Средства массовой информации имеют обширное влияние на аудиторию, возможность трансляции установок и ценностно-ролевых моделей поведения [1]. В то же самое время с ростом толерантных тенденций на Западе, активно распространяется информация о нетрадиционных парах, что по определенным причинам вызывает резонанс среди российской общественности.
Во-первых, долгое время гомосексуальность была уголовно наказуема. В СССР отмена 121 статьи, по которой проходили сексуальный меньшинства, состоялась только в 1993 году, и не благодаря реакции правительства на гей-движения, а сугубо из политических соображений.
Во-вторых, влечение к собственному полу долгое время воспринималось как психическое расстройство и статус душевнобольного предполагал определенную враждебную установку, которая оказывала прямое влияние на восприятие гомосексуалов общественностью. Депатологизация гомосексуальности произошла в 1999 году и вновь стала результатом внешнеполитической тактики.
В-третьих, положение сексуально-просветительской деятельности в России было плачевно не только в отношении нетрадиционного влечения, но и в вопросах гигиены и контрацепции. Советская, а затем постсоветская общественность была не готова называть вещи своими именами, тем более разбираться в сущности неизведанных явлений столь пикантной сферы человеческой жизни.
В настоящее время российская общественность имеет определенные стереотипы в отношении секс-меньшинств.
В 2008 году А.В. Фомина и Т.В. Константинова [2] в ходе исследования установили, что люди до 40 лет более терпимо относятся к сексуальным меньшинствам (78%). Молодежь (95%) не осуждает гомосексуалов, считая такие отношения практически нормой. Также были исследованы стереотипические установки респондентов: 1) «Геи и лесбиянки враждебно настроены в отношении женщин и мужчин соответственно» (75%); 2) «Нетрадиционные пары усыновляют (удочеряют) детей лишь для того, чтобы вырастить себе подобных» (56%); 3) «Все геи – женоподобны, а лесбиянки - мужеподобны» (78%); 4) «Люди сам выбирают, быть им геем или не быть» (85%); 5) «Ненависть к гомосексуалам не затрагивает детей» (54%).
Исследование от 2012 года, проведенное на группе студентов 2-5 курса показало, что 47% опрошенных считают гомосексуальность тяжелой формой патологии; 23% респондентов отнеслись к вопросу нейтрально; 30% уверенно заявили, что гомосексуальность – это норма. Среди негативно настроенных респондентов С.М. Тарасова отмечает такие представления, как: 1) «Гомосексуальность противоречит воле Бога и греховна»; 2) «Гомосексуализм противоестественная и извращенная форма сексуального поведения»; 3) «Гомосексуальные отношения бессодержательны и связаны лишь с получением удовольствия». [3]
По данным «Левада-центра» за 2015 год 37% опрошенных считают, что гомосексуализм – это болезнь, которую надо лечить; распущенность, вредная привычка (26%); результат совращения (13%); данная от рождения сексуальная ориентация, имеющая право на существование, как и любая другая (11%); 14% респондентов затруднились с ответом. [4]
Наше общество, прежде всего, гетероцентрическое. То есть формирование гетеросексуальной ориентации является ожидаемым продуктом социализации, в то время как ориентация, отличная от «нормальной», воспринимается как «сбой в системе», который непременно нужно корректировать, лечить, одним словом – исправлять неполадку.
Та самая «неполадка», то есть гомосексуальность, имеет несколько подходов к пониманию в гуманитарных научных исследованиях. С одной стороны предлагается рассматривать причины формирования нетрадиционной сексуальной ориентации в физиологическом ключе. Во-первых, это эндокринологические теории, рассматривающие влияние тестостерона и эстрогена на последующее выражение полового чувства как нормального или нарушенного. Во-вторых, гомосексуальность связывают с половыми различиями структур мозга. В частности, область INAH3 (отthird interstitial nucleus of the anterior hypothalamus – третье промежуточное ядро переднего гипоталамуса),[5] то есть медиальная преоптическая область гипоталамуса, у мужчин в 2-3 раза больше, чем у женщин. Что примечательно, в ходе исследования было выявлено, что у гомосексуалов эта группа клеток была сходна по размеру с женской, либо отсутствовала вовсе. В настоящее время выявлен участок хромосомы (Xq28), который, согласно исследованиям, связан с гомосексуальной ориентацией у мужчин. [6] Однако если биологические предпосылки могут объяснять задатки и гомосексуальные тенденции, то не обосновывают становление сексуальной идентичности или демонстрацию гомосексуального поведения на протяжении жизни.
Психоаналитический подход предлагает рассматривать гомосексуальность, с одной стороны, как природную данность, с другой – как следствие приобретённой психопатологии. Например, Эдипов комплекс, осложненный активной кастрирующей позицией матери, может повлечь за собой фиксацию на родителе своего пола. Нарциссический характер формирования гомосексуальности завязан на понятии проективной идентификации: связь, устанавливающаяся между индивидом и объектом влечения, обуславливается схожестью первого со вторым, благодаря чему облегчается процесс сопоставления себя с объектом любви [7]. Или страх женщины, подробно описанный Карен Хорни [8], сущность которого заключается в том, что у мальчика существует бессознательный страх перед женскими гениталиями. Боязнь женщины приобретает форму защиты от ущерба, который может грозить мужскому самоуважению.
С такой точки зрения возникновение нетрадиционных сексуальных влечений обуславливается объективными причинами, то есть гомосексуальность, как возможное следствие, является закономерно сформировавшимся защитным механизмом, обретшим форму устойчивой сексуальной ориентации. С другой стороны, такой взгляд предполагает невротическую природу возникновения гомосексуальности, что также является частным случаем и не объясняет тенденцию однополой любви повсеместно.
Теории социального конструктивизма рассматривают гомосексуальность как искусственно созданный обществом феномен или возникший в результате социализации конструкт. Принятие мальчика или девочки обществом, оценочные критерии «правильного» и «неправильного», «плохого» или «хорошего» лежат в определенных стереотипических установках, сложившихся в социуме за промежуток времени.
Согласно теории Стормса, «эротическая ориентация возникает в результате взаимодействия между развитием полового влечения и социальным развитием в младшем подростковом возрасте» [9]. В рамках данной концепции, сексуальная ориентация определяется внешней средой с преобладанием или угасанием в ней гомосексуальных или гетеросексуальных тенденций соответственно.
Таким образом, будущие предпочтения, отдаваемые лицам своего пола, обретают связь с ранним пробуждением сексуального чувства: так как в младшем подростковом возрасте половой состав референтной группы соответствует полу индивида, закономерны Я-объектные эротические переживания. С одной стороны, логичным станет предположение, что формированию гомосексуальной ориентации способствует гомосоциальная среда. Современные реалии в большей степени способствуют раннему половому созреванию.
Ускоренное сексуальное развитие обусловлено не только условиями среды, но и физиологической акселерацией организма. Еще в начале ХХ в., отмечалось снижение возраста начала полового созревания (в среднем возраст менархе уменьшился на три года, а в период с 1929-1959 гг., на срок от 6 месяцев до 1,5 лет) [10]. Также примечательно, что по выраженности вторичных половых признаков современные школьники опережают предшествующие поколения сверстников [12].
Раннее половое созревание закономерным образом влечет за собой вопросы о собственном теле, об изменениях, которые с ним происходят. Сегодняшний подросток стремится узнать то, о чем молчит взрослый. Часть интересующей информации он выведывает у сверстников, другую часть находит в Интернете, используя бескрайние просторы Мировой Паутины и социальных сетей. В какой-то мере приверженность интерактивному поиску в интернет-пространстве объясняется повсеместным распространением компьютерной техники и гаджетов. Обращаться к поисковым системам с любыми вопросами стало нормой современной жизни: так куда проще и быстрее, но это отнюдь не все преимущества веб-страниц.
Другой фактор: эмоциональный комфорт. При разговоре с родителями на темы пола и секса непременно возникает неловкость, смущение, страх быть наказанным за «плохие» вопросы. «Просветительский разговор» приобретает характеристики стрессовой ситуации, причем для обеих сторон, и куда легче обратиться за ответами к поисковой строке, чем к матери или отцу.
В связи с установленной областью использования СМИ (частью которых является интернет-пространство), возникает закономерный вопрос: какова роль масс-медиа в жизни современного подростка? Переходный возраст сам по себе является периодом бунтарства, определения отношений между Я и социумом, усвоения жизненных ценностей, позиций, мировоззрения. Установлено, что средства массовой информации влияют на социализацию личности. Неизбежная трансляция тех или иных ролевых моделей, стереотипизация успешности и не успешности, пропаганда гедонизма, потребления, сексуализация – это факторы, влияющие на становление личности, воздействующие на будущие ценностно-нравственные установки. По данным социологических исследований, большинство опрошенных считают влияние СМИ на подрастающее поколение неблагоприятным из-за пропаганды западных идеалов и нивелирования традиционных ценностей, в том числе из-за толерантных тенденций, которые активно продвигают западные масс-медиа. Естественно, что прививание терпимости подрастающему поколению вряд ли можно назвать негативным фактором, однако существуют определенные риски, связанные с промискуитетом, развязным образом жизни, девиациями.
В условиях урбанизации и глобализации, когда за считаные секунды можно взглянуть на заграничные медийные продукты (которых в информационном пространстве на порядок больше, чем отечественных), ставят современного подростка в неприятное положение. С одной стороны молодой человек видит западные ценности и стиль жизни, которые демонстрируют кино, сериалы, поп-культура и новостные ленты. С другой стороны – российская действительность и зачастую диаметрально противоположные установки, мнения и образы, которые транслируют отечественные СМИ, и подросток оказывается на стыке информационного несоответствия, где европейская либерализация половой морали противоборствует российской гомофобии и сексуальному консерватизму.
Таким образом, как никогда актуальна проблема влияния СМИ на формирование гомосексуального поведения. Приведенные выше статистические исследования показывают тенденцию к росту терпимых и положительных оценок однополых пар, чего не наблюдается среди старшего поколения. Этот факт позволяет говорить о том, что табу, возложенное на гомосексуальность, постепенно сходит на «нет» и в российской действительности, в том числе благодаря демонстрации людей с гомосексуальной идентичностью и соответствующим образом жизни в кино и телесериалах, росту медийных лиц, посвятивших себя однополой любви. Важно говорить не только о росте гомосексуальных тенденций среди молодежи, но и о трудностях, которые испытывает ребенок с гомосексуальной ориентацией. Следовательно, проблема влияния СМИ на формирование гомосексуального поведения включает в себя комплекс таких вопросов, как гомофобия, патология гомосексуальности, родительский вопрос, психологическое здоровье личности, переживающей становление гомосексуальной идентичности.