Полный текст статьи
Печать

Подростковый возраст – один из самых сложных и переломных периодов в жизни каждого человека. На этом этапе развития ребенок переживает поиск «своего я» и осознает свое место в группе. Именно в этот период особое значение приобретает этническая социализация. Реализованной этнической идентичности ребенок достигает в подростковом возрасте, когда рефлексия себя имеет для человека первостепенное значение. Достигнутый этнический статус чаще всего остается неизменным на протяжении всей жизни. Для становления личностной идентичности подростка имеют значение такие  факторы как: особенность этнической социализации в семье, школе и ближайшем социальном окружении; особенность этноконтактной среды, прежде всего ее   гетерогенность/ гомогенность; статусные отношения между этническими группами.

Достаточно высокий общественный статус в прошлом или социальном настоящем может порождать чувство национальной исключительности и превосходства, видоизменяющееся на практике в желание доминировать над другими народами, властвовать над ними, такое поведение может являться одной из причин зарождения этнического фанатизма [1].  Этнический фанатизм, по мнению А.П. Садохина – это абсолютное доминирование этнических интересов и целей, часто понимаемых иррационально. Как правило, он сопровождается готовностью идти во имя их на любые жертвы и действия [2].

В подростковом возрасте, с ослаблением влияния родителей, особое значение в процессе становления этнической идентичности приобретает референтная группа, которая в современном обществе «является наиболее жестким социализатором, требующим постоянных знаков верности от тех, кто участвует в ее жизни» [3, с. 139]. Так как  н0а данном периоде жизни у ребенка еще не сформировано критическое мышление и он легко поддается влиянию со стороны ближайшего круга общения, то при определенных манипулятивных приемах распространения экстремизма, может привести к этнофанатизму [4, с. 25].

А.П. Садохин выделяет семь основных типов этнической идентичности: нормальная идентичность, этноцентрическая, этнодоминирующая идентичность, этническая индифферентность, этнонигилизм в форме космополитизма, амбивалентная этничность, этнический фанатизм [2, с. 154-155].  Этнический фанатизм – это «крайняя форма агрессивной идентичности, именно поэтому существует необходимость выявления и профилактики данного феномена на ранних стадиях. Необходимо обратить внимание, что девиантность поведения ребенка, с таким родом наклонностей, проявляется в интолерантном межэтническом взаимодействии и агрессии к представителям других этносов, а так же сопровождается ростом этнической напряженности, конфликтов» [3, с. 25].

Можно выделить ряд определенных признаков, говорящих о фанатизме: несформированное или искаженное представление о Добре и Зле, которое  заключается в необоснованном убеждении, что лишь одна вера правильная, «хо рошая», а всё отличное от неё – это заведомо неправильное, «плохое», а значит, оно должно быть осуждаемо; отсутствие стремления к Истине; отсутствие стремления к познанию отличий культур и особенности каждой;  эмоциональность и страх; восприятие противоположной точки зрения как ложной, агрессия на оппонента с противоположным мнением, восприятие достоверной аргументации, как враждебность; образ врага, интолерантное отношение к иной культуре, обоснованное ее отличиями;  высокая степень гордыни, высокий исторический статус этнической группы в прошлом, дает ложное представление, что данная культура единственная значимая и неоспоримая.

В рамках нашей работы были рассмотрены различные подходы к определению этнической компетентности на основе работ В.Г.Крысько, Н.М.Лебедевой, А.Б. Афанасьевы и других. После анализа категориального аппарата, мы пришли к вывод, что в нашей работе этническая компетентность будет пониматься, как свойство личности включающее в себя знания о культурах, умениях, навыках и моделях поведения, а также обладание этнокультурными ценностями и представлениями об особенностях этнической группы.

Т. В. Поштарева выделила компоненты этнокультурной компетентности:

1) «когнитивный компонент или понятийная основа (знания и представления об этнических общностях (своей и чужих), их истории, культуре, образе жизни, национально-психологических особенностях; признание культурных различий;

2)  поведенческий компонент владение этноспецифическими умениями (петь, танцевать, придерживаться обычаев, традиций, выполнять обряды, владеть традиционным ремеслом и т.д.);

3) аффективный компонент или эмоционально-ценностная основа (позитивное отношение личности к полиэтнической среде, испытывать чувство восторга, эстетического наслаждения при «общении» с произведениями искусства разных народов, умение сочувствовать» [8].

При правильном сочетании данных компонентов и посредством их развитии у подростка формируется толерантное отношение к культурам. Толерантность в данном аспекте, выступает профилактикой развития и возникновения нарушения этнической идентичности. Развивать этнокультурную компетентность необходимо в образовательном пространстве, представляющем сегодня форму существования и трансляции опыта и условие обучения и воспитания, посредством введения этнокультурного компонента в содержание образования.

Мы считаем, что для того что начать формировать этническую компетентность необходимо сформировать этническую идентичность у подростка. Осознание и принятие своего места в определенной этнической группе поможет ему выстроить конструктивное отношение как с представителям своего этноса, так и с членами другой культуры.

Этническая идентичность – это представление о себе, формирующееся у человека при осознании им собственной причастности к определенной социальной группе, т.е. в процессе социализации. Речь в этом случае идет о принадлежности к национально-этнической общности. Такое осознание, естественно, происходит не само собой, а бывает привязано к окружающей действительности. Поэтому в случаях взросления и социализации человека в этнически смешанной среде обретение  идентичности часто затруднено или дифференцировано, то есть не имеет четкой привязки к одной единственной национальности или культуре Необходимо отметить, что на всех этапах социально педагогической работы с подростками по формированию этнической толерантности важно учитывать психо-эмоциональные особенности их возраста. В социализации этого периода про­слеживается ряд особенностей. Это возникновение парал­лельных систем ценностей и взглядов на мир, которые не­сут многочисленные агенты социализации – родители, школа, свер­стники, а также СМИ. Они во многом по-разному трактуют этническую картину мира, что затрудняет социализацию подростка, более того возможны трудности в процессе поиска этнической идентичности, а также развитие негативных этнических стереотипов межкультурного взаимодействия. Этническая социализация направлена на развитие у подростка навыков ориентации в таком полиэтническом пространстве, при помощи формирования позитивной этнической идентичности, предупреждения конфликтных этнических стереотипов и установок. В результате при нормальной этнической идентичности у ребенка складывается положительный «образ» собственного этноса при толерантном отношении к другим народам.

Проблема толерантности может быть рассмотрена с разных позиций: и как этико-философская норма, и как принцип взаимо­отношений между последователями разных идеологических кон­цепций, убеждений и верований, и как метод социально-полити­ческих решений и действий (Асмолов А.Г, Стефаненко Т.Г.,  Солдатова Г.У., Личко А.Е, Панькин А.Б.). Основное содержание личностного измерения толерантности включает в себя  соответствующую ценностно-смысловую систему,  в которой центральное место занимают ценности уважения человека как такового, ценности прав и свобод человека и равноправия людей по отношению к базовым вопросам, к выбору мировоззрения и жизненной позиции, ценность ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком и другие ценности демократического гражданского общества [1]. Таким образом, социально-педагогическая деятельность, направленная на развитие этнической толерантности служит профилактикой возможных социальных отклонений, связанных с межэтническими отношениями, возможными конфликтами. Для формирования  нормальной и толерантной этнической идентичность, как позитивного результата этнической социализации необходимо оказывать определенную поддержку такому процессу, что особенно важно для подросткового периода развития ребенка. Подросток активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваива­ет различные социальные роли. Педагогическая деятельность развития этнического толерантного самосознания подростка служит не только залогом его успешной социальной адаптации, но и профилактикой возможных межэтнических конфликтов в системе полиэтнического общества. Поэтому проблема заключается в стремлении подростка к этническому самоопределению и самореализации с одной стороны, и зависимостью данного процесса от уровня профессиональной готовности педагога к межэтническому и межкультурному  толерантному взаимодействию с другой [4].

Особенной чертой личности, которая обладает высоким уровнем сформированности этнокультурной компетентности, является толерантность, предполагающая критическое понимание, способность сомневаться и обосновывать как свою, так и чужую или общую точку зрения. Толерантная личность – это личность, способная акцептировать (принять) разнообразие мира. Среди составляющих принципов толерантности можно выделить:  демократическую систему ценностей, взглядов, стереотипов, основывающихся на признании принципа толерантности в межэтнических отношениях; способность принимать людей с иной культурой, сознанием, традициями; психологическую готовность к взаимодействию с представителями других национальностей на основе терпимости и согласия. Толерантность – конечный продукт, положительно сформированной идентичности. Личность, имеющая знания о своей культуре и культуре других народов, способная применять эти знания на практике является целостной и развитой. Этнокультурная компетентность развивается на протяжении всего жизненного этапа человека, но начала развития необходимо положить в школьном этапе, так как для определения этнической идентичности подростковый возраст самый восприимчивый к поддержке обретения идентичности и ее реализации.

Таким образом, можно сделать вывод, что для формирования этнической идентичности необходимо соблюдать определенные принципы, а также подбирать эффективные методы, которые были бы направлены на развитие толерантности. Толерантность является конечным продуктом положительно сформированной идентичности. Личность, имеющая знания о своей культуре и культуре других народов, способная применять эти знания на практике является целостной и развитой. Этнокультурная компетентность развивается на протяжении всего жизненного этапа человека, но начала развития необходимо положить в школьном этапе, так как для определения этнической идентичности подростковый возраст самый восприимчивый к поддержке обретения идентичности и ее реализации. Достигнутый этнический статус чаще всего остается неизменным на протяжении всей жизни. Также можно сделать вывод, что этническая идентичность, толерантность и этническая компетентность – это ряд взаимосвязанных компонентов. Гармонично сформированная идентичность дает начало для развития  этнической компетентности, а она в свою очередь тесно взаимосвязана с толерантностью, так как толерантность – это признание противоположной культуры, а этническая компетентность инструмент в работе над формированием здорового взаимодействия между представителями этноса. В то же время толерантность выступает конечным результатом в благоприятно сформированной идентичности. Стоит отметить, что этнический фанатизм является следствием нарушения этнической идентичности и проявлением  отклоняющегося поведения, которое необходимо заранее прогнозировать и предотвращать. Этнокультурная компетенция способствует развитию диалога культур, понимание своей и другой культуры, знание особенностей народов, осознание достоинств культур помогает подростку уважительно относится не только к своему народу, но и к народу, принадлежащему к другой нации.