Полный текст статьи
Печать

Рассмотрение феномена мотивации власти, его значения и роли в социальной жизни человека носит актуальный характер в ситуации современного преобразования действительности. Долгое время стремление к власти – как психологическая особенность личности - не считалось желательным и приемлемым, и в силу этого не рассматривалось как составляющая эффективной деятельности отдельной личности (А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни). Вместе с тем выраженность мотивации власти старших школьников влияют на успешность их деятельности.

Мотив власти – стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность [2].

Многочисленные исследования (Д. Макклеланд, Х. Хекхаузен, А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, Д. Верофф, Г. Мюррей  и др.) говорят о том, что мотивация власти является важным видом мотивации личности. Но теории ученных неоднозначны, а также этот феномен не исследован в контексте необходимости формирования мотивации власти у старших школьников.

Проанализировав определения мотивации власти у разных ученых, а также из словарей, мы выявили несколько отношений в науке к этому феномену.

Мотивацию власти как ориентацию на успех понимают Платонов, Мюррей, Ньюстром. Они считают, что мотивация власти является основной движущей силой человеческих действий; она формирует стремление занять руководящую позицию в коллективе, руководить людьми, с целью организации их действий; организовывать социальное окружение, используя методы принуждения, убеждения, запрещения и т.д.

А. Адлер и Э. Фромм считают, что мотивация власти не формируется у нормальных людей, и нужна для компенсации своей неполноценности и зависимости. Фромм за недостаток выделяет острое чувство одиночества, а Адлер говорит об общей неполноценности субъекта мотивации власти, которая имеет различные причины: нехватка способностей, разнообразные телесные недостатки, зависимость ребенка от взрослых и т.д. Мотивация власти помогает человеку почувствовать собственную силу и преодолеть свой дефект и слабость.

К настоящему времени по проблеме мотивации власти много изучено: существуют различные теории и экспериментальные наработки. Но в научной литературе наблюдается дефицит рекомендаций на тему того, какие психолого-педагогические условия формируют мотивацию власти, а также для чего необходимо формировать такое качество личности у старших школьников, и почему, с учетом современной российской социальной действительности, мотивация власти, как черта личности, не имеет отрицательного характера.

Обоснуем необходимость психолого-педагогических условий формирования власти у старших школьников.

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее и оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности.

Психолого-возрастные особенности этого возраста сводятся к изменению и формированию ценностной сферы, к самоопределению и формированию идентичности, а также выбор профессии, построение планов на будущее. Все эти особенности говорят об общей тенденции подростка реализовать себя. Важно отметить, что на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни [1]. Они соподчинены на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Регуляция ими осуществляется на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения; нравственными убеждениями нравственным мировоззрением. Он ориентирован на свое будущее и формирование мотивации власти способствует ориентации на успех и ведет к более успешному удовлетворению потребности в том, чтобы занять свое положение в социуме, а также реализовать себя и свои высшие потребности. Отметим что, высшими потребностями по Маслоу являются:

-                         потребность в любви и принадлежности (семья, дружба, свой круг, референтная группа)

-                         потребность в уважении и признании (уважаю себя я, уважают меня другие, я известен и нужен. 1: я достигаю, 2: престиж и репутация, статус, слава)

-                         потребность в самоактуализации (развитие способностей, человек должен заниматься тем, к чему у него есть склонности и способности) [2].      

В научной литературе существуют теории мотивации власти у разных авторов. Из существующих наиболее известных теорий мотивации власти таких ученных, как Альфреда Адлера, Карен Хорни, Эриха Фромма, Д. Маклелланда и Д. Винтера, Д. Картрайта мы выявили те теории, которые относятся положительно к формированию у личности мотивации власти.

Теория мотивации власти, которую выдвигают американские психологи Д. Маклелланд и Д. Винтер. Она связана с понятием внутреннего вознаграждения: власть выступает не средством давления на других людей, а больше источником внутренней гордости, тщеславия высокой самооценки  [3].

И тогда побуждающим является желание сделать власть ощутимой для другого человека, оказать влияние на  его поведение. Применяя власть, человек  ощущает   свое могущество,  у него возникает чувство удовлетворения и уверенности в  себе, растет самоуважение. И тогда источниками мотивации власти могут быть престиж,  статус, материальное  положение,  руководящая  должность, возможность контролировать  информацию. 

С этой точки зрения мотивация власти необходима старшим школьникам для того, чтобы реализоваться в дальнейшей жизни. Так как для них основной проблемой в выпускных классах является самоопределение, профориентация, стремление и желание занять значимое положение в обществе. Развитие мотивации власти, источником которой является престиж, поможет старшим школьникам реализовать себя.

Психолог Д.Картрайт создал дескриптивную модель власти, согласно которой властный мотив служит проявлением универсального стремления обладать средствами удовлетворения своих потребностей и желаний. «Все люди склонны влиять на других и стараются занять влиятельное положение, поскольку стремятся к определенным целям, достижение которых требует использования влияния». [4]

Дескриптивная модель – модель, предназначенная для описания и объяснения наблюдаемых фактов или прогноза поведения объектов (в отличие от нормативных моделей, предназначенных для нахождения желательного, напр., оптимального состояния объекта) [5].

По модели Картрайтона мотивация власти формируется как средство для удовлетворения своих потребностей в том случае, когда их удовлетворению мешает другой индивид или группа. В этом случае субъект мотивации власти стремится воздействовать на поведение индивида или группы, с целью изменения состояния, ценностей, убеждений необходимых для реализации потребности субъекта.

В науке существует множество теорий мотивации власти, в том числе и тех, которые рассматривают мотивацию власти как ориентацию на успех; также изучена учебная мотивация, трудовая и условия повышения мотивации старших школьников в целом. Но при этом в науке отсутствует знания о мотивации власти старших школьников, а также однозначного мнения по поводу того, надо ли формировать мотивацию власти у старших школьников и для чего.

Таким образом, мы обосновали наличие проблемы мотивации власти старших школьников, а также выявили необходимость в разработке психолого-педагогических условий формирования мотивации власти у старших школьников, которая подтверждается современной ситуацией развития и социальным заказом.