Полный текст статьи
Печать

Основанием для исследования проблемы формирования эмоциональной устойчивости у курсантов высших образовательных учреждений системы МВД РФ является то, что психологическая подготовка является одним из основных направлений, способствующих оптимизации деятельности курсантов и сотрудников органов внутренних дел. А формирование эмоциональной устойчивости - одной из основных задач психологической подготовки. В связи с тем, что в повседневной учебной работе, так и при выполнении служебных обязанностей курсанты подвергаются воздействию неблагоприятных психологических обстоятельств, связанных с особенностями организации учебной и служебной деятельности, которые могут влиять на результат вышеизложенных форм деятельности, определение и формирование эмоциональной устойчивости является приоритетным. Эмоциональная устойчивость, умение владеть собой в напряженных ситуациях учебной и служебной деятельности рассматриваются как один из важнейших показателей психологической подготовленности, которая проявляется в способности курсантов не поддаваться воздействию негативных факторов в учебной и служебной деятельности и качественно выполнять свои обязанности при любых неблагоприятных условиях.

Несмотря на значимость, проблема определения и формирования эмоциональной устойчивости курсантов не настолько разработана. По этому поводу Л.М. Аболин писал, что эмоциональная устойчивость описывается как наименее эмоциональное, наименее формируемое и развиваемое качество личности. Весьма часто при рассмотрении вопроса о ее развитии преувеличивается роль биологических факторов. Поэтому становление эмоциональной устойчивости идет подчас стихийно, не выступая в практике предметом целенаправленной систематической работы психологов и педагогов [1].

В школе отечественной психологии термин «эмоциональная устойчивость» появился в связи с интересом исследователей к поведению человека, действующего в экстремальных условиях. Большая часть исследований проводилась в области прикладной психологии. В авиационной исследованиями данной темы занимались такие исследователи как Р. Н. Макаров, В. Л. Марищук, В. А. Плахтиенко, Г. М. Хилова и другие. В инженерной отрасли были известны такие имена как К. М. Гуревич, П. Б. Зильберман, Е. А, наибольший интерес в нашем исследовании представляют разработки в психологии спорта О. В. Дашкевича, А. Ц. Пуни, П. А. Рудик, А. Я. Чебыкина, Л. М. Аболина и О. А. Черникова, а также разработки в сфере эмоциональной неустойчивости как ведущего фактора формирования дезадаптивного поведения студентов Шукиной Е.Г.[3].

Проанализировав существующую литературу по данной теме, можно сделать вывод, что существует четыре основных подхода к пониманию сущности эмоциональной устойчивости. В первом подходе эмоциональная устойчивость сводится к проявлению волевого усилия, которое способствует управлению своим эмоциональным состоянием. К авторам, придерживающимся этой концепции относятся: Л.М. Аболин, М.И. Дьяченко, В.А. Пономаренко и другие авторы. Такие авторы как П.И. Зильберман, придерживаются позиции, что эмоциональная устойчивость является комплексным свойством психики человека, включающим в себя мотивационные, эмоциональные, волевые и интеллектуальные компоненты. Взаимодействие этих компонентов характеризует уровень развития эмоциональной устойчивости человека. Ряд других авторов, таких как, А.В. Плахтиенко, Ю.М. Блудов развивают концепцию том, что эмоциональная устойчивость является свойством темперамента, позволяющим выполнять поставленные установки за счёт нервно-психической эмоциональной энергии. Представляется, что в контексте данной проблемы наиболее оптимальным является определение эмоциональной устойчивости как проявление волевого усилия, способствующего управлению собственным эмоциональным состоянием.

Как было сказано в начале данной работы, к курсантам казённых учреждениях высшего профессионального образования системы МВД России предъявляются очень высокие требования, так как с момента зачисления в ВУЗ, они уже являются сотрудниками данной правоохранительной системы и помимо учебной деятельности выполняют и служебные обязанности. При этом по психическим параметрам они отличаются от зрелых сотрудников правоохранительных структур.

Рассмотрим особенности эмоциональной сферы в юношеском возрасте. Границы юношеского возраста являются довольно условными: от 15 и до 21 года. Период юношества промежуточный между детством и взрослостью. В это время происходят завершение физического созревания юношей и их первичная социализация. Вступление в социальные взаимоотношения влечёт за собой необходимость самоопределения в личностном, духовном и профессиональном плане. Эмоциональные реакции становятся более устойчивыми и осознанными, относительно подросткового возраста, но при этом не настолько стабильными, как у зрелых индивидов, так-как продолжаются изменения связанные с самосознанием юноши.

В нашем случае исследование проводилось с привлечением курсантов 1 курса, то есть юношей в границах возрастной группы 17-18 лет. Именно эта группа вызывает интерес в связи с тем, что они перешли из социального статуса школьников сразу же в статус сотрудников органов внутренних дел и ещё проходят период адаптации к новым условиям проживания и обучения в ведомственном образовательном учреждении системы МВД России.

Исследование проводилось с использованием адаптированной методики «Прогноз», разработанной в ленинградской военно-медицинской академии им. С.М. Кирова и предназначенной для выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости и риска дезориентации в стрессовых ситуациях, включающей 84 вопроса [2]. В тестировании на определение эмоциональной устойчивости принимало участие 60 курсантов. По результатам тестирования в группе риска находится 15 курсантов, у 19 человек в экстремальных ситуациях вероятны эмоциональные срывы. Эмоционально устойчивыми являются 26 курсантов (Диаграмма 1).

Полученные данные дают представление о том, что 58% курсантов в первый год обучения не являются готовыми к несению службы при повышенных стрессовых условиях. У 25 % тестируемых высока вероятность эмоциональных срывов. 33% курсантов так – же в стрессовых ситуациях могут становиться эмоционально нестабильными и только 42% являются эмоционально устойчивыми и готовы к учебе, несению службы при эмоциогенных факторах.

Диаграмма 1.

Соотношение показателей эмоциональной устойчивости курсантов

  

Улучшить показатели можно только при целенаправленной, структурированной и систематизированной работе по данному направлению. Одним из этапов решения данной проблемы является повторное тестирование после поступления в учебное заведение, так-как учёба в казённом образовательном учреждении системы МВД влечёт за собой такие изменения в образе жизни как казарменное положение в первый год обучения, наличие нарядов и напряжённого учебного процесса. Изменение образа жизни, социального статуса, тесное взаимодействие с новыми людьми, влекут за собой тяжёлый период психологической адаптации к новым условиям, и как следствие дестабилизацию эмоционального состояния. Так – же после определения исходных параметров эмоциональной устойчивости необходимо включать в программы систематическую работу психологов с кандидатами входящими в группу риска. Включение в работу методик, направленных на ускорение адаптации курсантов к условиям учёбы и службы, приведение их представлений и ожиданий к реальным условиям жизнедеятельности поможет быстрее стабилизировать эмоциональное состояние и способствовать формированию эмоциональной устойчивости входящих в группу риска.