Полный текст статьи
Печать

Глобальные мировые процессы оказывают влияние на социально – экономическую, культурную, нравственную жизнь и деятельность человека. Они обусловливают наряду с положительными и многие негативные явления в обществе: бедность и нищету значительной части населения, нарастание асоциального поведения молодежи, создают объективные предпосылки для дегуманизации подрастающего поколения, подмены истинных моральных ценностей иллюзорными, проявления агрессии, увеличения детской и подростковой преступности, наркотической зависимости, суицидного поведения.

В последние годы наблюдается тенденция роста асоциального, девиантного и делинквентного поведения в подростковой среде. Подростки сознательно или неосознанно нарушают моральные и правовые нормы поведения, проявляют бескультурье, грубость и жестокость. Вызывает тревогу положительная динамика преступности среди несовершеннолетних, увеличение групповых преступлений [1]. Анализ агрессивности, которую проявляют современные ученики, заставляют переосмыслить все педагогические проблемы, и особенно воспитательные. Это позволит не допустить проявления феномена агрессии и агрессивности в школе. Таким образом, будут решаться социальные проблемы, способствующие агрессивности современного ученика. Необходимо искать и находить оптимальные педагогические решения преодоления агрессивного поведения учеников в сопутствующей социальной реальности.

Генетические теории рассматривают влияние наследственных факторов, которые приводят детей на панель. Сторонники этих теорий считают, что есть определенный тип людей, которые становятся проститутками.

Проституция во всем мире, существовала издревле. То же самое можно сказать и о ее разновидности – проституции несовершеннолетних. Анализируя отечественный и зарубежный опыт, можно выделить три группы основных причин подростковой проституции: генетические (физиологические), психологические и социальные.

Психологические теории дают различные объяснения природы проституции.

Суицид. Самоубийства подростков представляют собой совершенно самостоятельную и весьма серьезную проблему. Отчасти это объясняется тем, что дети и подростки часто решаются добровольно уйти из жизни в результате конфликта с взрослыми – родителями и учителями.

В обыденном сознании бытует представление о «несерьезности» подростковых самоубийств, о том, что таким образом подростки лишь шантажируют взрослых. И поэтому, уверены многие взрослые, ответом на подобный «шантаж» должны быть меры воспитательного, а то и карательного характера, но никак не стремление разобраться в причинах такого поступка.

По исследованиям Е. Вроно, юноши и девушки редко прибегают к травматичным и калечащим способам самоубийства: они просто боятся физической боли. Поэтому для такого демонстративного самоубийства подросток нередко выбирает, например, совершенно безвредные (по его расчетам) таблетки. Между тем, действие этих «безвредных» таблеток может оказаться непредсказуемо тяжелым. У подростков в покушениях на самоубийство действительно много демонстративного, и, совершая суицидальную попытку, они на самом деле предполагают остаться в живых, надеясь с помощью­ этого акта просто разрешить конфликтную ситуацию. Вместе с тем, подростки никогда не имитируют суицида. Они, как правило, без длительных раздумий – совершают крайне опасные для жизни поступки, не совсем осознавая последствия своих действий. В основе таких действий, как правило, лежит еще не сформировавшееся у подростков сознание ценности человеческой жизни, как чужой, так и своей собственной.

Если говорить о причинах суицидального поведения подростков, то чаще всего упоминаются школьные проблемы, утрата контактов с родителями и сверстниками, разрыв с любимым человеком, ранняя беременность. Чаще всего такие попытки предпринимают подростки из семей, где нет отца и очень властная мать.
Кроме того причиной истинного суицидального поведения подростков нередко служит депрессия. Депрессия у подростка протекает необычно: он не печален и не подавлен, а наоборот, взвинчен и раздражен. От такого подростка начинает попахивать табаком и спиртным, он может начать первые опыты с наркотиками, пропускает занятия в школе, замыкается и грубит при попытке вмешаться в его дела. Такие формы проявления депрессии называются маскированными, они высокосуицидальны, и высокий риск попытки самоубийства­ заключается в трудности своевременного распознавания. Окружающие взрослые, не подозревая, что подросток страдает душевным расстройством и ждет от них помощи, наоборот, применяют к нему различные воспитательные меры или наказывают. Как следствие, возникают конфликтные ситуации, которые депрессивный подросток рассматривает часто как безвыходные и принимает часто непоправимое решение.

И все-таки истинной причиной, которая  выявляется при детальном изучении ситуации, возникающей при попытке суицида подростка, оказываются нарушенные взаимоотношения в семье. ­

По сведениям информационного центра ГУВД Краснодарского края, в 2015 г. несовершеннолетними было совершено 1539 преступлений, что на 2,53 % меньше показателя аналогичного периода прошлого года (1579). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 15 лет совершили 493, на 12,05% больше по сравнению с 2014 г.(440). Несовершеннолетние в возрасте от 16 до 17 лет 1046 преступлений, что на 8,17 % меньше по сравнению с 2014 г. (1139). В 2015 г. удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, составил 4,74 %. Жителями края совершено 1517 преступлений, что на 2,57 % меньше по сравнению с прошлым годом (1557). Несовершеннолетними женского пола совершено 159 преступлений -29 (188 в 2014 г.). На 24,59% возросло число преступлений совершенных несовершеннолетними в группах (с 244 до 304). Возросло число преступлений небольшой тяжести на 27,76 % (с 246 до 313). Число преступлений связанных с причинением тяжкого и средней тяжести вреда здоровью увеличилось на 7,95 % (с 88 до 95). На 3,09% увеличилось число краж (с 1002 до 1033). На 10,71% увеличилось мошенничеств (с 28 до 31). На 4,12 % увеличилось количество угонов автотранспорта (с 91 до 101). Умышленное уничтожение или повреждение имущества­ увеличилось на 43,75% (с 16 до 23). По сравнению с 2014 годом, в 2015 г. снизился рост числа преступлений, совершенных несовершеннолетними таких как: особо тяжкие преступления на 19,15% (с 47 до 38), тяжкие на 13,97% (с 401 до 345), средней тяжести на 5,95% (с 1009 до 949). Убийства на 18,18 % (с 11 до 9), изнасилования на 28,57% (с 7 до 5), грабежи на 17,32 % (с 179 до 148), разбои на 32,61% (с 46 до 31), вымогательства на 56% (с 20 до 9), хулиганства на 100% (с 3 до 0) [51].

Анализ выше указанных статистических данных показывает, что число учащихся общеобразовательных заведений, совершивших преступления, преобладает из общего числа лиц, совершивших преступления, на 5,27%. Среди всех несовершеннолетних, совершивших преступления, 15,43 % несовершеннолетних женского пола. Однако следует учесть, что в данные, предоставленные информационным центром ГУВД Краснодарского края, не входит информация о латентной преступности. ­

 Сущность содержание педагогической профилактики девиантного поведения девушек-старшеклассниц заключается в системе мер, направленных на помощь и поддержку старшеклассниц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Педагогическую профилактику целесообразно осуществлять по направлениям:
- реализация индивидуального подхода к девушкам- учащимся старших классов;
- психолого-педагогическое просвещение педагогов, родителей о проблемах девиации в подростковой среде;
- комплексное взаимодействие социального педагога, служб профилактики и общественности.

 Программа педагогической профилактики девиантного поведения девушек-учащихся старших классов предусматривает следующие способы реализации: -индивидуальные и групповые формы работы;

- психолого-педагогический лекторий;

- заседания КДН;

-заседания Совета профилактики;

-профилактические беседы, с привлечением специалистов (медиков, полиции, наркоконтроля, прокуратуры и т.д.).

Эффективность педагогической профилактики девиантного поведения девушек-учащихся старших классов

Основные направления педагогической программы профилактики девиантного поведения девушек:

1. Выявление девушек, склонных к девиантному поведению. Это направление включает в себя: знакомство с девушкой, с ее семьей, изучение личного дела учащийся, медицинских документов, наблюдение за поведением на уроках, внеклассных мероприятиях, индивидуальные беседы, консультации с классным руководителем, школьным психологом. Таким образом, этот этап является обязательным этапом сбора и систематизации информации.

2. Исследование проблем, возникших в семье девушки, склонной к девиантному поведению, а так же проведение мероприятий по устранению данных проблем. Этот этап включает в себя обследование материально-бытовых условий проживания девушки и определение степени близости, доверительных отношений в семье исследуемой. По результатам исследования вопросов, связанных с семьей, определяются причины возникновения девиантного поведения, и составляется план мероприятий по их устранению. Мероприятия по устранению причин девиантного поведения должны выполняться комплексно, с привлечением не только специалистов (классный руководитель, соц. педагог, педагог­ психолог, школьный участковый, зональный участковый уполномоченный, представители комиссии по лам несовершеннолетних, представители отдела образования, комитета по делам молодежи, представители соц. защиты, представители здравоохранения), но и общественности (соседи, казаки, партийные и общественные организации при их наличии).

3. Определение круга общения девушек. На этом этапе устанавливаются друзья, подруги, знакомые.

4. Определение интересов исследуемых и мест проведения досуга. Этот этап включает себя изучение круга интересов исследуемых, установления мест проведения досуга путем опроса и личных бесед с кругом общения исследуемой.

5. Определение степени влияния семьи, школы, друзей и знакомых на поведение и воспитание исследуемых, с проведением подробного анализа и составления плана мероприятий, направленных на исключение любого негативного влияния, формирующего девиантное поведение.

На этом этапе проводится изучение личности каждого члена семьи, друзей и знакомых, их негативных качеств, способных влиять на исследуемую, а также разработка плана мероприятий, на замену негативного влияния, влиянием специалистов, и представителей общественности. Причем исключение причин­ девиантного поведения может рассматриваться только заменой негативного влияния на положительное. Исключение негативного влияния, без замены на другое, невозможно.