Полный текст статьи
Печать

В жизни человека огромное количество различных ситуаций. Ситуация – это совокупность обстоятельств, где время, место, окружающие люди и предметы, каждые мелочи играют важную роль и самым непосредственным образом влияют на поведение человека. Причем, одна и та же ситуация может вызвать различную реакцию у разных людей. Например, моббинг – это явление, которое может появиться как во взрослом рабочем коллективе, так и среди одноклассников в школе. Но взрослые люди знакомы с такими понятиями, как «подсидеть» напарника, донести, «ставить палки в колеса» и так далее привычны, и человек, который устраивается на работу, в какой-то степени, уже готов к такой встрече среди будущих коллег. Подросток же не имеет жизненного опыта и правильных моделей поведения, чтобы самостоятельно защищать себя от придирок, издевательств и бойкотов в обществе своих сверстников. Таким образом, моббинг становится трудной жизненной ситуацией для подростка.

Н. Г. Осухова определяет жизненную ситуацию, как систему объективных и субъективных элементов (внешних и внутренних условий), которые объединяются в жизнедеятельности человека в тот или иной момент его жизни. [2, С.9]

Жизненные ситуации делят на устоявшиеся (нормальные) и трудные (проблемные). Нормальные жизненные ситуации не противоречат привычному порядку жизни человека. Трудные жизненные ситуации, наоборот, возникают тогда, когда нарушается упорядоченность течения жизни человека, и он не может решить ту или иную проблему с помощью привычных схем поведения.

Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно [3].

Данное определение закреплено на государственном уровне. Но для более полного представления о трудной жизненной ситуации мы предлагаем рассмотреть определение  Н. Г. Осуховой:

«Трудная жизненная ситуация – это такая ситуация, в которой «в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни». [2, С.29]

Таким образом, можно выделить основные признаки трудной жизненной ситуации:

1) возникает новая система требований к субъекту, выходящая за рамки текущей социализации; необходимость его адаптации к ситуации;

2) привычное социального поведения оказывается бездейственным;

3) нарушается текущая деятельность (трудовая, учебная и др.),

4) оказывается стрессовое воздействие на организм и психику индивида в целом.[4, С.13]

Восприятие трудной жизненной ситуации зависит от различных признаков, например: возраста, пола, социально – групповой принадлежности, внутренней позиции, психологического состояния, мировоззрения человека попавшего в такую ситуацию [5].

Из вышесказанного следует, что трудность жизненной ситуации для каждого человека индивидуальна, в зависимости от его личностных качеств, опыта и его субъективного взгляда на ситуацию. Но также, данные ситуации имеют определенные критерии, по которым и выделяются именно трудные жизненные ситуации.

Моббинг в подростковой среде отвечает критериям трудной жизненной ситуации. Ведь моббинг - это «физические или социальные негативные действия, производящиеся систематически на протяжении длительного времени одним или несколькими лицами и направленные против того, кто не имеет возможности защитить себя в актуальной ситуации»[6, С.4].

Впервые термин «моббинг» рассмотрел биолог К. Лоренц в 1958 году и использовал его, чтобы  обозначить  агрессивное поведения животных по отношению друг к другу. Затем в 60-е годы XX шведский врач Гайнеманн опубликовал статью, в которой он сравнил  жестокое поведение детей по отношению к другим детям с агрессивным поведением животных и назвал его моббингом. И только спустя двадцать лет шведский психолог Лейманн ввел термин  «моббинг» для обозначения целенаправленного психологического террора на рабочем месте.

В отечественной литературе Д.В. Белых-Силаев дает следующее определение:

«Моббинг – это негативные коммуникативные действия одного человека или группы лиц (субъекта моббинга), которые направлены, как правило, против отдельного человека (объекта моббинга), происходящие очень часто или на протяжении определенного промежутка времени и обусловливающие отношения между субъектом и объектом моббинга» [6, С.46].

Одним из первых рассматривать моббинг в школе стал Руланн Эрлинг в своей книге «Как остановить травлю в школе: Психология моббинга». Автор делает акцент на то, что общим для всех определений «моббинга» является его описание через негативные, враждебные или агрессивные действия, а так же наличие определенного намерения. Таким образом, моббинг – это не целенаправленное причинение вреда жертве [6].

Жертвой моббинга может стать абсолютно любой подросток, а причиной может послужить: стиль одежды, расовая принадлежность, имя, дефекты лица, слуха, зрения и речи.  Курьезная ситуация, ставящая ребенка в неловкое положение,  также может стать причиной травли.

Авторы выделяют следующие виды моббинга среди подростков:

1)  физические проявления травли, которое выражается в пинках, подножках, толчках, в редких случаях в форме избиения;

2)  вербальное проявление травли заключается в издевках, насмешках, оскорблениях, клевете;

3)  изоляция – может проявляться в форме бойкота;

угрозы;

4)  кибермоббинг – намеренные оскорбления, угрозы, домогательства и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации. Мобберы выбирают себе жертву в социальных сетях, угрожают ей, распространяют о ней преднамеренную ложь, публикуют компрометирующие или подделанные в фотографии. Учитывая зависимость современных подростков от социальных сетей и размещению в них фотоматериалов собственной жизни, они заведомо уже являются потенциальными жертвами. Так называемый «селфизм», не только пагубно влияет на развитие личности, усугубляя интернет аддикцию, но и является поводом ля развития ситуаций моббинга в подростковой среде [7] .

Для того, чтобы рассматривать моббинг в подростковой среде, как трудную жизненную ситуацию для подростка, необходимо определить, соответствует ли он приведенным выше признакам трудной жизненной ситуации:

1)Подростковый моббинг является систематическим проявлением агрессии в форме негативных или враждебных действий и чаще всего реализуется в школе, которая является микрофактором, непосредственно влияющим на социализацию ребенка. Такая реальность полностью расходится с представлениями ребенка о школе и ему приходится адаптироваться к сложившейся ситуации.

2)Подростку, ставшему жертвой моббинга необходимо защищаться от обидчиков, но привычное социальное поведение зачастую остается бездейственным. Простые разговоры с обидчиками не приводят к положительному результату, а могут лишь усугубить положение подростка. Ребенок не видит выхода из ситуации, так как сам не может защититься правомерным способом и боится рассказать взрослым о происходящем. Ведь родители и учителя зачастую недооценивают данное поведение. Они считают моббинг безобидным и неизбежным и уверены, что всегда в школе будут дети, которые унижают и издеваются, и дети, являющиеся их жертвами. Вследствие чего, узнав, что их дети издеваются над другими, либо, что ребенок подвергается психологическому насилию, взрослые не считают важным вмешаться, думая, что проблема не существенна и со временем сама разрешится. А если происходит вмешательство взрослых в конфликт, зачастую это только усложняет ситуацию, в результате чего масштаб издевательств становится только сильнее. Таким образом, именно взрослые, в лице учителей и родителей, сами того не понимая, являются зачинщиками конфликтов между детьми Образовательная среда школы должна способствовать развитию психологической культуры подростков, предотвращая при этом жестокость и насилие в школе [1].

Не находя поддержки от взрослых ребенок пытается самостоятельно справиться с ситуацией, что может привести к расправе над мучителями или другим формам девиантного поведения.

3)В условиях постоянного угнетения и давления со стороны сверстников подросток теряет мотивацию в учебе. Школа становится «местом пыток», а место, куда необходимо ходить за новыми знаниями. Таким образом, нарушается текущая учебная деятельность.

4)Моббинг может привести не только к психологическим, но и к психосоматическим расстройствам подростка.

К последним, относят – головные, абдоминальные и спинальные боли, головокружения, проблемы со сном, нарушения пищевого поведения, энурезы, проблемы с кожей и чувство хронической усталости. Работы западных исследователей показывают, что дети – объекты агрессивного поведения своих сверстников (или более старших по возрасту) представляют собой группу риска, наиболее подверженную данным психосоматическим расстройствам [8].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что моббинг непосредственно является трудной жизненной ситуацией для подростка. А значит, что с детьми, подвергшимся данному явлению, необходима социально – педагогическая работа. Они нуждаются в помощи, также как и дети, оказавшиеся в других жизненных ситуациях.