Полный текст статьи
Печать

С современном обществе наблюдается значительный рост шопоголизма среди подростков. Впервые о шопоголизме, как о болезни психологи заговорили еще в XX веке. Он зародился в условиях американского общества материального потребления, и широко распространился по всему миру, пропагандируя стереотипы успешности, гармоничности и счастливой жизни, зависимые только от шопинга, навязываемыми СМИ [1]. В Италии, Испании и Шотландии в «магазинную» зависимость попало около 50% девушек подросткового возраста. По подсчетам психиатров, шопоголизмом страдает уже 10% населения планеты. И эта цифра имеет тенденцию к быстрому увеличению, т.к. современные технологии существенно облегчают процесс совершения покупок [2]. Подростковый и юношеский возраст  составляют наибольшую группу потребителей. Ребенок-подросток имеет право зарабатывать свои карманные деньги, которые может тратить на себя. Именно поэтому на рынке стал выделяться целый сегмент торговли, ориентированной на подростков [3].

Исходя из данных А.Е. Орловой, одна пятая населения развитых стран не в силах удержаться от новой вещи в не зависимости от ее надобности [2]. Согласно исследованиям С.А. Морозовой, Э. Крепелина, М.А Петровой, Л.В Левиной, Н.В Дмитриевой, шопоголизм – это форма нехимического аддиктивного поведения, которая сопровождается маниакальной зависимостью от покупки новых предметов с целью удовлетворения своих потребностей, может иметь схожие симптомы с другими зависимостями. Ц.П. Короленко отмечает, что все аддикции возникают посредством последовательного чередования определенных психологических состояний, когда сильное переживание, как эмоциональная боль, одиночество, сменяется противоположными, т.е. положительными ощущениями, тем самым аддикт запоминает процесс приобретения данного способа возникновения положительного состояния. «Аддиктивное поведение развивается как субъективная фиксация на том, что человек считает для себя безопасным и успокаивающим. Мучительные события жизни у лица, не имеющего ни сил, ни умения преодолевать трудности, порождают нестерпимую жажду мгновенного их устранения или немедленного счастья» [4, с. 37]. Так как шопоголизм – это аддикция, то покупка вещи, это повод ощущения счастья или аттачмент. На развитие шопоголизма влияют стереотипы, которые сформировались еще в раннем детстве. Ощущения, которые дети испытывали при получении подарков или посещении магазинов, хорошо запоминались ими, формируя аттачмент т.е. сильную эмоциональную фиксацию при получении «заветного приза» в магазине, что может привести к формированию шопоголизма.

Подростки из-за своих психовозрастных характеристик имеют склонность к аддиктивному поведению. Такая личностная склонность имеет определенные компоненты, которые проявляются постепенно:

– Отсутствие мотивации успеха вплоть до отказа считать себя субъектом деятельности;

– Несформированность функции прогнозирования поведения;

– Низкий уровень самосознания, а также отсутствие навыков рефлексии;

– Низкий уровень самоуважения до неприятия образа собственного «Я»;

– Самозащита от деятельности при появлении трудностей;

– Противоречивость между самооценкой и уровнем притязаний;

– Склонность к бегству от реальности в ситуации фрустрации [1, с. 10].

Р.В. Овчарова отмечает, что «провоцирующими факторами аддиктивного поведения считаются нервно-психическая неустойчивость, акцентуации характера (гипертимный, неустойчивый, конформный, истероидный, эпилептоидный типы), поведенческие реакции группирования, реакции эмансипации и другие особенности подросткового возраста. К этим факторам также необходимо отнести особенности, обусловленные характерными для этого периода реакциями: эмансипации, группирования, увлечения (хобби)» [5, с. 135].  В.Н. Марченко, А.В. Нияскина, В.Р. Шилова считают, что главной причиной шопоголизма, как и другой аддикции, является стресс. По их словам, шопоголиком может стать любой человек, вне зависимости от его достатка и статуса. Следовательно, не все люди, которые с удовольствием посещают магазины – шопоголики. Шопоголик – это, прежде всего, тот, кто периодически, не задумываясь о значимости, стоимости и необходимости предмета покупает его, покупка – это своеобразное временное избавление стресса [3].

Согласно результатам исследований А.Е. Орловой, когда человек увлечен шопингом, его способность здраво и рационально мыслить снижается, и при этом значительно возрастает напряжение в отделах мозга, управляющих эмоциями и приятными ощущениями, поэтому личность во время покупки может испытывать сильное возбуждение, эйфорию. Однако после совершения ненужных покупок многие раскаиваются, испытывают сожаление, огорчение, разочарование.  О. Б. Симатова и К.В. Гранина считают, что одной из психологических особенностей, характерных для лиц, склонных аддиктивному поведению (в том числе и шопоголизму) – высокий уровень тревожности. Отмечается, что повышенная тревожность вызывает усиление мотивации избегания и ухода от реальности, что повышает риск формирования аддикции [6].

Причин развития шопоголизма достаточно много. В большей степени – это психологические причины:  детские травмы психики или предрасположенность человека к депрессиям, которая начинает проявляться еще в подростковом возрасте. Причинами увлечения шопингом могут также стать личностные психологические и социальные проблемы человека [2].

Ц.П. Короленко приводит следующие причины шопоголизма:

−                        на гормональном уровне – недостаток серотонина, обеспечивающего положительный эмоциональный фон настроения;

−                        на психологическом уровне – отсутствие удовлетворительных взаимоотношений с родителями, детьми, переживание недовольства собственной личностью, недостаточная самореализация;

−                        на социальном уровне – стиль жизни, декларируемый современным обществом, соответствие которому коррелирует с достаточно высоким статусом и социальной успешностью личности, но провоцирует отчуждённость, одиночество, отсутствие взаимопонимания [1].

Как отдельные причины зависимости от покупок Ц.П. Короленко выделяет чувство вины, внутренней недостаточности, конфликтность и подавление ярости [1]. Н.В. Дмитриева, Ц.П. Короленко, Л.В. Левина говорят, что  чувство вины и стыда у шопоголика возникает из-за неумения контролировать собственные желания и действия [7]. Зависимость от шопинга, по  Орловой А.Е., сопровождается временной потерей контроля над своими действиями, из чего делается вывод – это психической отклонение от нормы. Некоторые психологи говорят, что шопоголизм – это некая форма нездорового пристрастия, как например, к алкоголю, наркотикам или другим ПАВ [2]. По  определению С.А. Кулакова,  шопоголизм для многих людей является заменяющей аддикцией, так зависимых от алкоголя, у которых произошла замена на зависимость от покупок, как на более легкую. Со стороны социума шопоголизм выбирался и даже одобрялся, как «меньшее из двух зол» [8].

Исходя из данных Ю.В. Железняковой, в основе практически всех зависимостей лежит внутриличностный конфликт или противоречия, с которыми личность не может справиться, не прибегая к уходу от реальности. Поэтому зависимость представляет собой личностное нарушение, которое выражается в неумении структурировать свое сознание внутренними стимулами [9, 10]. О. Б. Симатова  подчеркивает, что «основным мотивом личности, склонной к аддиктивному поведению, является активное стремление к изменению неудовлетворяющего её психического состояния. При этом у индивида с аддиктивной нацеленностью поведения значительно снижена активность в обыденной жизни, наполненной требованиями и ожиданиями» [11]. Шопоголизм может развиться как возможность некого ухода от реальности, т.е. от обыденной жизни, в мир, где покупки могут доставить удовольствие и быть тем, что поможет удовлетворить психическое состояние.

Психологический анализ шопинг-аддиктов, по мнению М.А. Петровой, обнаруживает, что им свойственны серьёзные проблемы, связанные с самооценкой, и чувство изолированности в окружающем мире. Шопинг-аддикты используют акты совершения покупок в качестве инструмента для решения различных психологических проблем. Покупки помогают многим шопинг-аддиктам почувствовать себя увереннее, повысить свою самооценку [12]. Данные психологического анализа шопоголиков можно сравнить с психовозрастными характеристиками подростков, склонных к аддиктивному поведению по Ц.П. Короленко.

Признаки шопоголизма как аддиктивного процесса Ц.П. Короленко представил в виде следующих компонентов: компульсивность к неконтролируемой покупке ненужных предметов, которые к тому же часто не могут быть оплачены; растущее внутреннее напряжение, которое сразу исчезает после совершения покупки; проходящее чувство радости при покупке; чувство вины после совершения покупки. [1]

В.Н. Марченко, А.В. Нияскина, В.Р. Шилова выделяют виды  шопоголиков и их отличительный признак:

  1. «Спонтанный шопоголик – совершенно не считает себя зависимым, спокойно посещает магазины, намереваясь приобрести что-то определенное, но в процессе посещения может купить нечто незапланированное, то что ему понравилось или соблазнило своей низкой ценой.
  2. Осознанный шопоголик – совершает сознательный поход по магазинам, главной целью которого является поднятие своего настроения или снятие стресса.
  3. Целеустремленный шопоголик – не отдает отчет своим действиям, а по возвращении домой не может вспомнить и внятно объяснить, на что именно были потрачены его деньги.
  4. Разумные шопоголики – приобретают предметы и услуги, необходимые в быту или для ухода за собой, но в гораздо большем, чем нужно, объеме.
  5. Истинный шопоголик – приобретает в магазине все, что видит, не отдавая себе отчета в том, что и зачем он делает». [3]

К факторам развития тревожности можно отнести взаимоотношения с родителями, сверстниками, внутриличностный конфликт,  чувство вины, психологические проблемы, одиночество и депрессии. Не смотря на то, что тревожность является психологической характеристикой, влияющей на поведение человека. Она представляет собой переживание эмоционального дискомфорта, смятения, с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. О.Б. Симатова полагает, что оптимальный уровень тревожности необходим человеку для эффективного приспособления к действительности [11].

По мнению М.А. Петровой, личность, склонную к шопоголизму характеризует циклотимный тип акцентуации характера. Люди данного типа отличаются волнообразной сменой настроения и поведения. Следовательно, радостное событие пробуждает у них жажду деятельности, рождает яркие эмоции, порождает словоохотливость. Что-то печальное приводит к грусти и подавленности, к замедлению реакции и заторможенности, к вялости и безынициативности.  Выделяется также демонстративный тип акцентуации, так как он, по ее мнению, характерен для лиц с высоким уровнем склонности к шопоголизму. Основными особенностями демонстративного типа являются: эгоцентризм, крайнее себялюбие, ненасытная жажда внимания, потребность в почитании, в одобрении и признании действий и личных способностей. Им движут стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы, перспектива быть не замеченным угнетает его [12].

Низкая самооценка, ее также можно выделить как фактор тревожности, но это одна из причин к шопоголизму, так как из-за низкой самооценки появляются трудности в общении и адаптации подростка к условиям современного общества, то шопинг дает  иллюзию власти, т.е. повышение самооценки через покупки и учтивое отношение продавцов. Повышение ассертивности подростка в альтернативных образовательных средах на основе развитие самостоятельности   является базовым условиям для успешной адаптации к окружающей среде, определению позитивной «Я-концепции», успешной самореализации, что позволяет предупреждать аддиктивное поведение в форме шопоголизма [13].

Таким образом, у личности склонной к шопоголизму следующие характеристики: повышенный уровень тревожности, низкая самооценка, циклотимный и демонстративный типы акцентуации характера, чувство одиночества. Целенаправленная деятельность девиантолога в области предупреждения роста шопоголизма среди подростков позволит изменить вектор поведения посредством коррекции характерных свойств личности, предрасполагающих к данной аддикции.