Полный текст статьи
Печать

Проблемы подросткового возраста все чаще приковывают внимание общества, но особенное значение они приобрели именно сейчас.

Уровень образования и материального состояния людей в нашей стране стал значительно выше, тем самым увеличилась возможность удовлетворения духовных и материальных потребностей подрастающего поколения, но при этом сделало сложным формирование у них желаний и стремлений.

Несмотря на большое количество проведенных исследований в психологии, которые раскрывают специфические особенности отношений подростков со сверстниками, происходит поиск новых эффективных средств по решению проблем нарушения взаимоотношений подростка с его окружением.

В первую очередь нам необходимо четко определить границы подросткового возраста. Существует несколько теорий. Так Ж. Пиаже относит подростковый возраст к границам 12–15 лет. В классификации Д.Б. Бромлей данный возраст определяется 11–15 годами.  Г. Гримм ограничивает подростковый период возрастом до 15 лет у девочек и до 16 лет у мальчиков, тогда как Д.Б. Эльконин устанавливает границы подросткового возраста начиная с 10 лет. [1]

Потребность в общение и взаимоотношение со сверстниками у подростков начинает усиливаться к 13–14 годам, то есть происходит переориентация на ровесников.

В подростковом возрасте взаимоотношения со сверстниками находятся на первом месте.

Под взаимоотношениями мы понимаем важную образную, интеллектуальную и эмоциональную похожесть друг на друга, которая отражает внутреннее состояние.  

Поскольку общение со сверстниками в большей степени удовлетворяет актуальные потребности и интересы подростка, то он отдаляется от школы и семьи. Также происходит изменение в содержание общения – интересы младшего школьника строились на вопросах учения и поведения, тогда как подросток на первое место ставит вопросы личностного общения, развитие собственной индивидуальности.

Подростковый возраст – возраст сильно развитой общительности. Уровень развития потребности в общение разный. У одних это выражается в болезненном перенесение одиночества, потребности в постоянном контакте со своей компанией или с кем-либо, тогда как у других, предпочтение проводить больше времени с собой наедине, отдыхать от постоянного общения, иметь небольшой объем контактов с людьми. Многие подростки находятся посередине двух крайностей, то есть в них сочетается высокая потребность в эмоциональных контактах и необходимость уединения для осмысления своего места в мире.

Психологи исследователи подросткового возраста пришли к общему мнению о важности для подростка общения со сверстниками. Именно взаимоотношения со сверстниками, во многом предопределяют все стороны поведения и деятельности подростка.

Ж.–Ж. Руссо был первым, кто обратил внимание на такое социальное явление, как подростковый период развития. Он описал его, как «второе рождения», когда человек «рождается в жизнь» сам, подчеркнув при этом важную особенность этого периода – рост самосознания [1].

С точки зрения Л.С. Выготского, подростковый возраст характеризуется периодами неустойчивости и изменчивости, что при неблагоприятных условиях имеет тенденцию несколько сокращаться, оставляя «еле заметную полоску» между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости [2].

В подростковом возрасте появляются новые качества личности, такие как осознанная регуляция своих поступков, умение прислушиваться к чувствам других, учитывать интересы окружающих людей. Эти новообразования не появились сами собой, они являются результатом личного опыта ребенка, который он получил по итогу активного включения в выполнение различных форм общественной деятельности.

Важным аспектом развития личности подростка является его высокая социальная активность, направленная на усвоение определенных ценностей, на построение благоприятных отношений со сверстниками, а также на самого себя.

По мнению С.А. Левашовой в период подросткового возраста происходит формирование нравственных ценностей, жизненной перспективы, а также осознание самого себя, своих возможностей, появляется стремление повзрослеть, усиливается желание общаться со сверстниками – формируются личностные смыслы жизни [3].

Теории Д. Г. Мид и Ж. Пиаже одинаково выделяют необходимость отношений подростков со сверстниками. Пиаже отмечает, что отношения со сверстниками демократичней, чем с родителями [4].

По словам Л. И. Божович, если в младшем школьном возрасте причиной для объединения детей является совместная деятельность, то у подростков по-другому, притягательность занятий определяется возможностью общения со сверстниками [5].

В процессе построения взаимоотношений со сверстниками у подростка развиваются такие навыки, как взаимопонимание, взаимодействие и взаимовлияние.

В психическом развитии подростка важным является не только характер его ведущей деятельности, но также характер той системы взаимоотношений с окружающими людьми, в которую он сам вступает на протяжении своего развития.

Важным каналом получения знаний является общение подростков со сверстниками, это помогает им получить ту информацию, которую по тем или иным причинам не сообщают взрослые.

Для подростка группа сверстников становится, так называемой школой жизненного опыта, который не может быть заменен семьей или образовательным учреждением. Взаимоотношения со сверстниками дают опыт «горизонтального общения», то есть общения на равных.

Обособленные группы сверстников в период подросткового возраста становятся более устойчивыми, а отношения между товарищами подчиняются более строгим правилам. Атмосферу в таких группах делает более привлекательным то, что подростки находятся на равных позициях со сверстниками, они могут обсуждать любые темы и не боятся быть осмеянными, в отличие от общества взрослых.

Огромное значение для подростка имеет мнение сверстников о нем самом. Тот факт, что подросток принадлежит к определенной группе, дает ему уверенность в себе. Большое влияние на поведение подростка оказывает его положение в коллективе.

Отношения подростка со сверстниками сложнее и содержательнее, чем у младшего школьника. Именно в подростковом возрасте общение с семьей переходит на второй план и главную социализированную роль для подростка играют отношения со сверстниками [6].

Направленность подростков на общение со сверстниками зачастую характеризуется страхом быть отвергнутым. Место, которое подросток занимает в коллективе, определяется отношением сверстников, и от этого в большей степени зависит эмоциональное благополучие личности подростка. [7]

Постепенно потребность в общении расширяется, подростку приходится искать эмоциональный контакт не только со взрослыми, но и со сверстниками. Также потребность и увеличивается по содержанию. Когда ребенок попадает в группу сверстников, его индивидуальное развитие исключительно рассматривается во взаимоотношение с другими членами группы.

Важно отметить, что в группе подросток может сравнивать себя с другими, а также получать признание и уважение сверстников, не всегда социально – положительными действиями. Но в общение с товарищами можно заметить и положительную тенденцию, например, подросток приобретает умение анализировать свои успехи либо неудачи.

Характерным для подростка является стремление завоевать авторитет сверстников, что влияет на появление у него сильно выраженной потребности выполнять их требования. Отсюда, главной особенностью психического развития становятся требования, предъявляемые коллективом, и общественное мнение.

По сравнению с оценками учителей и взрослых большее значение для подростков имеют оценки со стороны сверстников. Подросток сильно подвержен воздействию со стороны группы, он боится потерять популярность среди товарищей. Важно отметить, что положение подростка в группе определяется разной степенью его эмоционального благополучия и его нравственные качества определяют место в системе взаимоотношений со сверстниками.

В процессе взаимоотношений подросток осваивает свои личные права на самостоятельность и уважение, осознает себя личностью. Но, чтобы получить уважение от товарищей ему необходимо обладать определенными характеристиками. И тогда подросток начинает задавать себе ряд вопросов: «Что я за человек?», «Что во мне хорошего, а что плохого?» отсюда начинается процесс самопознания. Как известно, самооценка подростка складывается из определенных поступков. Зачастую у многих подростков самооценка завышена, а уровень притязаний выше реальных возможностей.

Важно, что самооценка формируется в процессе общения с окружающими людьми, а прежде всего со сверстниками. Ориентация на сверстника связывается с желанием быть принятым и признанным в коллективе, а также с восприятием сверстника как образца. В этом случае стоит серьезно отнестись к образцу, выбранному подростком.

Необходимо обратить внимание на то, что потребность в общение со сверстниками акцентирует проблемы уверенного поведения. Нынешние подростки часто теряются в ситуации провокационного, угрожающего либо задевающего характера, выбирая подчинение или ответную агрессию. Также существуют ситуации, в которых у подростков преобладает неконструктивный стиль поведения, то есть ситуации, когда подростку самому нужна помощь.

По данным Е.В. Зубаренко, подростки, у которых отношения со сверстниками складываются не так, как им хотелось бы, пытаются меняться, чаще всего не в лучшую сторону. Одни специально нарушают дисциплину и требования. Другие ради одобрения пытаются развлекать сверстников, путем «работы на зрителя». В основном «клоуны» уважения товарищей не заслуживают, положения не добиваются, лишь только становятся заметными. Чаще всего сверстники таких товарищей от себя прогоняют. Существует еще один вид – хвастуны. В классе о них есть общее мнение: «трепач». У таких подростков, как правило, частые нарушения взаимоотношений со сверстниками. [7]

При отсутствии благоприятных связей личность формируется негативно. Неудачное выстраивание взаимоотношений со сверстниками зачастую приводит к сильным переживаниям со стороны подростка.

Также неблагоприятное развитие взаимоотношений ведет к появлению внутреннего дискомфорта, который не смогут компенсировать никакие высокие показатели в других сферах жизнедеятельности.

 На психологическое развитие подростка большое влияние оказывает общественное мнение. Зачастую он подражает своему авторитетному товарищу-сверстнику, подросток копирует с него стиль поведения, которые чаще всего по человеческим понятиям являются не желательными (курение, жаргон).

Система взаимоотношений с социальной средой определяет направленность психологического развития подростка. Своеобразие развития состоит в том, что подросток включается в новую систему отношений и общения со сверстниками, занимая среди них новое место и выполняя новые функции.

Изучение особенностей взаимоотношений непростая задача. Особенно тяжело она решается в подростковых группах. В этой статье мы постарались решить важную задачу – выявление нарушений во взаимоотношениях подростков со сверстниками, в контексте психолого-педагогической проблемы, которые влияют на уровень самооценки подростка, а также на формирование уровня притязаний школьника.