Полный текст статьи
Печать

Учебные программы по физической культуре (далее – ФК) в вузах нацеливают на формирование у студентов мотивационно ценностного отношения к физической культуре, установку на здоровый образ жизни, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Мотивация- один из факторов (неотъемлемое условие) занятиями физическими упражнениями.

Наиболее распространены следующие мотивации: физическое совершенствование; дружеская солидарность; учебная обязанность; самоутверждение в среде; подражание кумирам, авторитетам; достижение спортивного результата; удовлетворение от процесса занятия; средство развлечения, разрядки.

Не имея целей в ФК деятельности, человек не проявляет интереса к ней.

Выделяют ряд типов отношений к физической культуре: активно - положительное; пассивно – положительное; индифферентное; пассивно - отрицательное; активно – отрицательное.

Наше внимание было обращено на студентов с индифферентным и пассивно – отрицательным отношением. Первые отличаются расплывчатыми мотивами, неясностью, неконкретностью целей, аморфностью и неустойчивостью интересов, эпизодическим участием в физкультурно-спортивных мероприятиях. Вторые проявляют безразличие и безучастность. Мотивация к занятию физическими упражнениями противоречива, а цели и интересы к физической культуре отсутствуют.

У студентов с положительным отношением к физической культуре мотивация сформирована. Они знают, чего хотят в сфере физической культуры и спорта. Они, как правило, занимаются дополнительно вне учебных заведений. На учебных занятиях они активны, не требуют дополнительного внимания и стимулирования.

Значительно больше внимания преподавателем приходится уделять студентам с менее сформированными мотивами к занятиям физическими упражнениями. Как правило они менее развиты физически у них минимальный арсенал двигательных умений и навыков. На учебных занятиях они малоподвижны не инициативны, скованны, неуклюжи, поэтому стеснительны. Если их не вывести из состояния неуверенности в себе, не дать осязаемо почувствовать на себе положительные результаты от физических упражнений, то они и дальше понесут этот негативный комплекс по жизни. Поэтому задача педагогасформировать у рассматриваемой категории студентов практический опыт положительного, зримого, чувственного и объективно измеримого результата от воздействия физических упражнений на показатели физического развития; вооружить необходимыми знаниями и умениями для дальнейшего самостоятельного развития.

За продолжительный период работы со студентами были подмечены положительные изменения в мотивации слабоподготовленных студентов к занятиям при освоении незнакомых упражнений в тех случаях, когда различными приёмами удавалось привлечь их к осознанному систематичному выполнению требуемых заданий. При этом наблюдался довольно быстрый существенный прирост результатов в данном упражнении, что, в свою очередь отражалось на настроении студентов; у них зарождалась робкая уверенность в своих силах.

Подобный эффект закономерен с теоретической точки зрения. Известно, что период срочной адаптации к неспецифическим физическим нагрузкам и формирования умений в незнакомых движениях сопровождается существенным приростом результата, процесс адаптации протекает интенсивно. Этот эффект мы взяли на вооружение для формирования веры студентов в преобразующие свойства упражнений, в действенность принципа систематичности, воспитания настойчивости и целеустремленности.

Предметом нашего педагогического исследования стала динамика результатов в упражнениях силового характера на начальных этапах их освоения, а также изменения в мотивации и отношении к занятиям физическими упражнениями. В исследовании приняли участие 28 студентов 2-го курса. Анализу подверглись результаты 10-ти кратного жима штанги лёжа на скамье, прыжка в длину с места, подъема штанги на грудь.

На первом этапе решалась задача создания представления об изучаемом действии, ознакомлении с техникой выполнения движений, с мерами безопасности, приобретения начальных умений. После этого были зафиксированы начальные результаты в каждом из упражнений и выделены студенты опытной группы с рассматриваемыми нами характеристиками (13 чел.): не имеющими навыков в данных упражнениях; недостаточно развитых в физическом отношении в целом; пассивных и т.д.

Контрольная группа составила 15 чел. (таблица 1). 

Таблица 1

Динамика результатов в 10-ти кратном жиме штанги лежа (10 ПМ) 

Показатели

Группа

этап

±m

этап

±m

-

Жим Штанги

   (10 ПМ)

     ( в  кг. )

Опытная

Контрольная

34,0±4,5

46,1±5,2

39,7±4,7

48,5±5,6

5,7

2,4

Оценка

(в баллах)

Опытная

Контрольная

1,9

3,5

3,1

3,8

1,2

0,3

Вес

студентов

Опытная

Контрольная

65,5±7,1

70,6±8,3

65,7±6,9

70,7±8,4

 

 

В таблице приведены результаты 10-ти кратного жима штанги лёжа.

Из таблицы видно, что средний вес студентов опытной группы на 5 кг. меньше, чем в контрольной. Этот фактор, а также общий уровень подготовленности определили и результат в контрольном упражнении. А именно, результат контрольной группы был на 12,1 кг. выше.

Более высокий начальный уровень подготовленности студентов контрольной группы выразился и в показателе 5-ти бальной оценки за продемонстрированный результат – 3,5 балла против 1,9 балла в опытной группе.

Следует отметить, что индивидуальная оценка в баллах выставляется за результат, показанный относительно собственного веса.

Аналогичное соотношение изучаемых параметров наблюдалось и в других изучаемых нами упражнениях – прыжке в длину с места и в подъеме штанги на грудь.

В дальнейшем обе группы студентов занимались в обычном учебном режиме в соответствии с принятой рабочей программой.

Отличием педагогических воздействий заключалось в большем внимании, уделяемом изучаемой группе слабо подготовленных студентов, а именно: соблюдению мер безопасности, подстраховки; соблюдения принципа доступности; концентрации внимания на технике выполнения упражнений; контроля над количественными характеристиками нагрузок; доведением теоретических положений о биологической сущности упражнений и методических принципах физического воспитания.

Через 2 месяца было произведено вторичное тестирование в данных упражнениях. В обоих группах отмечена положительная динамика в показателях. Однако прирост показателей в опытной группе был существеннее и составил 5,7 кг. Против 2,4 кг. в контрольной. Значительно (на 1,2 балла) выросла оценка за результат в опытной группе и достигла величины 3,1 балла.

Отмеченная динамика констатировала предполагаемый ранее эффект.

Однако, более значительный эффект был отменен в настроении студентов опытной группы, поведенческих реакциях во время занятий, изменении отношения к учебному процессу на занятиях по физической культуре, выявленные посредством наблюдения и анализа анкетирования.