Полный текст статьи
Печать

Впервые феномен выучeнной беспомощности был описан психологами Мартином Селигманом и Стивеном Майером в 1967 году в результате исследований, проведенных на собаках. Последующие наблюдения выявили этот синдром также и у людей. Согласно исследованиям, в средине 60-ых Мартин Селигман рассказал, почему многие люди, сталкиваясь со сложностями, предпочитают бездействовать. Его эксперименты заложили основу теории «выученной беспомощности», которая стала поворотным пунктом в развитии психологической науки XX века.

Бандурка А.М. определяет выученную беспомощность как «неадаптивное, пассивное поведение человека, которое проявляется в большинстве ситуаций как доминантный паттерн». Таким образом, выученная беспомощность – это нарушение мотивационной сферы человека, которое образуется в результате повторения неподконтрольных ситуаций, связанных с независимостью прилагаемых усилий. [1].

В целом синдром выученной беспомощности проявляется в убежденности  личности в собственной безуспешности, устойчивом восприятии себя в роли «жертвы обстоятельств» [2, 3]. В психологии выделяют ситуативную и личностную беспомощность. Ситуативная выученная беспомощность - это периодичное реагирование на ситуации, которые по каким-либо причинам понимаются человеком как неподконтрольные, неподвластные ему.

Циринг Д.А. отмечал, что «личностная выученная беспомощность - это уже устойчивая мотивационная характеристика субъекта, которая формируется в процессе развития под воздействием взаимоотношений с другими людьми  Этот вид выученной беспомощности проявляется в замкнутости, тревожности, возбудимости, зависимости от окружающих».

Селигман говорил, что полностью синдром выученной беспомощности формируется к восьми годам, и суть его состоит в том, что человек не верит в результативность своих действий.  Он отмечает 3 источника формирования этого синдрома:

1) опыт переживания отрицательных (негативных) событий, то есть отсутствие в детстве возможности держать под контролем события своей жизни. При этом негатив, пережитый из-за одной ситуации, может с легкостью отразиться на другой, даже, если есть возможность выхода. Примерами таких событий могут быть: развод родителей, детские обиды из-за ссор с родителями, потеря близкого человека или животного и др.;

2) опыт наблюдения за беспомощными людьми (например, телепередачи о беззащитных жертвах);

3) значительное ограничение автономности (самостоятельности) в детском возрасте, готовность родителей делать все за ребенка [4].

Выученная беспомощность проявляется в трех сферах: 1) мотивационной, 2) когнитивной и 3) эмоциональной. В мотивационной – это неспособность каким-либо образом повлиять на событие; в когнитивной – это неумение обучаться способам, которые в похожих ситуациях могут быть эффективными; в эмоциональной – это подавленное состояние, депрессия из-за неудачных последствий.

Разные формы поведения при  выученной беспомощности включаются неосознанно, без выбора стратегии и тактики поведения. Все эти формы поведения могут сменять друг друга по мере окончания ресурсов. Состояние выученной беспомощности является предпосылкой возникновения зависимостей, психосоматических заболеваний и стрессов.

Устойчивость синдрома выученной беспомощности доказана в трудах различных авторов, таких, как: Д.А. Циринг, О.В. Волкова, Е.В. Веденеева. При этом они говорят, что этот синдром остается на всю жизнь. Каковы же факторы формирования выученной беспомощности у подростков?

Огромная роль в формировании выученной беспомощности принадлежит семье, ее типу воспитания. Дети, у которых родители имели похожий синдром, и дети, родители которых были «освобождены» от него, воспитывались совершенно по-разному. Причем у родителей, которые были подвержены выученной беспомощности, наблюдается неустойчивый стиль воспитания. Более того, замечено, что отцовское и материнское воспитание оказывает разную степень влияния на формирование выученной беспомощности. Матери «беспомощных» детей в большей мере потакают своим чадам, чем матери самостоятельных детей, причем делают они это, не задумываясь о последствиях, превращая их желание в главную цель, а необходимость данного стиля воспитания ребенка объясняют его неповторимостью, желанием дать ему то, чего они не имели в детстве, иногда отсутствием в их (матерей) семье отца. Отцы же "беспомощных детей", наоборот, значительно менее склонны к необдуманным действиям по отношению к  своим детям, чем отцы детей без выученной беспомощности. В этой связи можно с уверенностью сказать, что отцовское потакание ребенок воспринимает как поощрение самостоятельности, тогда как материнское потакание - как ее (самостоятельность) подавляющее [4].

Обоим родителям присуща проекция на своего ребенка тех нежелательных качеств, которые они сами имели. В этом случае, оба родителя склонны видеть личностные черты, наличие которых они отрицают в себе самих. Они «присуждают» ребенку якобы существующие отрицательные роли, чтобы убедить себя в том, что у самих родителей этих качеств нет. Родители становятся уверенными в том, что их ребенок является "неисправимым", что он такой "по натуре". Ребенок может пытаться угодить родителям, вести себя другими способами, но поскольку родители уверены в том, что измениться он не может и не хочет, то их реакция остается неизменной. Таким образом, ребенок субъективно начинает терять контроль над происходящим, а это уже верная предпосылка для формирования синдрома выученной беспомощности.

Но выученная беспомощность формируется не только у детей, но и у взрослых. Ей способствует высокий уровень мотивации к избеганию различных неудач, а также контроль за действием по типу ориентации на состояние. Исследования, проведенные на сотрудниках, показали, что выученная беспомощность может сформироваться, если стиль руководства ими является авторитарным [5].

Объективные причины: выученная беспомощность формируется после негативного воздействия, избежать которого не удается [6]. В экспериментах на животных для этих целей используется электрический ток, а людям представляется серия нерешаемых задач, либо в процесс их деятельности вводятся неустранимые помехи.

Субъективные причины: выученная беспомощность чаще возникает у лиц, склонных к позиции Жертвы. За ним обычно стоят четыре причины проблемного поведения: 1) демонстрация беспомощности; 2) борьба за власть; 3) месть; 4) привлечение внимания [6].

Причины, влияющие на формирование выученной беспомощности, могут быть: объективными – многократное повторение негативных действий по отношению к подростку; субъективными – соблюдение позиции Жертвы. Важнейшая роль принадлежит семейному воспитанию. Состояние выученной беспомощности является предпосылкой возникновения зависимостей, психосоматических заболеваний и депрессий.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что главный фактор формирования выученной беспомощности – это отношение родителей к своим детям, их стиль воспитания. Но не менее существенны объективные и субъективные факторы, т.к. выученная беспомощность формируется и у взрослых людей в процессе длительных неудач и при авторитарном стиле руководства над ними.

Можно выделить следующие подходы к коррекции выученной беспомощности:

Суть первого подхода заключается в коррекции искусственно созданной выученной беспомощности. Для осуществления контроля человеку важно иметь возможность установить причинно-следственные связи между прилагаемыми усилиями и полученными результатами. Такой вид беспомощности быстро исчезает, если испытуемым рассказать об эксперименте.

Этот эффект выработки иммунитета к беспомощности описали Дж. Торнтон и Г. Пауэлл. При выполнении задания на выбор реакции испытуемые получали удар током, при последующих выполнениях они реагировали медленнее. После того, как испытуемым сообщалось, что ударов током можно избежать, все признаки беспомощности пропадали, и их реакция становилась быстрее, чем тех, кто не проходил тренировочное задание или мог контролировать удары током при первом задании.

Второй, наиболее известный подход к коррекции выученной беспомощности - обучение соответствующему типу атрибуции. Кэрол Двек в своих работах продемонстрировала эффективность такого метода. Он выявил, что дети, которые имели признаки выученной беспомощности, объясняли свои успехи наличием способностей, а не затраченными усилиями. Дети отказывались от заданий, если присутствовали раздражающие факторы (например, экспериментатор, при котором они постоянно терпели провал), даже если ранее они с лёгкостью справлялись с этими задачами (в присутствии экспериментатора, при котором они постоянно добивались успеха) [7].

К факторам, препятствующим формированию выученной беспомощности, относят:

−     Опыт активного преодоления трудностей и собственного поискового поведения. При наличия такового у человека вырабатывается «иммунитет» на неудачи. Если успех достигнут легким способом, то «иммунитет» не вырабатывается, и как следствие, не развивается уровень уверенности в своих силах. Например, когда в школах для тех, кто, претендует на медаль, создаются «оранжерейные» условия, то необходимость в усилиях для преодоления трудностей уменьшается или отпадает. Такие комфортные условия приводят к детренированности. И когда такие ученики сталкиваются с реальностью, они не в состоянии мобилизоваться для преодоления трудностей.

−     Психологические установки относительно атрибуции своего успеха и неудач. Человек, который уверен, что его успехи – счастливое стечение обстоятельств, а затраченные усилия ничего не решают, и неудачи объясняются личностными несформированными качествами, в большей степени подвержен обучению выученной беспомощности, чем человек с противоположными установками.

−     Высокую самооценку. Человек при всех обстоятельствах сохраняющий уважение к себе, более устойчив к формированию выученной беспомощности, чем человек с чувством собственной неполноценности.

−     Оптимизм. Оптимизм отражает веру человека в позитивный прогноз, связан с позитивным мышлением и потому является одним важных факторов противодействия формированию выученной беспомощности [8].

Иммунитет от беспомощности закладывается еще в детстве. Селигман отметил, что большинство быстро поддавались обучению выученной беспомощности, но были те, которые «привиты». Выяснилось, что еще в детстве им говорили, какие действия могут вызвать положительные реакции, а какие – наоборот. Со временем у таких людей сформировалось критическое мышление, и они осознавали, что от их усилий многое зависит. Поэтому они пытались изменить ситуацию даже после того, как другие уже прекратили всякие попытки. С таким «иммунитетом» люди самостоятельно принимают решения, свои неудачи они обосновывают стечением обстоятельств, а успехи – собственными заслугами. У них адекватная и стабильная самооценка. Даже в трудных ситуациях они продолжают искать решение, а трудности этому только способствуют.

Ребенок обучается беспомощности, если родители лишают его самостоятельности, поиска своих решений, инициативы. Если ребенок упорно движется к достижению цели, то слышит: «Я знала, что у тебя не получится! Нужно было попросить меня». При этом его окружают, казалось бы, заботой от всякого проявления самостоятельности.

Наиболее тяжелые последствия для полноценного психологического развития наступают, если беспомощность человека поощряется со стороны и социально одобряется. (вспомним оценки за «хорошее повeдение»).  Закрепление позиции – «Я – беспомощный» формируется в образовательных учреждениях, а также в домашних условиях, если ребенок претерпевает неправильный стиль воспитания. Но именно в школьных условиях, где наблюдается расширение поля социальных контактов, наиболее сильно проявляется тенденция к обобщению (генерализации) по принципу: если я беспомощен в этой ситуации, то я беспомощен всегда и везде. Поэтому крайне необходимо проектировать такую образовательную среду, в условиях которой ребенок будет получать опыт самостоятельной деятельности, проявления активной позиции, самоорганизации [2].

Таким образом, семейное воспитание играет огромную роль для дальнейшего развития ребенка. Родителям важно научить своего ребенка контролировать внешнюю среду, предоставить ему возможность ощутить синхронную и разнообразную обратную связь – разную в ответ на разные ситуации.  То же требуется и от руководителей коллективов, если они хотят иметь инициативных и компетентных (а не беспомощных) сотрудников. Формулировка простых правил – ВОлне подойдет для того, чтобы помочь другим избежать беспомощности, своего рода – это разработка рекомендаций по ее профилактике.