Полный текст статьи
Печать

В последнее время все больше семей имеют одного ребенка. Женщины рожают первого ребенка в достаточно позднем возрасте, а потом на второго они уже не решаются, считают, что долг материнства исполнен и что можно продолжать заниматься карьерой. При этом многие семьи в России живут обособленно (без родительской семьи). Таким образом, иметь более одного ребенка в семье становится проблематично, поэтому исследование проблем единственного ребенка в семье является достаточно актуальным.

Начало социально-психологической адаптации приходится на первые дни жизни ребенка, когда происходит приспособление к матери, к отцу. Процесс адаптации детей постоянно изменяется в зависимости от того, как интенсивно и часто с ним общаются (старший брат или сестра, бабушка, дедушка и т.д.).

По мере того, как ребенок растет, происходит его социальная адаптация к взаимоотношениям в семье. Старший дошкольник уже способен понять, как разделяется семейный труд, права и обязанности среди членов семьи, что такое система власти, за что бывают наказания и поощрения.

Изучению социальной адаптации ребенка в контексте семьи посвящены исследования таких современных ученых как Е.А. Бокша, Л.И. Божович, В.М. Долгова, А.С. Ковшова, А.В. Роженко, А.А. Ширяева, Л.Б. Шнейдер и др.: на особенности воспитания единственного ребенка в семье указывают такие исследователи как М.А. Адрианов, Ю.Р. Валикина, В.Н. Дружинин, Х. Нафиса, Д.Б. Эльконин и др.

Как показывают различные исследования, в том числе и современных ученых, в семье, с одной стороны, дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают нормы и ценности; у них формируется первый устойчивый образ своего «Я». С другой стороны, семья в наше тяжелое экономическое и политическое время не в состоянии выполнять свои важные функции, так как сама находится на грани разрушения, а родители, зачастую, вследствие неустойчивого материального положения, предпочитают растить и воспитывать ребенка, обрушивая на него одного все свои радости и горести.

Социальная адаптация – одна из самых фундаментальных научных проблем, рассматриваемых сквозь призму междисциплинарных наук, которая изучается как на педагогическом, психологическом, так и на социально-экономическом, медико-биологическом и иных уровнях.

Изучение социальной адаптации ребенка в семье предполагает анализ самого понятия «адаптация», которое в энциклопедическом словаре трактуется следующим образом: «Адаптация – есть ни что иное, как приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды» [1].

Исследования социальной адаптации ребенка в семье тесно связаны с исследованиями в различных областях естественнонаучной теории адаптации как таковой. К примеру, О.С. Ковшова, изучая медицинские аспекты адаптации, говорит о том, что для индивида адаптационный процесс во многом определяется социальными факторами. При этом процессе изменяется не только взаимодействие организма и среды, но среда приспосабливается к потребностям человека [2].

По мнению В.Н. Дружинина адаптация – это процесс приспособления организма к внешней среде или изменениям, которые происходят в самом организме. Следовательно, помимо генотипической адаптации, сформировавшейся у индивида в процессе эволюции и передаваемой по наследству, существует и фенотипическая адаптация, которая приобретается человеком в ходе индивидуального развития [3].

А.В. Роженко выделяет следующие уровни адаптации [4]:

- индивидуально-психологический, на котором осуществляется поддержание психического равновесия и сохранение психического здоровья. Данный уровень включает в себя личностные и типологические особенности индивида, его актуальные состояния (особенности интеллектуальной и эмоциональной сфер, способности, мотивация, темперамент и т.п.);

- социально-психологический, на котором осуществляется формирование адекватного межличностного взаимодействия.

Говоря о современных исследованиях адаптации ребенка в семье, следует отметить, что большинство трудов посвящено адаптации детей в приемных и замещающих семьях.

Поскольку адаптация является одним из важных составляющих структуры человеческой деятельности, то, согласно О.К. Миневич, для изучения адаптации ребенка в семье наиболее продуктивным выступает психологический подход. Таким образом, повышенный интерес ученых вызывает то, какие реакции человека будут использоваться в процессе адаптации, какие из них являются доминирующими и эффективными, помогающими сохранить психологическое равновесие [5].

Человек с самого рождения адаптируется к окружающему миру. У ребенка социальные отношения играют определяющую роль для сохранения биологического равновесия. Процесс воспитания служит адаптации человека к окружающей среде, следовательно, процесс адаптации находится в тесной взаимосвязи с другим процессом – социализацией [3,6].

В результате воспитания у ребенка формируются защитные механизмы. Они необходимы, как для контроля над инстинктивными влечениями, так и для успешной адаптации к окружающей среде.

Таким образом, под социальной адаптацией детей понимают процесс, подразумевающий специальную организацию, направленную на развитие привыкания ребенка к условиям социальной среды путем принятия и овладения им правилами и нормами поведения, принятыми в обществе или отдельной группе; существует связь между биологическим подходом изучения процесса адаптации и социальным, так как в ходе индивидуального развития у человека вырабатываются механизмы адаптации, имеющие в своем основании перестройку социальных отношений между людьми; семья – это самая первая для ребенка малая группа, в которой он учится взаимодействию, к которой он приспосабливается. Исходя из этого можно утверждать, что адаптация ребенка в семье происходит по такому же алгоритму, что и в любой малой группе.

В ходе анализа психологической и педагогической литературы выяснилось, что социальная адаптация часто рассматривается в рамках социализации. В силу этого важный момент в изучении социальной адаптации – это различение понятий социальной адаптации и социализации и сущности этих явлений.

Социальная адаптация индивида в качестве постоянного процесса активного приспособления к условиям социальной среды - один из основных социально-психологических механизмов, благодаря которым происходит социализация личности.

При анализе содержания понятия «социальная адаптация личности», ее сущности, механизмов, влияющих на данный процесс, нужно отметить совокупность ее характерных особенностей, благодаря которым раскрываются закономерности, разные уровни данного явления [7].

- процесс адаптации человека к жизни в обществе - сложный, противоречивый процесс;

- процесс социализации и социальной адаптации личности - единое явление;

 - проблему механизмов социальной адаптации человека нужно рассматривать в контексте трех ее основных процессов: деятельность, общение и самосознание индивидуумов;

- наличие тесной связи и взаимозависимости адаптации личности от таких свойств индивидуумов как биологические, физиологические, психические, и ее социального развития;

 - система социальных институтов играет очень важную роль во всех процессах социальной адаптации как упорядоченной системы, которая призвана снять регрессивные противоречия в личностном развитии.

Одним из факторов, эффективно влияющих на процесс человеческой адаптации к жизненным реалиям, является семья, которая выступает в качестве социального института и малой группы [7].

Семья – это малая группа людей (минимально двух), связанных брачными или (и) кровно-родственными узами, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью [8].

Личность единственного ребенка в семье имеет ряд отличительных особенностей.

Во-первых, отсутствует соревновательный момент со старшим ребенком, следовательно, единственного ребенка будет сложно мотивировать к достижению поставленной цели сквозь призму соревнования и взаимодействия, поскольку у него будет отсутствовать подобный опыт [9].

У единственного ребенка существует привилегия в удовольствии, материальном благополучии, потому что у него больше нет соперников в борьбе за внимание родителей. Родители единственного ребенка считают, что, поскольку  он ни в чем не нуждается, все их внимание достается ему одному, это должно оказать положительное влияние на формирование личностных качеств ребенка. Однако, как правило, данные условия могут привести к формированию эгоистичной личности, привыкшей а безотказности и вседозволенности [9].

У единственного ребенка в семье отсутствуют условия для формирования близких отношений с другими детьми, что в дальнейшем может привести к неуверенным социальным контактам, замкнутости, неумению общаться и взаимодействовать. Единственные дети менее игривы, они в основном предпочитают индивидуальные, а не коллективные игры. В силу выбора индивидуальных игр, у единственных детей отсутствует возможность отработки других социальных ролей [9].

Тем не менее, следует отметить, что интеллектуальный уровень единственных детей выше уровня их сверстников, у которых есть сестры или братья. Единственные дети раньше начинают говорить, читать, потому что родители уделяют им больше внимания и стараются развивать их способности. Речь таких детей, как правило, отличается большим словарным запасом.Единственные дети легче вступают в контакт со взрослыми, общаются с ними на равных, не стесняются выражать свое мнение и отстаивать свою позицию. В речевом развитии они опережают сверстников, потому что рано перенимают разговорную речь взрослых и их тематику.

Единственные дети отличаются наличием высокой самооценки. Эмоции единственного ребенка более устойчивы, поскольку он не волнуется по поводу соперничества с сиблингами [10]. У единственного ребенка существует больше возможностей для самореализации.

Следует отметить, что единственный ребенок зачастую чрезмерно опекаем родителями, оберегаем ими, что может создать дополнительные сложности при решении поставленных сложных задач или возникновении стрессовой ситуации.

Поскольку социальная ситуация развития единственного ребенка отличается предоставлением ему множества уступок со стороны родителей, он зачастую ожидает того же и от окружающих его людей, что может привести к разочарованию, поскольку его ожидания не всегда оправданы. Наиболее ярко данная особенность проявляется в школьном коллективе, когда ребенок ждет от учителя повышенного внимания и того же отношения, что и от родителей [11]. Если в семье интересы ребенка являются преобладающими над остальными, то он вырастает неспособным учитывать интересы других людей, проявляя эгоизм.

В процессе воспитания и обучения родители единственного ребенка зачастую возлагают на него большие надежды, либо неосознанно хотят через него реализовать свои мечты и задумки. Таким образом, если ребенок не оправдывает ожидания родителей (что бывает достаточно часто), он становится неуверенным и подавленным.

Говоря об особенностях воспитания единственного ребенка, следует отметить наличие двух точек зрения: единственный ребенок является более эмоционально устойчивым; единственному ребенку приходится преодолевать больше препятствий, т.к. у него нет сиблингов [10]. Следует отметить, что даже в семье с двумя-тремя детьми один из них (если это не двойняшки или близнецы) когда-то был единственным, следовательно, в какой-то промежуток времени он обладал чертами единственного ребенка.

Единственный ребенок интеллектуально более развит, чем сверстники с сиблингами, однако, существует ряд помех для его психического развития: чрезмерное внимание, ограждение его от какой-либо деятельности. Из-за невозможности самостоятельной деятельности, манипулирования с предметами, может существенно снизится психоречевое развитие ребенка, его мышление, потому что родители, стремясь оградить ребенка от негативного влияния среды, будут предугадывать все его желания и ограничивать деятельность [4].

Для выявления особенностей социальной адаптации единственных детей в семье и сравнения их с адаптацией детей, имеющих сиблингов, использовались методики, позволяющие выявить тип воспитания в семье.

Базой нашего эмпирического исследования являлась школа № 13 с.Архиповского, Краснодарского края. Выборка состояла из 20 детей, учащихся   двух классов – 3 «А» и 3 «Б», из них  12 девочек и 8 мальчиков. Возраст детей восемь-девять лет. Из них десять детей из полных семей, которые являются  в семье единственными, составили экспериментальную группу; остальные десять  детей, у которых есть братья или сестры, составили контрольную группу. Также в исследовании приняли участие родители школьников (мамы) в количестве двадцати человек.

Для выявления особенностей воспитания единственного ребенка в семье, в частности младшего школьного возраста, были использованы следующие методики: тест-опросник «Выявление родительского отношения к детям», предназначенный для определения типов воспитания родителями своих детей; тест «Дом. Дерево. Человек». Это проективная методика, которая представляет собой зрительную метафору: если привести весь рисунок в действие, то ВОлне возможно заметить то, что действительно происходит в жизни ребенка. Качественный анализ рисунков позволяет выявить отношение ребенка к его ближайшему психологическому окружению; особенности его собственного эмоционального состояния в определенном окружении.

По результатам исследования можно сделать вывод, что типы родительского отношения в семьях с единственным ребенком и в семьях, где детей более одного отличаются. В семьях с единственным ребенком родители более склонны к таким типам как «кумир семьи» (60%), «гиперопека» (70%), «крон-принц» (50%), тогда как в семьях с большим количеством детей данные тенденции в воспитании выражены слабо (20%, 30% и 10% - соответственно). В обеих группах испытуемых совпали результаты по типу «повышенной моральной ответственности» - данный тип родительского отношения достаточно выражен (40%) как в семьях с единственным ребенком, так и в семьях, где более одного ребенка. 

 Рисунок 1 – Распределение типов родительского отношения к детям из семьи с одним ребенком (вторая группа) и детей из семьи с сиблингами (первая группа) по методике «Выявление родительского отношения к детям» 

Также, выяснилось, что в семьях, где более одного ребенка, возможно с появлением последующих детей, присутствует такой тип отношения как смена образцов воспитания (40%), отражающий возможность смены родителями типа отношения к ребенку в связи с меняющимися внешними обстоятельствами (материальными, физическими, психологическими и т.п.).Родители же в семьях с одним ребенком более привержены к единому стилю отношения, что показывают результаты опроса: тип «смена образцов воспитания» выражен у них на 10%.

Результаты исследования по методике «Дом, дерево, человек» показали, что в  группе  детей из семей с одним ребенком выражены такие личностные особенности как тревожность и неуверенность – 40%. Дети с такими особенностями опасаются других, часто ожидают нападения, насмешки, обиды. У них формируется реакция психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Однако, агрессивные проявления лишь внешние, в целях самозащиты, на самом деле они  эмоционально чувствительны и ранимы. Кроме того, они могут отказываться от общения вследствие своей тревожности, избегать тех, от кого, как им кажется, исходит угроза. Такие дети могут быть замкнутыми, малообщительными, неактивными.

Также некоторая часть детей по результатам данной методики проявляет такое качество как враждебность (30%). Определенное количество детей из первой группы проявляют такие качества как: незащищенность, недоверие к себе, чувство неполноценности. Кроме того, интерпретация теста показала наличие у детей данной группы трудностей в общении (30%).

У большинства  детей из  семей с одним ребенком выражена необходимость в общении со сверстниками (60%). Это объясняется тем, что на период младшего школьного возраста приходится максимальная активность по формированию тех или иных особенностей личности, поэтому именно в это время ребенку нужно самоутвердиться в среде ровесников. Если данная потребность не удовлетворяется, у ребенка снижается уровень успеваемости в школе, что может привести к дальнейшей неуспешности ребенка.

В группе детей из семьи с сиблингами  детей вышеперечисленные качества в ходе выполнения данной методике проявились слабо.

По полученным результатам приведем сравнительную характеристику особенностей социальной адаптации единственных детей в семье и  детей, имеющих сиблингов. Результаты сравнения представлены и в таблице 1. 

Таблица 1

Сравнительный анализ особенностей социальной адаптации единственных детей в семье и  детей, имеющих сиблингов 

Условия и показатели социальной адаптации

Характерные признаки для единственного ребенка в семье

Характерные признаки для детей, имеющих сиблингов

1

2

3

1. Условия, в которых воспитывается ребенок

Единственный ребенок окружен постоянной заботой, и постепенно привыкает воспринимать помощь взрослых как само собой разумеющееся, начинает в своей слабости ощущать силу и понемногу он учится искусно манипулировать родителями. Родители такого ребенка проявляют больше чуткости к его внутреннему миру и, таким образом, у них больше возможностей оказывать положительное влияние на развитие личности ребенка.

Забота родителей распределяется между несколькими детьми, что снимает с каждого ребенка чрезмерный груз родительской опеки и дает больше свободы и самостоятельности.

2. Успехи ребенка

Единственные дети в семье демонстрируют больше успехов, чем ребята из многодетных семей. Они раньше начинают читать, проявляют творческие наклонности, а в юности являются более развитыми и образованными

Дети из многодетной семьи могут не демонстрировать особенных успехов в учебе, но зато будут более успешны в общении со сверстниками.

4. Предъявление требований к ребенку

У родителей единственных детей есть четкие и достаточно жесткие требования в тому, каким должен стать их ребенок и в процессе воспитания детей они реализуют эти требования без учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. У детей в данном стиле воспитания может развиться постоянное чувство вины, комплекс неполноценности. Ребенок не в состоянии справится с образцовой ролью, и это вызывает критику и неодобрение со стороны родителей и агрессивные реакции в поведении – со стороны ребенка

Когда детей несколько, то контроль не присутствует в чрезмерной степени, хотя определенные правила и требования к детям тоже предъявляются.

5. Формирование самооценки ребенка

Вне общения с братьями и сестрами у ребенка может сформироваться неадекватная самооценка. Такой ребенок, окруженный восхищением, заботой и любовью родителей, может считать себя уникальным и ставить себя выше сверстников

Меньше вероятность формирования завышенной самооценки. В семье, где больше человек, ребенок лучше ориентируется в своем социальном статусе.

6. Уровень родительской заботы

Сосредоточение всей заботы на одном ребенке, гиперопека, которая формирует капризность, эгоизм самолюбование

В семьях, где детей больше одного зачастую старшие дети помогают в заботе о младших, что же исключает у них возможность формирования эгоизма; дети привыкают о ком-то заботиться.

7. Психологическое взросление

В его речи присутствуют термины и взрослые выражения, которые непонятны сверстникам, а сам он, в свою очередь, не понимает шутки ровесников. Наедине с собой такой ребенок чувствует себя более уверенно, не стесняется обращаться за помощью при необходимости

Детям из многодетных семей свойственна тяга к общению, они не стеснительны, испытывают меньше трудностей, несмотря на то, что их речь может быть не так развита как у единственных детей в семье.