Полный текст статьи
Печать

Актуальность проблемы, выбранной мной темы, заключается в становлении суицида массовым явлением, в том числе и среди юношей. Статистические данные ВОЗ свидетельствуют, что самое большое количество самоубийств наблюдается в более экономически развитых странах. В микросоциальном окружении большинство случаев суицидального поведения направлено не на причинение вреда самому себе, а на влияние на собственные социальные связи с обществом [1].

В Философии тематика самоубийства рассматривалась А. Камю в его знаменитом сочинении «Миф о Сизифе», где он рассказывает: "Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит ли или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии [2].

К данному изречению мог бы присоединиться и такой русский философ как Ф. Достоевский. Писатель утверждал, что причинами суицидального поведения могут быть атеизм, нигилизм и моральный индифферентизм, но понятие самоубийство в его произведениях выглядит неоднозначно. Ф.Достоевский создал собственное учение о самоубийстве, в котором заметны значительные отличия от традиционно-христианских взглядом на эту тему. Основные учения этого тезиса: 

-     Достоевский классифицирует самоубийства на простительные и непростительные.

-     Суицидально действие может являться способов спасения.

-     Даже непростительные самоубийцы заслуживают молитвы [3].

Философы были первыми, кто занялся вопросом сознательного ухода из жизни, то есть суицида. Для них данный вопрос и по сей день является главенствующим, ведь он даёт понимание о смысле жизни. Но методов диагностики суицидального поведения у авторов данной концепции до сих пор нет.            

Австрийский психолог Зигмунд Фрейд считал, что у человека существует два инстинкта: инстинкт жизни(Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Когда второй инстинкт оказывается сильнее первого, человеком движет аутоагрессия или желание убивать: себя или кого-либо другого [4].

Проблему самоубийства Карл Густав Юнг видел в бессознательном желании человека к духовному перерождению. Исходом такого желания может стать добровольный уход из жизни. Человек не только стремится уйти от невыносимых проблем жизни, прибегая к суициду, но и желает своего метафорического возвращения в чрево матери. «Только после этого они превратятся в детей, вновь рожденных в безопасности». В образном языке символической мудрости веков (“архетипах”) есть знаменитое Распятие: после смерти человекa ожидает награда в виде новой жизни вследствие воскресения [5].

Основатель индивидуальной психологии Альфред Адлер утверждал, что каждый человек обладает комплексом неполноценности, который возникает в раннем детстве и связан с физической или психической беспомощностью, а главной задачей в его жизни является стремление к преодолению, компенсации или сверхкомпенсации такого комплекса. Однако этот поиск может натолкнуться на значительные препятствия и привести к кризисной ситуации, с которой начинается «бегство» к суициду. Ослабевает чувство общности; между человеком и окружающими устанавливается «дистанция», трудности становятся ещё более тяжело переносимыми. Человек оказывается в состоянии застоя, мешающем ему чувствовать реальность окружающей жизни, последствие - суицидальная попытка, которая одновременно является актом мести и осуждения в отношении тех, кто ответствен за непереносимое чувство неполноценности, и поиском сочувствия к себе [6].

Психоаналитический подход позволяет взглянуть на причину суицидального поведения с другой стороны, нежели в вышеуказанных концепциях, то есть, найти причину в бессознательных мотивах, скрытых даже от самого суицидента, а не в психических расстройствах или очевидных эмоциональных переживаниях. Однако, взгляды Зигмунда Фрейда о причине суицидального поведения рассматриваются лишь в контексте любовных отношений, то есть, в достаточно коротком списке причин, тогда как Адлер рассматривал эту проблему в более широком смысле. Так или иначе, авторы данной концепции не смогли описать метод диагностики суицидального поведения в рамках первичной профилактики, что оставило данный вопрос открытым.

Также существует психопатологический подход к пониманию формирования суицидального поведения, которое возникает в следствие острых и хронических психических расстройств.

Каждый 1/4 суицидент - это больные, страдающие психозами, шизофренией и маниакально - депрессивным психозом. Больные, страдающие психотической депрессией, часто совершают суицидальные действия в начале и при затихании психоза [7].

Также в рамках психопатологического подхода рассматриваются исследования Личко А.Е., которые позволили сделать вывод, что различные формы акцентуаций характера могут стать причиной суицидального поведения. По мнению автора у подростков с циклоидным типом акцентуаций возможность суицида зависит от фазы. В субдепрессивной фазе для циклоидного типа акцентуаций характерно суицидальное поведение. Суицидные попытки совершаются обычно в стрессовой ситуации на высоте аффекта. Эмоционально-лабильные подростки склонны к суицидному поведению аффективного типа. Они быстро принимают решение и быстро его осуществляют (в тот же день). Причиной таких решений является неспособность переживания трудностей, отсутствие ожидаемой поддержки со стороны близких. У людей с сенситивным типом акцентуаций главных звеном является чувство собственной неполноценности, они нуждаются в общественном одобрении и крайне тяжело переносят несправедливые обвинения, предательства и насмешки в их адрес, которые приводят их к развитию депрессии. Такие подростки не склонны к открытому высказыванию своих мыслей и эмоций. Накопленные внутри себя негативные переживания и чувство вины за свою неполноценность перерастают в незаметные суицидальные намерения, которые неожиданно для всех реализуются. Также под риском суицидального поведения эпилептоидный тип акцентуации с характерной для неё демонстративной формой суицидального поведения. Мотивом служит месть, попытки напугать или причинить вред, но при сильной аффектации их поведение может стать неконтролируемым и обернуться трагически. Похожим по степени суицидального риска является истероидный тип акцентуации, который так же является демонстративным, при котором подросток имеет главную цель – привлечение внимания [8].

Нельзя сказать, что данная концепция полностью решает вопрос о возникновении суицидального поведения, так как психические расстройства не всегда являются причинами суицидального поведения и выделять данную концепцию как общую не имеет смысла. Но, тем не менее, риск суицидальных наклонностей у личностей с отклоняющимся поведением, депрессиями, акцентуациями характера достаточно высок. В рамках психопатологической концепции диагностических методик для первичной профилактики суицидального поведения не выявлено.

Французский социолог и философ Эмиль Дюркгейм трактовал термин суицид так: «Самоубийством называется каждый смертный случай, который непосредственно или посредственно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах. Покушение на самоубийство - это ВОлне однородное действие, но только не доведенное до конца». Э. Дюркгейм делил суицид на несколько видов: эгоистическое самоубийство (вызванное чувством самообвинения на фоне социального пространства), альтруистическое (акт самопожертвования ради блага общества), анемическое (под влиянием потери социальных связей и экономического кризиса) и индивидуальное (связанное с причинами переживания личных проблем) [9].

В работе Книжниковой С.В. «Девиaнтология для педагогов и психологов» самоубийство является сознaтельным целенаправленным действием, характеризующимся добровольным лишением жизни самого себя с последующим исходом - смерти. В той же работе описывается определение суицидального поведения, как формы активности, характеризующейся мыслями и желаниями о лишении себя жизни. Суицидальными мыслями Книжникова С. В. называет пассивный вид суицидального поведения, направленный представлениями о своей смерти, но не оформляемый в осознанное желание лишения себя жизни как варианта активности [10].

Социологический подход, бесспорно, оказал огромное воздействие на развитие суицидологии, но, стоит отметить, что социальная роль в суицидальном поведении переоценена, так как приверженцы данной теории не уделили должного внимания индивидуальным факторам, влияющим на развитие суицидального поведения, таким как: акцентуации характера, особенности личности, эмоциональные составляющие. В связи с этим можно сделать вывод, что данный подход слишком поверхностно рассматривает проблему суицидального поведения, именно поэтому она не подходит для работы по диагностики суицидального поведения.

С точки зрения экзистенциально-гуманистической концепции, прежде всего, причиной суицидального поведения является потеря смысла жизни. В. Франкл утверждал, что связанная с этим экзистенциальная тревога переживается как страх перед безнадежностью, опустошённость, страх вины и осуждения, ощущение бессмысленности, синдром которого Франкл разделял на две стадии: экзистенциальный вакуум и экзистенциальный невроз. Экзистенциальный вакуум характеризуется чувством опустошённости, апатии, скуки, человек перестаёт видеть смысл в своей деятельности, ставит всё под сомнение. Если же, экзистенциальный вакуум наполняется невротической симптоматикой, например: алкоголизм, депрессия, преступность, гиперинфляция сексуальности, то это состояние Франкл называет экзистенциальным неврозом [11].

И. П. Павлов считал, что у каждого здорового человека есть «рефлекс цели», который является главной формой жизненной энергии, позволяющей человеку ставить перед собой цели и стремиться достигнуть их. Жизнь теряет смысл, когда становится бесцельной, стремления исчезают, жизненной энергии не остаётся [12].

Усова Е.Б. утверждает, что для суицидента характерны как заниженная самооценка, так и потребность в самоактулизации. Это сенситивный, эмпатичный человек со сниженной способностью переносить боль, характеризуемый высоким уровнем тревожности и пессимизма, имеющий тенденцию к самообвинению и склонность к суженному (дихотомическому) мышлению, демонстрирующий трудности волевого усилия и тенденции ухода от решения проблем [13].

Джеймс Крамбо и Леонард Махолик, создатели теста смысложизненных ориентаций, в своих работах пришли к выводу, что «цель в жизни», которую диагностирует их методика, авторы определяют как переживание человеком значимости жизни. Неудача в поиске человеком смысла своей жизни является причиной неврозов, которые часто приводят к суицидальному поведению [14].

 Выделяют три основные группы суицида: истинный, демонстративный и скрытый.

  1. Неспонтанное, но иногда неожиданное желание истинного суицидента -смерть. Человеку с таким видом суицидального поведения свойственны депрессия, апатия, размышления о смысле жизни или просто желание совершить самоубийство, но и такие признаки не всегда заметны окружающим.
  2. В основе демонстративного суицида лежит: а) Желание привлечь к себе внимание окружающих, вызвать жалость, позвать на помощь. б) Устроить шантаж вызвать чувство вины, отомстить. Как правило, такой вид самоубийства не доходит до смерти.
  3. Скрытый(косвенный) вид суицидального поведения характеризуется действиям, сопровождающимся высоким уровнем летального исхода. Такое поведение больше напоминает рискованность, игру со смертью, чем непосредственно смерть [15].

В рамках описанного выше подхода имеющиеся методы диагностики суицидального поведения подходят лишь для вторичной и третичной профилактики суицидального поведения, так как при первичной профилактике данные методу могут повлечь за собой риски формирования суицидальных мыслей у юношей.

Для более точного понимания имеющихся знаний в области диагностики суицидального поведения  я обратилась к авторам, описывающим методы первичной профилактики суицидального поведения, включающей в себя и саму диагностику.

Всемирная организация здравоохранения разделяет профилактику девиантного поведения на три категории: первичная, вторичная и третичная.

Первичная профилактика направлена на устранение факторов, влияющих на формирования тех или иных девиаций и на устойчивость личности подверженной влиянию этих факторов.

Вторичная профилактика направлена на реабилитацию лиц, имеющих выявленный риск девиантного поведения.

Третичная профилактика - лечение нервно-психических расстройств, предотвращение повторных проявлений девиантного поведения [16].

Книжникова С.В. утверждает, что практически все профилактические методики направлены на работу с уже имеющимися суицидальными наклонностями или на предупреждение повторных попыток суицида. Данные методики относятся к вторичной и третичной профилактики. Методики первичной профилактики суицидального поведения, то есть предупреждение возникновения суицидальных мыслей и намерений не найдены.

Также автор считает, что первичная профилактика - это область педагогики, так как её задачей является воспитание личности устойчивой к жизненным трудностям, способной превращать проблемы в ситуации саморазвития. В образовательных учреждениях профилактика проводится с лицами имеющими признаки суицидального поведения т.е. проводится вторичная профилактика. Но, по словам автора, в образовательных учреждениях возможно и необходимо предупреждение суицидального поведение. Проблемы в осуществлении первичной профилактики связаны с недостаточной информированностью педагогов о суицидальном поведении, а также отсутствием должных педагогических диагностик и методов профилактики в данном направлении [17].

В психолого-педагогический подход входит обеспечение воспитательно-образовательных условий для профилактики и коррекции девиантного поведения. Главной задачей Визель считает предупреждение и коррекция социальных патологий, возникающих в связи с различными неблагоприятными факторами воспитания, среды. Автор выделяет меры, используемые для профилактики: обеспечение благоприятных социально-экономических, социокультурных и социально-педагогических условий для развития интересов и способностей юношей, реализация воспитательных функций в образовательных учреждениях, обеспечение занятостью, помощь семье [18].

Вассерман Д. утверждает, что в школьную программу следует ввести факультативные занятия по вопросам профилактики суицидального поведения и психического здоровья. Важно вести профилактику психических расстройств и психологических кризисов ещё на ранней стадии их формирования, так как они могут стать причиной суицидального поведения. В создание условий для успешного преодоления жизненных трудностей детьми, должны так же включиться друзья, семья и персонал школы [19].

Изучив и проанализировав феномен суицида в научных гуманитарных исследованиях, можно сделать вывод, что авторы некоторых подходов, рассмотренных в тексте, понимают причину возникновения суицидального поведения в определённо узкой направленности эмоциональных составляющих, что является недостаточным основанием для выбора одной концепции при определении метода диагностики суицидального поведения юношей, но, тем не менее, экзистенциально-гуманистический подход является самым приемлемым, так как авторы данной концепции считают, что главной причиной суицидального поведения является эмоциональные расстройства, связанные, в первую очередь, с потерей смысла жизни, и вытекающие из неё –отсутствие осознания ценности жизни, заниженная самооценка, высокий уровень тревожности. Анализ социально-педагогической профилактики суицидального поведения показал, что на данный момент времени известны лишь методы профилактики суицидального поведения у лиц с выявленными суицидальными намерениями, либо методы предупреждения повторного суицидального акта. Что касается первичной профилактики, известны задачи и направленность профилактических действий во избежание формирования суицидального поведения, но точные методики недостаточно разработаны или отсутствуют.