Полный текст статьи
Печать

Любое корпоративное сообщество в той или иной мере испытывает потребность к самоидентификации [6]. Самоидентификацию можно представить в виде уподобления себя какому-то конкретному образу или личности определённого человека [2]. Это относится и к такой специфической корпоративной общности как научно-педагогическое сообщество, объединяющее в себе учебные заведения высшего профессионального обучения, научно-исследовательские институты, кафедры, многочисленные объединения учёных разного уровня и др. [2, 6].

Апогеем самоидентификации научно-педагогического сообщества становиться рождение научно-педагогической школы.

Термин «научно-педагогическая школа» давно находится в обиходе, однако до сих пор не существует его, закреплённого юридически, определения. Во многих источниках даются различные определения, выражающие в совокупности одну и туже мысль: научно-педагогическая школа - это четко выраженное направление активных научных исследований, результаты которых представлены и опубликованы в виде защищенных кандидатских и докторских диссертаций, монографий, учебников, статей, и внедрены в учебный процесс и в педагогическую практику [1, 2, 3, 4, 6].

В тоже время само понятие «научно-педагогическая школа» достаточно многогранно.

Это научно-педагогическое направление, возглавляемое признанным ученым или учёными в определённой научной области, под руководством которых по темам этого направления ведется подготовка специалистов по программам вузовского и послевузовского профессионального образования, а также по программам подготовки научно-педагогических кадров [2, 3]. Например, в Нижегородской академии МВД России сложилась научно-педагогическая школа Бабаева Владимира Константиновича, бывшего начальника вуза, генерал-майора милиции, доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, академика ПАНИ и РАЕН (01.12.1939 - 31.12.2008).

Понятие «научно-педагогическая школа» может также рассматриваться и в более узком (локальном) смысле. Обычно это применительно к относительно небольшому научно-педагогическому коллективу, который объединён не только (а порой – не столько) организационными рамками, не только конкретной тематикой своей научно-педагогической деятельности, но и в большей степени общей системой взглядов, идей, интересов, а также традиций сохраняющихся, передающихся и развивающихся при смене педагогических поколений [1].

Традицией можно назвать исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности и представления [4].

И именно научно-педагогические школы выступают в роли хранителей лучших традиций образовательного учреждения, педагогического коллектива, передавая их через своих сторонников, учеников другим коллективам и всему научно-педагогическому сообществу [1].

Так, с момента образования, в Нижегородской академии МВД России (в своё время - Горьковская школа милиции, Нижегородский юридический институт) ведётся большая работа по проблематике служебной прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел. Отличительной чертой этой деятельности, во все времена, выступала направленность на формирование профессионально-ориентированной концепции физической подготовки сотрудников органов внутренних дел, повышение практической направленности обучения [5].

Внедрением в учебно-воспитательный процесс результатов научных трудов таких сотрудников кафедры, как В.Г. Колюхова, В.П. Вдовиченко, С.М. Сусликова, А.Н. Кутасина, Н.Н. Устюжанина, Л.Н. Полозова, Н.Л. Пономарёва и началось становление научно-педагогической школы физической подготовки Нижегородской академии МВД России. В настоящее время носителями и создателями традиций кафедры являются Кузнецов С.В., Волков А.Н., Мартынов А.П., Веселов Е.А.

Конечно говорить о том, что научно-педагогическая школа физической подготовки Нижегородской академии МВД России окончательно сформировалась ещё рано. Надо понимать, что и создание, и развитие научно-педагогической школы является достаточно длительным и очень сложным процессом [1].

На сегодняшний момент качество научно-исследовательской работы, проводимой на кафедре физической подготовки, признано на федеральном уровне. Выполняется большой спектр заказных работ, результаты которых находят своё место в различных нормативных актах, регламентирующих физическую подготовку сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Кафедра физической подготовки Нижегородской академии МВД России стала признанным центром научно-методической работы в ведомстве.

В связи с изменением нормативной базы в ближайшее время предстоит «перестройка» всего учебно-воспитательного процесса по физической подготовке курсантов и слушателей очной формы обучения. Это связанно с тем, что теперь за два года обучения курсант должен пройти программу первоначального профессионального обучения в полном объёме и выполнить квалификационные требования намного превышающие требования действующей учебной программы.

В связи с этим ближайшая первоочередная задача, стоящая перед коллективом кафедры, состоит в разработке принципиально новой концепции физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России.

Первое. К сожалению, можно констатировать, что на сегодняшний день у обучающих формируется очень ограниченный двигательный опыт. Он ограничен, во-первых, направленностью обучения преимущественно на изучение боевых приёмов борьбы, во-вторых, ограниченным набором упражнений общей физической подготовки. Поэтому, по нашему мнению, необходимо введение своего рода «спортизации» учебного процесса. В рабочей программе должны быть разделы и гимнастики, и спортивных игр, должны быть расширены разделы лёгкой атлетики, плавания, лыжной подготовки.

Второе. С другой стороны, основной целью физической подготовки сотрудников органов внутренних дел является формирование физической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приемов борьбы. Поэтому важно при усилении спортизации учебного процесса не потерять накопленный после 2 курса (окончания первоначальной профессиональной подготовки) потенциал боевых приёмов борьбы. По нашему мнению, учебный процесс на последующих этапах должен быть направлен на обучение тактики применения боевых приёмов борьбы. Тем самым решается задача совершенствования уровня владения боевыми приёмами борьбы, это задаёт практическую направленность обучения процесс. Одним из средств реализации тактической составляющей обучения боевым приёмам, к примеру, может выступают действия по решению разнообразных учебных задач (заданий) в типовых ситуациях, моделирующих оперативно-служебную деятельность сотрудников полиции, а формой реализации может выступать практикум.

Третье. Изменившиеся требования предполагают и новый подход к планированию учебного процесса, в первую очередь - рациональное распределение учебного материала и учебного времени, и нового подхода к методике обучения. Учиться курсант должен осмысленно, он должен понимать суть техники приёма, понимать, что делает и зачем, а не механически повторять за преподавателем. Необходимо уделять внимание деталям техники, а не ограничиваться только воспроизведением «внешней картинки» приёма. Курсант во время обучения должен как-бы вживаться в роль полицейского.

Четвёртое. Курсант должен быть воспитан и образован разносторонне. Иногда, решая на занятии задачи развития физических качеств или обучения техники приёмов, преподаватели забывают о воспитательной стороне учебного процесса. Учебный процесс по физической подготовке предполагает (по требованиям ГОСТа) формирование общекультурный компетенций, развитие у курсантов физической культуры.

В связи с этим большая творческая работа предстоит в рамках предметно-методической секции кафедры (далее – ПМС). Целью работы ПМС является несомненно учебно-методическое обеспечение учебного процесса. Перспективными задачами в этот период выступают:

Разработка принципиально нового, по-настоящему «рабочего» учебно-методического комплекса дисциплины, в котором бы и отражались традиции формирующейся научно-педагогической школы кафедры.

Разработка огромного количества рабочих документов планирования, начиная с учебной программы, и заканчивая паспортами компетенций.

В связи с тем, что на кафедре работает более 60% молодых преподавателей со стажем работы в вузе менее 2 лет, то ПМС должна стать механизмом повышения квалификации преподавателей кафедры, тем механизмом, который бы стал «ретранслятором» традиций кафедры. Необходимо регулярно рассматривать положительный опыт как собственный (кафедральный), так и преподавателей других вузов. Больше проводить открытых занятий ведущими преподавателями кафедры. Взаимные посещения и обсуждение их результатов наконец-то должны начать исполнять свою изначальную роль – кроме выявления в обучении отклонений от стандарта, недостатков в методике обучения, они должны стать тем средством, которое помогало бы молодым преподавателям научиться анализировать занятия, вносить коррективы в свои процесс, которое помогало бы им формировать представление об учебном процессе в целом на весь период обучения.

На сегодняшний момент на кафедре физической подготовки создались уникальные условия для дальнейшего формирования и развития научно-педагогической школы. С 2011 года произошла резкая смена поколений. Однако при этом наблюдается наличие на кафедре и носителей традиций и большого количества молодых преподавателей. Большой потенциал молодого поколения создаёт уверенность в том, что импульс научно-педагогический мысли, данный прежними поколениями сотрудников кафедры, не угаснет и будет только возрастать.