В середине марта 2014 года, США и Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия и Канада ввели в действие первый пакет санкций против РФ. Санкции включали в себя:
- Ограничение доступа на финансовые рынки российских банков;
- Прекращение предоставления финансовой помощи Российским кредитным организациям [1].
Ограничения затронули следующие государственные банки:
- ПАО «Сбербанк России»
- ПАО «Банк ВТБ»
- АО «Газпромбанк»
- ПАО «Банк ВТБ 24»
- АО «Россельхозбанк» [2].
В связи с непростой ситуацией в банковском секторе РФ взгляды на состояние российской финансово-кредитной системы разделились. Так, глава «Сбербанка России» Герман Греф утверждал, что данный кризис самый масштабный и тяжелый, с которым приходилось сталкиваться нашей банковской системе и 2016 год будет не менее тяжелым, даже несмотря на заявления Председателя Правительства о том, что пик кризиса пройден [3]. Однако, в противоположность взглядам главы Сбербанка, первый зампред ЦБ РФ Алексей Симановский заявил, что никаких признаков кризиса не наблюдается [4]. Таким образом, мы являемся свидетелями расхождений взглядов ведущих экономистов России по ситуации, сложившейся в нашей банковской сфере, и тому негативному эффекту, оказанному на нее введенными санкциями.
Так как введенные ограничения в большинстве своем затрагивают возможность заимствований на зарубежных рынках, то жизненно важным является формирование эффективной национальной системы кредитования. Создание данной системы позволило бы нивелировать потери от невозможности использования внешних заимствований и снизить негативную динамику основных макроэкономических показателей.
Понимание структуры санкций и их экономических последствий является одним из основополагающих факторов в стратегии развития нашей страны в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Ключевое место в анализе макроэкономических процессов занимают банки и банковская система в целом.
Без грамотного и своевременного анализа изменений, которые произошли с момента введения санкций, невозможно спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации, выстроить четкое понимания шагов, необходимых во-первых, для компенсации отрицательных воздействий извне в рамках ограничений, во-вторых, для выстраивания модели стабилизации и исправлении текущей ситуации с приоритезаций на наращивание темпов экономического развития, банковской устойчивости и переориентации экономики страны на внутренний рынок.
Опираясь на данные представленные в отчетности указанных выше банков, можно сделать вывод, что экономические санкции оказали существенное негативное влияние на крупнейшие финансовые институты нашей страны. Исходя из представленной информации можно утверждать, что только ПАО «Сбербанк России» и ПАО «Банк ВТБ» удалось сохранить положительную чистую прибыль, в отличие от других сравниваемых банков. Но, к сожалению, увеличение просроченной задолженности произошло у всех банков без исключения и в разных банках, рост этого показателя составил от 2 до 4 раз.
Таким образом, в банковской системе Российской Федерации сложилась сложная ситуация.
Для нивелирования негативного тренда в банковском секторе ЦБ РФ и Правительство РФ должны применять адекватные меры. [5] При грамотном и своевременном внедрении данных мероприятий можно прогнозировать положительные сдвиги в банковской системе Российской Федерации в среднесрочной перспективе. В тоже время сохраняются риски в банковской сфере, связанные с ухудшением макроэкономической ситуации на внешних рынках.
Научный руководитель: Коробов Юрий Иванович,
доктор экономических наук, профессор Саратовского Социально-Экономического Института – филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Саратов, Россия