В течение последнего десятилетия в Краснодарском крае заметно прослеживается тенденция постарения населения, способствующая увеличению численности граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и других видах помощи. Необходимо отметить, что в последние десятилетия произошли значительные изменения в области гендерных отношений, семейного и репродуктивного поведения мужчин и женщин. Традиционная семья, выполнявшая ведущую функцию воспроизводства населения, перестала существовать как единственная допустимая форма совместного проживания партнеров. Однако будучи существенным компонентом социальной структуры современного общества, семья продолжает занимать важное место в общественном развитии [1]. Переход к модели индивидуалистически ориентированной семьи, имеющей на воспитании одного ребенка или сознательно отказавшейся от рождения детей вообще, привел общество уже к концу прошлого века к резкому постарению.
Современная ситуация осложняется тем, что в российском обществе намечается переход к гомосексуальным партнерским отношениям. Ряд европейских стран, таких, как Франция и Литва, поставлены на грань вымирания (около 50% граждан в возрасте от 60 лет и старше). Как показывают данные, в начале 2000-х годов почти во всех европейских странах доля внебрачных рождений возросла более чем на 10,0%, а в некоторых странах – более чем на 50,0%. Количество детей, рожденных вне брака, в значительной мере влияет на то, какую модель социальной политики в отношении семьи выбирает 133 государство.
Страны, выбравшие традиционную гендерную семейную политику, поддерживают низкий уровень внебрачной рождаемости (Греция, Кипр – 10%). Страны, относящиеся либерально к современным формам брака, имеют уровень внебрачной рождаемости достаточно высокий (Исландия – 64%, Швеция – 56%, Норвегия – 50%). Наша страна занимает «промежуточное» положение. В первое десятилетие XXI века количество внебрачных рождений детей составило 28,0% [2].
Таким образом, от того, какой путь в настоящее время выбирает российское государство в отношении семьи, во многом зависит как демографическое будущее страны, так и ее социально-экономическое развитие на ближайшие 70– 80 лет. Исследования, проведенные отечественными специалистами, показывают, что чаще всего причинами того, что в семьях рождаются только один или двое детей, являются материальные проблемы.
По данным российской статистики, сегодня в стране имеется около 42 миллионов семей. Почти у половины из общего количества дети отсутствуют, у большинства один ребенок. Количество многодетных семей варьирует в переделах от 3% до 5%. По данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации, число супружеских пар, в которых оба супруга моложе 30 лет, составляет 3,1 млн. семей. Семьи, имеющие в своем составе несовершеннолетних детей, составляют 43 процента общего количества семей (17,3 млн. семей), с двумя несовершеннолетними детьми – 11,4 процента, многодетные семьи – 2,5 процента. В структуре многодетных семей 77 процентов составляют семьи с тремя детьми. Из всех семей с несовершеннолетними детьми 67 процентов таких семей являются полными семьями, в которых дети проживают с обоими родителями (в 2002 году – 70 процентов).
Наблюдается постепенное снижение доли детей, рожденных вне зарегистрированного брака, в общем числе рождений – с 29 процентов в 2006 году до 23 процентов в 2013 году. За последние семь лет постепенно улучшается соотношение регистрируемых браков и разводов (в 2006 году на 1000 браков приходилось 576 разводов, в 2013 году - 545 разводов). В 2013 году по сравнению с 2006 годом более чем на 28 процентов увеличилось число родившихся и составило 1895,8 тыс. детей. Повысилась доля вторых и последующих рождений в общем количестве рождений, суммарный коэффициент рождаемости в 2013 году достиг 1,707.
Вместе с тем функционирование системы социальной поддержки недостаточно результативно. Наблюдается ухудшение материального благополучия и жилищных условий населения, бедность, социальное и имущественное неравенство, социальное сиротство, безнадзорность и беспризорность детей. При этом одной из самых незащищенных групп населения становится молодая семья [3]. Молодая семья в России, по данным тех же исследований, испытывает следующие проблемы: отсутствие достойного жилья; недостаток денежных средств на содержание детей; установка на однодетность как общественная норма.
Однако основные трудности российская семья испытывает не в связи со своей молодостью, а в связи с меняющимися условиями жизни (табл. 1).
Таблица 1
Схема стадий жизненного цикла семьи
Фазы жизненного цикла |
События, характеризующие эти фазы |
|
Начало |
Конец |
|
Формирование |
Заключение брака |
Рождение первого ребенка |
Рост (расширение) |
Рождение первого ребенка |
Рождение последнего ребенка |
Окончание роста |
Рождение последнего ребенка |
Первый ребенок покидает родительский дом |
Уменьшение |
Первый ребенок покидает родительский дом |
Последний ребенок покидает родительский дом («пустое гнездо») |
Окончание уменьшения |
Последний ребенок покидает родительский дом |
Смерть первого супруга |
Распад семьи |
Смерть первого супруга |
Смерть пережившего супруга |
При рождении первого ребенка возникает необходимость дополнительного материального обеспечения. Возникают и такие трудности, как вынужденное ограничение активности вне семьи. Следующая проблема возникает в связи с поступлением ребенка в школу. Потом проблемы усиливаются после вступления ребенка в стадию пубертата.
Следующий проблемный период наступает в семье в тот момент, когда ее начинают покидать дети. Каждый этап семейных проблем нуждается в специальном социальном сопровождении, особенно если эти проблемы касаются семей социально мало защищенных. Для того чтобы семьи создавались, росли и не распадались, нужна как моральная, так и материальная мотивация. Долгосрочная стратегия развития семейной политики в России должна быть направлена на укрепление семьи.
Для нормального социально-экономического развития нашей страны необходимо, чтобы основной моделью семьи, поощряемой государством, стала полная семья с 3–4 детьми. Следовательно, современное социальное развитие требует изменения подходов к оценке результативности государственной семейной политики от количественных показателей, характеризующихся объемом выполненных мероприятий и затраченных средств, что традиционно для отечественной отчётности, к показателям качественным, которые отражают достижения социально значимых изменений в обществе.
В условиях ограниченности средств консолидированного областного бюджета оценка государственной семейной политики в регионе должна стать основополагающим элементом системы регионального управления по результатам.
Подход к оценке деятельности, по нашему мнению, должен базироваться на показателях социальной результативности, что позволит оптимизировать процессы принятия управленческих решений, планирования и распределения соответствующих ресурсов, особенно в разрезе муниципальных образований.
Это позволит уменьшить внутрирегиональную асимметрию качества жизни семей. Воспользовавшись международным опытом управления социальными процессами в целях совершенствования мер социальной защиты семьи, предлагаем ввести так называемый социальный паспорт населения региона. В рамках составления и отслеживания социального паспорта населения региона проводится мониторинг социально-экономического развития региона посредством мониторинга муниципальных образований, что необходимо для обеспечения их стабильного функционирования. Регулярность проводимых исследований позволит своевременно обнаружить рост негативных тенденций и/или их снижение.
Таким образом, у руководства региона появится возможность не только реализовывать стратегические направления государственной социальной политики в сфере социальной защиты семьи, но и максимально решать вопросы семей, с учетом его специфики и социальных запросов.
В связи с высокой динамикой процессов изменения социальной сферы социальный паспорт населения, может быть сформирован при условии обеспечения в регионе постоянно действующего мониторинга состояния социальной сферы и социально-экономического развития региона, основанного не только на статистических данных, но и на оценке независимых показателей.
Информационным основанием социального паспорта населения региона должны стать данные мониторингов качества жизни населения вклада региона в решение межтерриториальных и федеральных проблем, хода реформ на территории региона, социально-экономического потенциала и эффективности его использования.