив и отдает предпочтение тем товарам, которые максимально удовлетворят его потребности. На решение покупки товара могут влиять такие факторы, как советы друзей или знакомых, которые уже приобрели данный товар ранее и довольны его свойствами, мнение специалистов по продаже данного товара, различные скидки, акции, проводимые в магазинах и, конечно же, реклама. Именно от того, насколько эффективна реклама, зависит спрос на товар [1].

Различают следующие формы рекламы: печатная, телевизионная, радиореклама, наружная, интернет-реклама. Каждая из них имеет свои специфические особенности и присущие только данному виду рекламы характеристики. В данной работе хотелось бы более подробно остановиться на радиорекламе. Какие преимущества она в себе несет? Стоит ли размещать рекламное объявление на радио или целесообразнее использовать телевидение, наружную или печатную рекламу? Влиянию каких факторов подвержена радиореклама? Попробуем в этом разобраться.

Хорошая радиореклама задерживает на себе внимание покупателя на протяжении всего объявления. Она не вызывает никаких негативных чувств при этом, будь то агрессия, злоба или ненависть. Стоит отметить, что радиореклама оказывает большее влияние все-таки на чувства, чем на разум, поскольку она является дополнением, фоном при осуществлении каких-либо дел или занятий. Мы слушаем радио в машине, пока добираемся до места назначения, дома, возможно на работе, в общественном транспорте, на автобусных остановках, в магазинах, на выставках и ярмарках, в кинотеатрах.  Может быть, человек и не прислушивается к тому, что происходит в эфире на радио, он занят важным делом, однако эффективная реклама должна привлечь его внимание, достичь сознания и пробиться сквозь завесу других рекламных объявлений [2].

Как вид звуковой рекламы радиореклама имеет свои специфические особенности:

1) в первую очередь это время, отведенное на рекламное сообщение. Если оно слишком длинное, то радиослушатель потеряет нить повествования и отвлечется на что-либо другое, тогда его внимание рассеется. Как правило, радиореклама длится либо 30 секунд, либо 60. Скорость чтения не должна превышать двух с половиной слов в секунду. Название товара или фирмы следует упомянуть 4-5 раз, если ролик длится минуту.

2) фоновая музыка и звуковые эффекты. Они должны быть подобраны под основную концепцию рекламного сообщения, а также помогать потребителю мысленно создать образ рекламируемого товара. При этом следует назвать основные его характеристики: например, вкус, запах, цвет, внешний вид и т.д.

3) разделение целевой аудитории по времени в течение дня: утром (с 6:00 до 9:00) – это люди, которые едут на работу, с 9:00 до 16:00 – домохозяйки или люди, которые заняты своими делами и одновременно слушают радио, с 16:00 – люди, возвращающиеся с работы или молодежь. Утреннее время и вечернее (часы-пик) считаются наиболее выгодными для размещения рекламы на радио.

Само рекламное сообщение имеет четкую структуру, последовательность изложения – сначала упоминается название товара, организации, предлагающей услугу, затем основные характеристики и достоинства, почему покупатель должен выбрать именно то, что ему предлагают, далее, где можно приобрести товар или контактные данные рекламируемой фирмы. Зачастую рекламодатель ломает уже сложившиеся в обществе стереотипы и создает яркую, неординарную, привлекающую внимание и запоминающуюся рекламу, ведь с течением времени меняются идеалы и представления о совершенном, что вызывает необходимость поиска новых методов воздействия рекламы на потребителя [3].

Стоит отметить, что целевая аудитория радиостанций распределена неравномерно в течение недели. Наглядно можно представить это на графике. Чаще всего радио слушают в будние дни – с понедельника по пятницу, нежели в выходные, а также в определенные часы – утром и в обеденное время (09:00-15:00),  находясь в пробках, добираясь до работы или до дома, к вечеру число слушателей уменьшается. 

 Рис. 1. Распределение слушателей радиостанций в течение недели.

По численности аудитории слушатели российских радиостанций занимают второе место после зрителей телевидения. Это говорит о том, что радиореклама имеет ряд преимуществ, которые делают ее популярной в настоящее время. Рассмотрим их более подробно.

1.Широкое распространение и охват целевой аудитории.

2. Стабильная целевая аудитория.

3. Оперативность радиорекламы.

4. Низкие издержки для рекламодателя.

5. Радио можно назвать поистине «живым» носителем рекламы, поскольку приятный человеческий голос и фоновая музыка создают впечатление присутствия или же диалога, что, несомненно, вызовет интерес у слушателя.

6. Радиореклама – средство немедленного действия.

Несмотря на все вышеперечисленные преимущества, радиореклама обладает и недостатками.

1. Мимолетность рекламы. Ввиду того, что радио слушают, занимаясь какими-либо делами, а также за счет краткости звучания, некоторая информация может пройти мимо потенциального потребителя, либо он просто ее забудет. Из-за этого возможно уменьшение целевой аудитории.

2. Изобилие рекламных сообщений. Чем выше рейтинг радиостанции, тем у нее больше рекламодателей. По этой причине, радиосообщение может просто затеряться среди множества других и не дойти до потребителя. Кроме того, есть категория людей, которые переключают радиостанцию с момента выхода в эфир рекламы (данная проблема находит отражение и на телевидении).

3. Отсутствие визуального восприятия, что может не полностью дать представление о товаре.  Это не является проблемой, если текст рекламного объявления способен привлечь, заинтересовать слушателя, если правильно подобрать звуковые эффекты и музыку на заднем фоне, а также выбрать приятного диктора.

4. Возникновение сложностей при покупке эфирного времени. Каждый рекламодатель хочет привлечь как можно больше слушателей и стремится разместить свое объявление в часы – пик или же в эфире рейтинговых программ [4].

Таким образом, радиореклама имеет свои плюсы и минусы, как и любой другой канал коммуникаций. Если специалисты данной области действительно грамотные и квалифицированные, то рекламное сообщение обязательно найдет своего слушателя, запомнится ему и останется в сознании на долгое время.

Теперь возникает следующий вопрос: реклама на радио – эффективный способ продвижения товаров и услуг?

Выделим основные факторы, оказывающие влияние на эффективность радиорекламы:

1.Во-первых, это запоминаемость представленной слушателю информации. Как отмечалось выше, чтобы у человека отложилось в памяти название товара, компании или услуги, рекламный ролик необходимо повторить минимум раз пять.

2.Далее, реклама должна быть доступна и понятна, не содержать сложных технических и профессиональных терминов, либо слов на иностранном языке.

3.Диктор должен обладать приятным тембром голоса, грамотной речью с хорошей дикцией и скоростью речи. Оптимальное произношение – несколько слов в секунду, то есть рекламный ролик, состоящий из сорока слов, должен длиться примерно двадцать секунд.

4.Использование в рекламном обращении таких деталей, как: характеристика товара, его размеры, запах, цвет, основные преимущества и т д. То есть ролик должен воссоздать образ рекламируемого товара, заставить воображение слушателей работать.

5.Реклама будет максимально эффективной, если ее будут транслировать во время передачи, либо перед ее началом, тематика которой близка к рекламному ролику. К примеру, обсуждается тема отдыха за границей. Радиопередачи могут начинаться или заканчиваться рекламой различных туроператоров и турагенств.

6.И последнее – реклама будет совершенно не эффективной, если ее продолжительность будет длиться более одной минуты.

Эффективность радио заключается в том, что оно обходится рекламодателю гораздо дешевле, нежели телевизионная или печатная реклама, а эффект лучше, так как она постоянно на слуху в течении всего дня и повторяется по нескольку раз. Эффективность рекламы на радио можно посчитать путем прироста прибыли в сравнении с прошлым годом, а также увеличения числа покупателей и клиентов, пришедших сделать покупку или воспользоваться услугой. [5]

Так какие сферы деятельности в городе Оренбурге эффективно используют радиорекламу? Приведем некоторые примеры.

Продвижение продукции и услуг с помощью радиорекламы эффективно применяют:

1.Медицинские организации и стоматологические клиники – медицинский центр «Наука», стоматология «Жемчужина на Салмышской», «Жемчужина», сеть стоматологических клиник «СТМ-Клиник», «Доктор Зубов», и т д.

2.Автосалоны, автошколы, шиномонтажные, магазины автозапчастей, автомойки – «Лада-Сервис», «Автосалон2000»,  автошкола «Форсаж», автошкола «Клаксон», автошкола «Экстрим», магазин «Десятка», магазин автозапчастей «Автоград56».

3.Рестораны и кафе, ночные клубы, сауны – ресторан «Дон Кихот», суши-бар «Якудза» (доставка суши), ночной клуб «Shuttle», ночной клуб «Инфинити», ресторан японской кухни «Зеленая горчица», доставка пиццы «Papa Toni», «Величество пицца»,  «Жи-Ши» - доставка суши и роллов и т.д.

4.Сотовая связь и интернет – телекоммуникационные компании «Ростелеком», «Уфанет», «МТС», «Билайн», «Мегафон», «Теле-2».

5.Реклама выставок, ярмарок – «Меновой двор – 2015», «Образование и карьера. Выпускной бал – 2015», ярмарки «выходного дня» «ярмарка мёда», меховая ярмарка шуб «Экспо Фур» и т д.

6.Магазины товаров массового спроса: мебели, сантехники, стройматериалов – магазин строительных материалов «Стройландия», магазин «XXL», магазин мебели «Шатура», «Мебельград», магазин сантехники «Реал-97» и т.д.

Orenburg Media Group опубликовал список самых рейтинговых радиостанций Оренбурга, среди которых находятся: Радио Рекорд, Хит ФМ, Дорожное Радио, Радио Дача, Русское Радио, Спорт ФМ (в порядке уменьшения рейтинга). Данные радиостанции признаны лучшими среди слушателей нашего города, поэтому целесообразно будет разместить рекламное объявление именно на этих радиоволнах.

Таким образом, на сегодняшний день сложились различные мнения по поводу эффективности радиорекламы. Кто-то считает, что она является аутсайдером, и не может конкурировать с телевизионной          и интернет - рекламой, кто-то напротив, считает, что она занимает одно из важнейших мест в средствах массовой информации. Но так или иначе, она находится на втором месте, уступая лишь ТВ-рекламе. Лично мы считаем, что радиореклама достаточно популярна и современна на сегодняшний день, так как она находится на слуху в течении всего дня, имеет способность откладываться в подсознании человека, гораздо дешевле других видов рекламы и ей принадлежит наибольший охват массовой аудитории. Доказательством этому служит использование радиорекламы в различных отраслях и сферах деятельности предприятий.

Научный руководитель: Лекарева Юлия Сергеевна,
кандидат экономических наук, доцент Оренбургского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Оренбург, Россия