Полный текст статьи
Печать

Как только зародилась церковь, сразу же стали появляться все возможные лжецерковные и лжехристианские учения. Они были разные, но цель была одна – отвлечь людей от церкви. Тоталитарные секты зародились позднее. Тоталитаризм – это явление XX века. До начала Нового времени не было механизмов тоталитарного контроля. Скажем, в любом рабовладельческом обществе осуществлялся контроль со стороны своего хозяина. Раб должен исполнять свою работу и не бунтовать. Дальше хозяину было безразлично, чем занимается он в свободное время (что читает, каким богам молится и т.д.), это личное дело раба, лишь бы только исполнял свою работу. Постепенно, по мере того, как общество развивалось, росли и различные механизмы контроля над  человеком. 

Тоталитарные секты - это особый тип авторитарной организации, в которых применяются специальные психологические приемы - манипуляция сознанием (контролем сознания), для того, чтобы подавить волю человека и контролировать его мысли, чувства и поведение. Данный термин впервые был введен А.Л. Дворкиным в 1993 году. Члены секты и взрослые, и дети превращаются в рабов, которые лишены как финансовых, так и личных и общественных ресурсов, которые просто необходимы для выхода из группы. Существуют еще деструктивные секты или, так называемые, секты-убийцы, к ним можно отнести религиозные, неорелигиозные и другие группы и организации, которые причиняют вред обществу или своим членам (материальный, психологический или физический), а также подозреваемым в потенциальной опасности причинения такого вреда. Согласно большой энциклопедии «Терра» рассматривает данное понятие как крайнюю форму тоталитарной секты, когда подобные организации обвиняются в доведении до самоубийства и убийствах людей. Манипуляция сознанием может привести к уничтожению личности в физически (плохое питание, бессонница, тяжелый труд); психически (изменение личности, поведения); умственно (оскудение абсолютно всех областей знания, которые не имеют отношения к секте) и социально (неразговорчивость, агрессия к обществу).

«Зависимость от секты похожа на наркотическую, а сектомафия – на наркомафию» - «Православная вера», издание Саратовской епархии, №2, 2006 год.

Секты и наркомафия в одинаковой мере пользуются негативным психологическим состоянием человека. Их главная задача – отключится от нежелательной действительности. Последствия пребывания в подобных организациях, как правило, не оговариваются.

Зависимость от религиозных организаций получила большое распространение не только среди взрослых, но и среди несовершеннолетних. Завлечение подростков в деятельность тоталитарных культов также можно сравнить с психологической зависимостью. Подобные организации имеют свою классификацию. 

На сегодняшний день существует огромное количество сект, которые существуют за счет привлечения к себе новых членов. В связи с этим сектанты ведут активную, а иногда даже агрессивную вербовочную деятельность, используя самые различные средства.

Вербовщики чаще всего втягивают в свои круги лиц, не достигших совершеннолетнего возраста (от 7 до 17 лет) так, как на данный момент они находятся в непривычном, не устойчивом социальном и психологическом состоянии, нуждаются в поддержке со стороны взрослых и детей. Это может происходить, например, на отдыхе, в местах развлечений, в социальных сетях, интернете и т.п. Под влиянием вербовщиков могут оказаться школьники, студенты ВУЗов, подростки, которые переживают стресс, психологическую травму (болезнь, смерть близких, развод родителей, разрыв с близким человеком и т.п).

«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде,а внутри суть волки хищные…» -  (Мф.7:15) Свт. Иоанн Златоуст.

Войти в секту подростку не составит никакого труда так, как завладеть его доверие очень просто. Основная задача сектантского вербовщика сделать так, чтобы человек сам захотел начал принимать участие в контролировании своего сознания. После этого при помощи психологических методов обработки он начинает манипулировать. При этом главная цель – обособленность человека от родного ему окружения, немало важных людей, которые могут воздействовать на его убеждения – семья подростка (родственники). В связи с этим свой первый удар секта наносит именно по ней. Сектантское объединение становится для ребенка вторым домом, а после одним единственным. Для него создается такая обстановка, что он вынужден заменить своих родственников на «духовных» из секты, а отца и мать на духовных наставников (учителей, гуру). В итоге ребенок не воспринимает родителей как социально значимых людей, более того, он винит их своих бедах и проявляет агрессию, совершая при этом поступки, которые не соответствуют нормам семьи и общества. Родители и воспитатели, которые не могут объяснить себе причины таких скоропостижных изменений, произошедшие с ребенком, своими реакциями могут только усугубить конфликт. Из-за ощущения обиды за поступок сына или дочери, обвинения в неблагодарности риск отдаления растет, происходит угроза ухода ребенка из семьи. Несовершеннолетний меняется на глазах, он становится замкнутым, малообщительным в прежнем кругу общения, часто уходит в себя, постоянно настроен на конфликт. Кардинально меняются интересы, круг общения, поведение. Личность подростка переживает изменения, которые сказываются на его психике.

Зачастую, уход из семейного коллектива хоть одного человека влечет за собой развал семьи, воровство ценных вещей из собственного дома, потерю места работы, продажу жилья, оставляя своих членов семьи без крыши над головой и средств для дальнейшего проживания. Вовлеченные в секту супруга, супруг или их ребенок в порыве ярости, которая вызвана измененным сознанием в результате применения вербовщиками специальных психотехник, избивали и даже убивали своих родных и близких.

Бывают случаи, когда  вербовке подвергаются не только отдельные члены семьи, но и весь ее состав. Такая семья не является полноценной ячейкой общества, так как не приносит никакой пользы социуму. Семья работает только на секту, отдавая на служение всю себя. Дети, которые были рождены в подобной организации, посвящаются своими родителями секте, после чего выход из нее практически не возможен. В них не заложены такие качества как: гражданственность, патриотизм и т.д. Духовно такие люди оторваны от семьи, народа, государства в целом.

Главной задачей родителей, школы и всего общества является предотвращение вовлечения детей-подростков в секты. Если детей воспитывать в православной вере, то риск попадания в подобные организации значительно снизится. Ребенку будет на много легче противостоять сектантской вербовке, нежели тем, кто не имеет духовного опыта, духовных знаний. И самим родителям просто необходимо просвещаться духовно и приобщать своих детей.

В наше время лагеря, санатории, все различные кружки и даже школы, лицеи, а в особенности частные могут стать местом вербовки в секту. А дети очень доверчивы и любопытны. Им хочется заглянуть за дверь, за которой есть что-то таинственное и непонятное. У ребенка имеются характерные «болевые точки» в мировоззрении, ценности, которые только начинают зарождаться. Способы воздействия на подростка, используемые сектантами не зависят от направления культа, они могут быть абсолютно разными. Такие методы, как применение наркотических средств, метод запугивания, метод однотипных ритмичных движений, специальной музыки, вербовщики используют для установления контакта, становления психологической зависимости и закрепления людей в секте.

Но не всегда тоталитарные секты могут быть религиозными. Есть секты, политические, коммерческие, педагогические. Например, Школа Щетинина, является педагогической сектой. Есть некий педагог, новатор, предлагающий совершенно новый взгляд на систему образования, который говорит о том, что все образование, которое было до этого оно не действенное, не правильное. Да, в этой школе дети достигают невероятных результатов, но все это происходит внутри жесткой общины. Община Щетинина находится в пос.Текос Краснодарского края. Школа, в которой дети и те, кто за ними присматривает, живут на одной огороженной территории. Почему я не упомянула учителей? Их просто нет. Дети – это учителя, которые учат сами себя. Согласно Щетинину, ребенок должен создавать собственную систему образования, и взрослые им не нужны. Дети обучают детей, причем сразу всему. Как утверждает Щетинин, всю школьную программу (11 лет) можно пройти за год, максимум за два. У учеников есть 3 интегративных курса (первый – органическая и неорганическая химия, генетика и биология, второй – физика, математика, химия и биология и третий – физика химия астрономия и история). Каждый ребенок осваивает такой курс, который обнимает все, все человеческое знание и учит других. Дети оканчивают школу в 12-13 лет и поступают в институт, который заканчивают в 16-17 лет. Что самое интересное, в высшее учебное заведение они поступают, не выезжая из Текоса, школьной территории. Так как община уже заключила контракт с некоторыми высшими учебными заведениями, и преподаватели сами приезжают сюда. Таким образом, воспитанники получают институтские дипломы, после чего остаются там же. Фактически, секта воспроизводит кадры для самой себя. Но идея в то, что она будет пускать сои метастазы в другие места. И тогда есть подготовленные кадры, которые будут на новых местах делать то же самое.

На сегодняшний день необходимо, чтобы школа и семья взаимодействовали между собой  в целях ограждения подростков от влияния тоталитарных сект и различных полурелигиозных учений типа сайентологии, валеологии, дианетики и прочих псевдонаучных течений. Для этого в образовательных учреждениях в программу введен урок православной культуры, минимальный курс по истории религии, воскресные школы. Наиболее эффективными формами и методами профилактики вовлечения молодежи в деструктивные секты являются: интерактивные формы работы (мозговой штурм или мозговая атака, кейс-метод; деловые, комплексные, ролевые игры и т.д.), практические и  индивидуальные формы работы.

Перечисленные методы позволяют развить умение выделять опасность тоталитарных объединений для различных сфер жизни общества и человека, умение отличать секты от традиционных религиозных культур, умение  нравственного самопознания, самоанализа и самооценки.

Таким образом, чтобы предотвратить вовлечение подростков в деятельность сект нужно проводить в школах и других  детских учреждениях широкую информационную работу по вопросам: Что такое тоталитарные секты, чем они опасны? Как не попасть под влияние вербовщиков? Что делать, если твой друг попал под влияние сект? В школе классный руководитель, директор, психолог, социальный педагог должны проводить психолого-педагогическую профилактику и коррекционную работу не только с детьми, но и с  родителями, чтобы оградить их от влияния вербовщиков на сознание личности, путем манипуляции, что позволит уменьшить уровень риска попадания в тоталитарные секты.