Учебные программы по физической культуре (далее – ФК) в вузах нацеливают на формирование у студентов мотивационно ценностного отношения к физической культуре, установку на здоровый образ жизни, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Мотивация- один из факторов (неотъемлемое условие) занятиями физическими упражнениями.
Наиболее распространены следующие мотивации: физическое совершенствование; дружеская солидарность; учебная обязанность; самоутверждение в среде; подражание кумирам, авторитетам; достижение спортивного результата; удовлетворение от процесса занятия; средство развлечения, разрядки.
Не имея целей в ФК деятельности, человек не проявляет интереса к ней.
Выделяют ряд типов отношений к физической культуре: активно - положительное; пассивно – положительное; индифферентное; пассивно - отрицательное; активно – отрицательное.
Наше внимание было обращено на студентов с индифферентным и пассивно – отрицательным отношением. Первые отличаются расплывчатыми мотивами, неясностью, неконкретностью целей, аморфностью и неустойчивостью интересов, эпизодическим участием в физкультурно-спортивных мероприятиях. Вторые проявляют безразличие и безучастность. Мотивация к занятию физическими упражнениями противоречива, а цели и интересы к физической культуре отсутствуют.
У студентов с положительным отношением к физической культуре мотивация сформирована. Они знают, чего хотят в сфере физической культуры и спорта. Они, как правило, занимаются дополнительно вне учебных заведений. На учебных занятиях они активны, не требуют дополнительного внимания и стимулирования.
Значительно больше внимания преподавателем приходится уделять студентам с менее сформированными мотивами к занятиям физическими упражнениями. Как правило они менее развиты физически у них минимальный арсенал двигательных умений и навыков. На учебных занятиях они малоподвижны не инициативны, скованны, неуклюжи, поэтому стеснительны. Если их не вывести из состояния неуверенности в себе, не дать осязаемо почувствовать на себе положительные результаты от физических упражнений, то они и дальше понесут этот негативный комплекс по жизни. Поэтому задача педагога – сформировать у рассматриваемой категории студентов практический опыт положительного, зримого, чувственного и объективно измеримого результата от воздействия физических упражнений на показатели физического развития; вооружить необходимыми знаниями и умениями для дальнейшего самостоятельного развития.
За продолжительный период работы со студентами были подмечены положительные изменения в мотивации слабоподготовленных студентов к занятиям при освоении незнакомых упражнений в тех случаях, когда различными приёмами удавалось привлечь их к осознанному систематичному выполнению требуемых заданий. При этом наблюдался довольно быстрый существенный прирост результатов в данном упражнении, что, в свою очередь отражалось на настроении студентов; у них зарождалась робкая уверенность в своих силах.
Подобный эффект закономерен с теоретической точки зрения. Известно, что период срочной адаптации к неспецифическим физическим нагрузкам и формирования умений в незнакомых движениях сопровождается существенным приростом результата, процесс адаптации протекает интенсивно. Этот эффект мы взяли на вооружение для формирования веры студентов в преобразующие свойства упражнений, в действенность принципа систематичности, воспитания настойчивости и целеустремленности.
Предметом нашего педагогического исследования стала динамика результатов в упражнениях силового характера на начальных этапах их освоения, а также изменения в мотивации и отношении к занятиям физическими упражнениями. В исследовании приняли участие 28 студентов 2-го курса. Анализу подверглись результаты 10-ти кратного жима штанги лёжа на скамье, прыжка в длину с места, подъема штанги на грудь.
На первом этапе решалась задача создания представления об изучаемом действии, ознакомлении с техникой выполнения движений, с мерами безопасности, приобретения начальных умений. После этого были зафиксированы начальные результаты в каждом из упражнений и выделены студенты опытной группы с рассматриваемыми нами характеристиками (13 чел.): не имеющими навыков в данных упражнениях; недостаточно развитых в физическом отношении в целом; пассивных и т.д.
Контрольная группа составила 15 чел. (таблица 1).
Таблица 1
Динамика результатов в 10-ти кратном жиме штанги лежа (10 ПМ)
Показатели |
Группа |
Ⅰэтап ±m |
Ⅱэтап ±m |
Ⅰ-Ⅱ |
Жим Штанги (10 ПМ) ( в кг. ) |
Опытная Контрольная |
34,0±4,5 46,1±5,2 |
39,7±4,7 48,5±5,6 |
5,7 2,4 |
Оценка (в баллах) |
Опытная Контрольная |
1,9 3,5 |
3,1 3,8 |
1,2 0,3 |
Вес студентов |
Опытная Контрольная |
65,5±7,1 70,6±8,3 |
65,7±6,9 70,7±8,4 |
|
В таблице приведены результаты 10-ти кратного жима штанги лёжа.
Из таблицы видно, что средний вес студентов опытной группы на 5 кг. меньше, чем в контрольной. Этот фактор, а также общий уровень подготовленности определили и результат в контрольном упражнении. А именно, результат контрольной группы был на 12,1 кг. выше.
Более высокий начальный уровень подготовленности студентов контрольной группы выразился и в показателе 5-ти бальной оценки за продемонстрированный результат – 3,5 балла против 1,9 балла в опытной группе.
Следует отметить, что индивидуальная оценка в баллах выставляется за результат, показанный относительно собственного веса.
Аналогичное соотношение изучаемых параметров наблюдалось и в других изучаемых нами упражнениях – прыжке в длину с места и в подъеме штанги на грудь.
В дальнейшем обе группы студентов занимались в обычном учебном режиме в соответствии с принятой рабочей программой.
Отличием педагогических воздействий заключалось в большем внимании, уделяемом изучаемой группе слабо подготовленных студентов, а именно: соблюдению мер безопасности, подстраховки; соблюдения принципа доступности; концентрации внимания на технике выполнения упражнений; контроля над количественными характеристиками нагрузок; доведением теоретических положений о биологической сущности упражнений и методических принципах физического воспитания.
Через 2 месяца было произведено вторичное тестирование в данных упражнениях. В обоих группах отмечена положительная динамика в показателях. Однако прирост показателей в опытной группе был существеннее и составил 5,7 кг. Против 2,4 кг. в контрольной. Значительно (на 1,2 балла) выросла оценка за результат в опытной группе и достигла величины 3,1 балла.
Отмеченная динамика констатировала предполагаемый ранее эффект.
Однако, более значительный эффект был отменен в настроении студентов опытной группы, поведенческих реакциях во время занятий, изменении отношения к учебному процессу на занятиях по физической культуре, выявленные посредством наблюдения и анализа анкетирования.