Сегодня в мире насчитывается более 2000 различных деструктивных организаций. Количество вовлеченных в эти организации достигает 1 млн. человек, 70 процентов из них это молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет. По данным статистики подобные организации наносят как физический, психологический вред адепту, используя различные методы вербовки и контроля сознания. Деструктивно эти организации влияют на социальный уклад, разрушают семейные взаимоотношения, отрицают макросоциальные ценности. Вследствие этого, актуальным и необходимым является исследование и анализ деятельности деструктивных организаций, поиск методов профилактики и работы с адептами.
Прежде чем перейти к анализу деятельности псевдорелигиозных и псевдопсихологических организаций, следует рассмотреть ключевые понятия.
Под псевдорелигиозной организацией, вслед за Михелем И., мы будем понимать группы, которые систематически подрывают свободу выбора своих членов и заставляют их вступать в зависимые отношения с группой или ее лидером в отрыве от их предыдущего социального контекста.[1, c.68] Также рассмотрим псевдопсихологические организации - организации, оказывающие весь спектр психологических услуг, но не имеющие при этом необходимой академической подготовки и пользующиеся альтернативными, не признаваемыми традиционной наукой методами и практиками [2, c.53]. Дворкин А.Л. для подобных организаций ввел в оборот термин «психокульт» и считает их разновидностями псевдорелигиозной организации.
Еще одним ключевым понятием для нас является профилактика вовлечения, т.е. система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих вербовку людей.
Феноменологию деструктивного влияния вышеназванных организации следует рассмотреть через призму этапов вовлечения и удержания адептов.
Акт вербовки и влияние на личность деятельности деструктивных организаций достаточно подробно изучены и описаны в работах Ф.Зимбардо, М.В.Вершинина, Е.Н.Волкова, Л.И.Григорьевой, И.Р.Григулевич, А.Л.Дворкина, Е.Мерзляковой, Ю.И.Полищук, Л.Н.Сыроваткина, В.Н.Чайкина, И.А.Чесноковой.
Особое внимание ученые уделяли механизмам изменения сознания личности и определяли их термином «реформирование мышления»: Р.Дж. Лифтон, М. Сингер, Е.Н.Волков, Э. Кантеров).
Обзор специальной литературы позволяет выделить наиболее распространенные методы вербовки в псевдорелигиозные и псевдопсихологические организации:
Во-первых, это методы проникновения в государственные и социальные структуры (внедрение адептов в структуры власти с целью получения доступа к общественному регулированию; проникновение в силовые ведомства; долговременно направленное внедрение адептов в образовательные учреждения; установление контроля над рядом средств массовой информации или создания своих СМИ; вовлечение в движение не только отдельных людей, но и целых социальных групп).
Во-вторых, методы информационного манипулирования (искажение и утаивание информации. Варьирует от частичной лжи до откровенной деформаций; подтасовка фактов или смещение по семантическому полю понятия; умолчание или сокрытие определенных тем; искажение сведений об отдельных явлениях природы, общественной жизни для разрушения имеющегося мировоззрения новообращенного; введение в когнитивный диссонанс; постановка экзистенциальных вопросов, которые вызывают конфликт между мыслями, чувствами и поведением человека; внушение фобий, демонстрация «чудес», наделение лидера деструктивной организации «сверхсилами» и т.д.)
В-третьих, это методы псевдозаботы (раздача бесплатной литературы, ориентированной на «зазывание» социально-неблагополучного человека, т.е. переживающего горе, разлуку, одиночество и т.д.; «бомбардировка заботой» через посещения на дому (для хозяйственной помощи, для моральной поддержки, для изучения «духовной» литературы; «бомбардировка обаянием и привлекательностью», когда к вербуемым специально «приставляются» привлекательные представители противоположного пола).
Изучение деятельности деструктивных организаций, позволяет охарактеризовать механизмы удержания адептов.
1.Лишение возможности протестовать или спорить, а также перегрузка информацией. Новичка постоянно снабжают все новой и новой информацией, занимают различными мероприятиями, чтобы не оставалось времени для рефлексии и критического осмысливания.
2.Изоляция от реальности, в итоге человек не может сверить информацию, которую ему предлагают. Варьируется от запрета на некоторое общение, чтение или просмотр некоторых источников информации до полной физической изоляции.
3.Подавление критичности мышления и стимулирование конформизма. Искажение языка через введение непонятных псевдонаучных или необъяснимых понятий.
4.Нейролингвистическое программирование (НЛП). Особый метод влияния на подсознание человека с помощью лингвистических структур.
5.«Бомбордировка любовью» с помощью ласковых и радостных песен, танцев, игр, усиливают потребность в принадлежность к организации
6.Технология «Step by step» (шаг за шагом). Сначала от вербуемого требуется просто прийти, позже требуются все более и более существенные уступки: «приходи к нам - проведи у нас выходные - останься еще на недельку - отдай нам свои деньги».
7.Манипулирование слабостями. Слабости выявляются с помощью слежки, на исповедях и т.д. далее информация используется для установления контроля над личностью.
8.Организация эмоционального изнеможения и физической усталости у вербуемого. Семинары, лекции или тренинги, которые длятся целый день, запрет на сон, на полноценное питание, утомление монотонной длительной или тяжелой физической работой.
9.Создание искусственных внутрикультовых привязанностей при одновременном разрушении прежних (запрет на общение с несогласными родственниками; внутрикультовые свадьбы между малознакомыми людьми; родительско-детский или братско-сестринский стиль внутрикультового общения и т.д.)
10.Разрушение прежней личностной идентификации (смена имени, обобщенные внутрикультовые обращения, введение статусных имен вместо прежних и т.п.)
Очевидно, что пребывание сознания личности под контролем приводит к негативным последствиям. Ученые выделяют следующие: отставание в физическом и психическом развитии, фобии, потеря психологической силы, нарушение личностной идентичности, снижение способности критически рассуждать, прослеживаются психологические расстройства, пищеварительные расстройства, сексуальные проблемы, снижение уровня физического состояния, разрушение отношений с близкими друзьями, семьей, финансовый ущерб, преследование и получение угроз со стороны деструктивной организации, физическое и сексуальное насилие, в том числе в отношении женщин и детей, психологическое насилия над членами семьи, неправильное понимание функций государства, представление его как источника зла, что ведет к созданию или переходу в экстремистские террористические организации.
Изучение феноменологии деструктивных организаций дает основания для конструирования профилактики вовлечения людей в их ряды. Поиском методов профилактики занимались Э.Аронсон, Э.Р.Пратканис, Р.Р.Байрамкулова, Л.И.Винникова, Е.Н.Волков, А.Л.Дворкин, Е.Л.Доценко, В.Ю.Питанов, А.И. Хвыля-Олинтер и многие другие.
Исследователи деструктивных организаций установили следующие методы предупреждения вовлечения в деструктивные религиозные и псевдопсихологические организации.
Э. Аронсон, Э. Р. Пратканис в своей работе описали стратегии для снижения восприимчивости к тактикам убеждения:
- ознакомиться с видами убеждения, и разобрать какие являются моральными, а какие стоит считать незаконными;
- занять позицию, противостоящую позиции пропагандиста;
- выработка методов сопротивления убеждению: «кража грома» (идиома, означающая перехватывание приоритета или инициативы) и «прививка; избегание ситуаций, когда над человеком властвует лишь один источник информации; контроль за эмоциями; отслеживание невербального общения человека; приучение своих детей к критическому осмыслению информации, которую они получают.
Байрамкулова Р.Р. выделила формы, методы и основные направления профилактики по предотвращению вовлечения в деструктивные организации на основе, которых была составлена модель, включающая следующие компоненты:
- психологическое просвещение (циклы лекций, бесед, комплекты специальной литературы);
- научно-исследовательская деятельность (изучение детерминант психологической устойчивости личности, составление психологических портретов членов деструктивных организаций, отбор и анализ методик психологической помощи и др.);
- тренинговые занятия со студентами, предрасположенными к влиянию деструктивных организаций по развитию у них субъектных качеств личности;
- индивидуальное консультирование [3, с.14].
Модель, которую разработала Р.Р.Байрамкулова, учитывает этнопсихологические особенности и факторы устойчивости личности.
Л.И.Винникова предлагает следующие варианты того как избежать манипулирования:
- критически анализировать информацию;
- принимать себя таким, каким ты есть, что делает внутренне вас сильнее, а значит и уязвимее от манипулятора.
По мнению В.Ю.Питанова для снижения привлекательности деструктивных организаций в стране, могут способствовать следующие действия:
- изучение и создание специальных исследовательских центров, где будут накапливать информацию о деструктивных организациях, и оповещать граждан об этой информации;
- дать четкое определение критериям, принципам и самому понятию социально-психологическому ущербу, который наносит в деструктивных организациях;
- обеспечение государственной поддержки мер профилактики психологического насилия.
- создать базу данных, которая бы содержала информацию обо всех известных деструктивных организациях;
- противодействие деструктивным организациям на международном уровне;
- создание в сети Интернет антисектантских информационных ресурсов.
- решить проблему «судебного террора», который используется против тех, кто открыто выражает свое недовольство о деятельности деструктивной организации;
- контроль за деятельность чиновников, которые поддерживают деструктивные организации;
- проведение открытой государственной политики в отношении религиозных организаций.
В настоящее время получили наиболее широкое распространение три метода психологической работы с адептом.
1.Депрограммирование – это тактика переубеждения адепта, которая носит насильственный и принудительный характер. Оно происходит в тот момента, когда получается возможным поймать адепта, также этот момент должен совпадать с удобным временем для консультанта. Процесс депрограммирование протекает следующим образом. Человека, попавшего под контроль деструктивной религиозной или псевдопсихологической организации, привозят в закрытое место полное охраны, чтобы клиент не смог сбежать и остаться наедине с собой. Далее его держать несколько дней или недель, пока не появятся признаки того, что человек освобождается от влияния деструктивной организации. После депрограммирования у адептов появляются глубокие страхи, но и фобии, которые были внедрены в деструктивной организации не уходят. Именно депрограммированием запугивают в деструктивной религиозной или псевдопсихологической организациях. Этот метод был запрещен и имеет «кучу» недостатков, таких как: модель депрограммирования основывается на примитивном представлении о человеке; добавляются фобии к уже имеющимся; метод ориентирован на содержание проблемы, а не на личность.
2. Следующим из известных видом помощи является «консультирование о выходе». Этот метод был разработан Кэрол и Ноэлем Джиамбалво. Такие исследователи как Майкл Д.Лангоуни, И.Михель, Н.Орёл считают его наиболее эффективным видом помощи адепту. Метод «консультирование о выходе» основан на том, чтобы ознакомить адепта с альтернативной информацией и с отзывами о его организации, рассказать ее историю, провести встречу с бывшими членами этой организации. Если адепт «дает добро» на проведение данного мероприятия, то в течение трех или четырех дней ему предоставляют подготовленную информацию. Также дают наставление, чтобы он ее проработал без посторонних: членов организации и родственников. Целью данного метода является демонстрация различия между тем, что заявляет руководство организации и ее настоящей деятельностью. Но консультирование о выходе не сможет освободить адепта от фобий. Если консультант не достаточно профессионален, то метод может дать обратный результат, а адепт сильнее убедится в правильности выбранной организации. Риск заключается и в неосознанном навязывании своей идеологии, что профессионал должен исключить.
Итак, общий процесс «консультирования о выходе» представляет собой: официальное знакомство с консультантами; предоставление и обсуждение информации о деструктивной религиозной или псевдопсихологической организациях; получение информации от адепта; установление взаимосвязей.
3. Другим методом психологической работы с адептом деструктивной религиозной и псевдопсихологической организации является «подход стратегического взаимодействия», который предложил американский психолог Стивен Хассен. Подход стратегического взаимодействия занимает 3 дня. В течение этих трех дней проводятся длительные тренинги. Первый день включает семейное консультирование, в ходе которого адепт должен осознать, что он нужен семье, его уважают, слышат. После – консультант проводит беседы с каждым членом семьи, при этом на клиента он тратит больше времени. Второй день – обсуждение методов контроля сознания. В этот день происходит трехступенчатое снятие фобий через: знакомство с фобией; с методами внедрения фобии в деструктивных группах; обсуждение специфических характеристик организации, в которой состоит клиент. Главное в тренинге – поэтапность и плавность. На третий день происходит глубокий анализ информации об организации адепта.
Стоит отметить, что большое количество исследователей предлагает приемы предупреждения вовлечения в деструктивные религиозные и псевдорелигиозные организации [4], но до сих пор в работах не был выявлен самый эффективный.
Считаем, что при поиске эффективных способов противодействия вовлечению в деструктивные организации следует причислять к таковым не только псевдорелигиозные и псевдопсихологические культы, но и родственные по своей сути экстремистские объединения.