Полный текст статьи
Печать

В нашем обществе в условиях постоянного выбора обострена проблема безграничного потребления и формирования  потребительской культуры. На первый план выходят материальные и гедонистические ценности, которые зачастую являются приоритетными для сегодняшней молодежи. Данные установки движут многими людьми, искореняя «здоровые» человеческие отношения и формируя тенденции к девиантному поведению, что в свою очередь, приводит к нестабильной социальной ситуации в обществе (аномии, расслоение социальных институтов и т.п.).

У молодых людей в приоритете сейчас: повышение уровня жизни, получение высокого социального статуса с помощью образования и карьеры, но социальное поведение подростков не устойчиво к внешним влияниям, так как критическое мышление не достаточно развито. И ценности, которые принимают или отрицают подростки, во многом определяют их поведение как возможных потребителей. Зачастую смена статуса связано с ростом потребностей, которое не всегда сопровождается имеющимися возможностями, что зачастую увеличивает рост отклоняющегося поведения. Современные структуры, такие как социальные, политические, информационные диктуют установки потребительской культуры с преобладанием материальной выгоды, способствуют закреплению у подростков установки на социально-паразитарное поведение.

Согласно концепции аномии  Р. Мертона, навязанные потребительские ценности общества  сталкиваются с ограничениями легальности способов их достижения [8]. Следовательно, это может привести к нарушению этических, моральных, религиозных, правовых норм. Под влиянием таких негативных факторов как СМИ, транслирующих «моду» на потребление, с самого детства происходит формирование социально – паразитарного поведения, которое имеет неоднозначный смысл. В частности, А.А. Арламов понимает социопаразитарное поведение, как социальную патологию, социально обуславливающую отклонение в поведении индивидов группы, массовое распространение которого приводит к ее распаду [1]. Книжникова С.В. рассматривает социально – паразитарное поведение, как один из трёх видов (социально – паразитарное поведение, аддиктивное поведение, агрессивное – аутоагрессивное поведение) социальной патологии, и включает в него проституцию и профессиональное нищенство [2].  П.Д. Павленок и М.Я. Руднева утверждают, что «социальный паразитизм – это нередко антиобщественный образ жизни, но зачастую антиобщественный образ  действий. Основные черты социального паразитизма: уклонение от общественно полезного труда, излечение нетрудовых доходов. К признакам социального паразитизма П.Д. Павленок относит примитивизм интересов, бездуховность, низкий культурный уровень, нарушение правовых запретов, аморальное поведение». [3].

Артюшкина Е. В. считает, что отдельную форму социального паразитизма составляет интеллектуальное тунеядство, как деятельность, направленная на бесплатное присвоение результатов чужого интеллектуального труда собственной персоне (при исключении условия отсутствия согласия тех, кто поставляет ресурсы [2]. В.Д. Менделевич рассматривает гедонистически-социально-паразитарное поведение, как эгоистическую девиацию, отличающуюся направленностью на получение удовлетворения или личной выгоды, которая нередко сопровождается манипулированием другими людьми [5].

Петров М.А.  определяет социальный паразитизм, как «способ негативной социальной адаптации, где именно социальный субъект имеет возможность удовлетворить свои потребности самостоятельно, и, возможно, удовлетворяет их за счет использования чужих ресурсов (ресурсов, социальной группы, другого человека государства, общества), а согласия тех, кто поставляет ресурсы, не спрашивает». Социальный паразитизм включает в себя виды: финансовый  паразитизм (ростовщичество, финансовые аферы спекулятивные операции), паразитизм в форме преступности (грабеж, воровство, мошенничество, рэкет, шантаж)» [6].

Изучив определения различных авторов, мы пришли к выводу, что социально-паразитарному поведению присущи следующие признаки:

- систематическое поведение;

- наличие ценностных установок аморального поведения;

- нарушение социальных норм;

- лживость;

- безвозмездное (нетрудовое) присвоение общественных благ;

- уклонение от общественного полезного труда;

- нарушение правовых запретов;

- поведение, отличающееся направленностью на получение удовлетворения или личной выгоды;

- сопровождается манипулированием другими людьми.

Проанализировав источники, мы пришли к выводу, что социально-паразитарное поведение – один из видов девиантного поведения, сопровождающееся систематическим повторением, аморальными поступками, нарушениями правовых запретов, направленностью на получение  удовлетворения или личной выгоды, которая нередко сопровождается манипулированием другими людьми. Выбор человеком такого поведения происходит сознательно. А также социопаразитарное поведение проявляется в формах попрошайничества, бродяжничества и проституции.

Проституция является одним из последствий установок гедонизма и потребления. Г. Зиммель отмечал, что природа проституции в условиях товарно-денежных отношениях становится символом межчеловеческих отношений, и что отношения, опосредованные деньгами и удовольствиями, безразличные к субъекту -отчуждённые отношения. Человеческая личность превращается в предмет рыночных отношений т.е. в предмет купли-продажи [7].

Сегодня проституцию многие ученые рассматривают как острую социальную проблему. Также она является одним из видов социальной патологии, особенность которой в том, что это явление порождает такие социальные отклонения как: алкоголизм, суицид наркоманию. У современных подростков, в основном девочек, после прочтения книг, просмотров фильмов на тему проституции, формируется нейтральное, а чаще - «положительно-романтическое» отношение к таким героиням, что потом сказывается на сексуальном поведении и раннем вступлении в половые отношения для удовлетворения гедонистических потребностей. Г. Зиммель приводит один из наиболее распространенных мифов о проституции: «Миф о небывалых доходах и «роскошной жизни» жриц платной любви» [7]. Современные СМИ внушают современному обществу также различные мифы о потребительской и гедонистической культуре.

Бродяжничество – это постоянное движение лиц в направление долговременного времени из одной территории в иную или в границах одной территории (пример: город) без постоянного места жительства с существованием на нетрудовые прибыли. Лица, специализирующиеся бродяжничеством, нередко делают кражи, принимают участие в сбыте краденого, оказываются посредниками в транспортировке и сбыте наркотических веществ и т.д. [8]. Следует уделить значительное внимание подросткам, которые попадают под категорию безнадзорных. Их количество каждый день возрастает. Немаловажными основаниями безнадзорности выделяются следующие факторы: снижение моральных устоев семьи, нежелание опекунов увлекаться воспитанием собственных ребят, алкоголизм и безнравственный тип жизни, увеличение количества разводов, подъем количества неполных семей.

Под попрошайничеством понимается постоянное выпрашивание у посторонних лиц (под разными поводами или же без них) средств, товаров питания, одежки, иных вещественных ценностей [8]. Эти лица нередко промышляют бродяжничеством. Следует уделить значительное внимание подросткам, которые попадают под категорию безнадзорных и их количество каждый день возрастает.

Петров М. А. выделяет три основных вида социо-паразитизма по способу функционирования – криминальный  (человек полностью существует на доходы от преступной деятельности, совершая кражи, грабежи, занимаясь проституцией); экономический (этот вид развивается в социальных системах с крупной частной собственностью)  и бюрократический (коррупция) [6] . Изучив статьи УК РФ  мы выявили, что приведенные три вида социального паразитизма нарушают не только социальные, но и правовые норм, что еще раз подтверждает, что социопаразитарное поведение является девиантным. Лица, которые не работают, не учатся, а также занимаются бродяжничеством и попрошайничеством, ведут паразитический образ жизни, совершают различные преступления, весомая доля которых – насильственные. Криминологические исследования указывают на наличие  устойчивой связи социопаразитарного поведения с преступностью, что и подтверждает преступную активность неработающих и неучащихся лиц. Данная связь растет примерно в 1,7 раза быстрее, чем у правонарушителей, занятых работой или учебой.  Лица, которые ведут антиобщественный паразитический образ жизни, негативно воздействуют на молодых людей, вовлекают их в преступную деятельность, прививают мораль паразитического существования.

Распространение социопаразитарного поведения связано с такими процессами, как сильный социальный диспаритет, резкое имущественное расслоение людей, рост безработицы, маргинализация значительных слоев населения, а также социальная аномия общества. Также оказывает влияние и ослабление социального и правового контроля. Социальный паразитизм, который по сути является следствием тех же причин и условий, которые детерминируют преступность, оказывает на нее заметное влияние.

В результате определенных факторов у личности формируются: нарушения нормативно-правового сознания, эмоциональные нарушения, эгоцентрическая фиксация, когнитивные искажение и в итоге смена установок на девиантные. В итоге возможно появление такого поведения, как: виктимное, девиантное, делинкветное и социально-паразитарное.

Социально-паразитарное поведение развивается у подростков под влиянием определенных факторов:

На общественном уровне:

- ослабление групповых связей;

- ценностно-идеологическая дезинтеграция;

- социально-экономическое и статусное неравенство.

На нормативно-правовом уровне:

- противоречивость социальных норм;

- стигматизация.

На межличностно-групповом уровне:

- маргинальность;

- негативное групповое влияние;

- дефицит групповой поддержки.

На деятельностном уровне:

- фрустрированная потребность в самореализации;

- незанятость;

- дефицит образования и культуры.

На семейном уровне:

- нарушенная или недостаточная роль семьи в социализации личности;

- потеря родителей;

- девиантное поведение семьи;

- низкий социальный статус семьи [9].

Проблема предупреждения отклоняющегося поведения зачастую обостряется в кризисные периоды состояния общества. В подобной ситуации оказываются не достигшие совершеннолетия, чаще социально неуравновешенные, нравственно неподготовленные и беззащитные дети и подростки.  У них еще не до конца сформировалось критическое мышление, подростки не могут до конца различать в собственном сознании и поведении положительно-актуальное значение их собственных  действий.

Одной из ключевых задач воспитания ребенка с девиантным поведением, а особенно подростка с задатками социально-паразитарного поведения считается его общественное самоопределение, которое находится в зависимости от реализации двух критериев. Первый - обеспечение включенности детей и подростков в общественные дела, т. е. появления у их личного дела к работе, несущую  беспристрастную и личную составляющую. Вторым условием считается самореализация в процессе общественного взаимодействия. Это условие подразумевает передача способности ребенку в раскрытии себя в отношениях с окружающими, учет осознанности любым ребенком собственного «Я», присутствие точных и ясных возможностей (ближних и дальних) в той работу, в которую ребёнок включается.

Воспитание подростка с социально – паразитарным поведением совершается исключительно на основе активности самого подростка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. В итоге цель воспитания будет таковой: формирование самоперевоспитания. Активность ребенка главным и существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому педагог должен опираться на потребности и мотивы ребенка, определять, что является для ребенка главным на данный момент.

Воспитание  подростков склонных к социопаразитизму предполагает включение компонентов целенаправленной работы по нравственному просвещению (это уроки этики, нравственные разговора, личные консультации и т. п.); актуализации всех источников нравственного навыка подростков (учебная, общественно нужная, внеклассная работа, дела между учениками в классе, в школе); вступления моральных критериев в оценку всех без исключения видов работы и проявление личности воспитанников; рациональные пропорции форм практической работы и нравственного просвещения на различных шагах с учетом пола подростков [10].

Социально-паразитарное поведение – сложный и неоднозначный феномен, который прочно закрепился в нашей жизни и становится всё актуальней. В социологической, психологической науках нет единого мнения, которое бы полностью отразило всю сущность такого социального поведения. Исследования в этой области необходимы для разрешения отрицательных ситуаций, которые постоянно будут возникать. Многие ученые пытаются разобраться в причинах развития социоп.поведения, а также четко разграничить его признаки, чтобы искоренить данное отклонение из социума.

Таким образом, в нестабильной политической, экономической, социальной обстановке нашего общества современные дети и подростки особенно подвержены  развитию в их установках социально-паразитарного поведения. Современная молодежь всегда будет находиться в зоне риска негативного влияния СМИ, транслирующих те же негативные установки. По-нашему мнению необходимо проводить первичную профилактику развития паразитарного поведения  детей и подростков и развивать с раннего детства критическое мышление, что позволит избежать всплеска такого девиантного феномена, как социально-паразитарное поведение и других отклонений.