Полный текст статьи
Печать

В течение последнего десятилетия в Краснодарском крае заметно прослеживается тенденция постарения населения, способствующая увеличению численности граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и других видах помощи. Необходимо отметить, что в последние десятилетия произошли значительные изменения в области гендерных отношений, семейного и репродуктивного поведения мужчин и женщин. Традиционная семья, выполнявшая ведущую функцию воспроизводства населения, перестала существовать как единственная допустимая форма совместного проживания партнеров. Однако будучи существенным компонентом социальной структуры современного общества, семья продолжает занимать важное место в общественном развитии [1]. Переход к модели индивидуалистически ориентированной семьи, имеющей на воспитании одного ребенка или сознательно отказавшейся от рождения детей вообще, привел общество уже к концу прошлого века к резкому постарению.

Современная ситуация осложняется тем, что в российском обществе намечается переход к гомосексуальным партнерским отношениям. Ряд европейских стран, таких, как Франция и Литва, поставлены на грань вымирания (около 50% граждан в возрасте от 60 лет и старше). Как показывают данные, в начале 2000-х годов почти во всех европейских странах доля внебрачных рождений возросла более чем на 10,0%, а в некоторых странах – более чем на 50,0%. Количество детей, рожденных вне брака, в значительной мере влияет на то, какую модель социальной политики в отношении семьи выбирает 133 государство.

Страны, выбравшие традиционную гендерную семейную политику, поддерживают низкий уровень внебрачной рождаемости (Греция, Кипр – 10%). Страны, относящиеся либерально к современным формам брака, имеют уровень внебрачной рождаемости достаточно высокий (Исландия – 64%, Швеция – 56%, Норвегия – 50%). Наша страна занимает «промежуточное» положение. В первое десятилетие XXI века количество внебрачных рождений детей составило 28,0% [2].

Таким образом, от того, какой путь в настоящее время выбирает российское государство в отношении семьи, во многом зависит как демографическое будущее страны, так и ее социально-экономическое развитие на ближайшие 70– 80 лет. Исследования, проведенные отечественными специалистами, показывают, что чаще всего причинами того, что в семьях рождаются только один или двое детей, являются материальные проблемы.

По данным российской статистики, сегодня в стране имеется около 42 миллионов семей. Почти у половины из общего количества дети отсутствуют, у большинства один ребенок. Количество многодетных семей варьирует в переделах от 3% до 5%. По данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации, число супружеских пар, в которых оба супруга моложе 30 лет, составляет 3,1 млн. семей. Семьи, имеющие в своем составе несовершеннолетних детей, составляют 43 процента общего количества семей (17,3 млн. семей), с двумя несовершеннолетними детьми – 11,4 процента, многодетные семьи – 2,5 процента. В структуре многодетных семей 77 процентов составляют семьи с тремя детьми. Из всех семей с несовершеннолетними детьми 67 процентов таких семей являются полными семьями, в которых дети проживают с обоими родителями (в 2002 году – 70 процентов).

Наблюдается постепенное снижение доли детей, рожденных вне зарегистрированного брака, в общем числе рождений – с 29 процентов в 2006 году до 23 процентов в 2013 году. За последние семь лет постепенно улучшается соотношение регистрируемых браков и разводов (в 2006 году на 1000 браков приходилось 576 разводов, в 2013 году - 545 разводов). В 2013 году по сравнению с 2006 годом более чем на 28 процентов увеличилось число родившихся и составило 1895,8 тыс. детей. Повысилась доля вторых и последующих рождений в общем количестве рождений, суммарный коэффициент рождаемости в 2013 году достиг 1,707.

Вместе с тем функционирование системы социальной поддержки недостаточно результативно. Наблюдается ухудшение материального благополучия и жилищных условий населения, бедность, социальное и имущественное неравенство, социальное сиротство, безнадзорность и беспризорность детей. При этом одной из самых незащищенных групп населения становится молодая семья [3]. Молодая семья в России, по данным тех же исследований, испытывает следующие проблемы: отсутствие достойного жилья; недостаток денежных средств на содержание детей; установка на однодетность как общественная норма.

Однако основные трудности российская семья испытывает не в связи со своей молодостью, а в связи с меняющимися условиями жизни (табл. 1). 

Таблица 1

Схема стадий жизненного цикла семьи

Фазы жизненного цикла

События, характеризующие эти фазы

Начало

Конец

Формирование

Заключение брака

Рождение первого ребенка

Рост (расширение)

Рождение первого ребенка

Рождение последнего ребенка

Окончание роста

Рождение последнего ребенка

Первый ребенок покидает родительский дом

Уменьшение

Первый ребенок покидает родительский дом

Последний ребенок покидает родительский дом («пустое гнездо»)

Окончание уменьшения

Последний ребенок покидает родительский дом

Смерть первого супруга

 Распад семьи

Смерть первого супруга

Смерть пережившего супруга

 

При рождении первого ребенка возникает необходимость дополнительного материального обеспечения. Возникают и такие трудности, как вынужденное ограничение активности вне семьи. Следующая проблема возникает в связи с поступлением ребенка в школу. Потом проблемы усиливаются после вступления ребенка в стадию пубертата.

Следующий проблемный период наступает в семье в тот момент, когда ее начинают покидать дети. Каждый этап семейных проблем нуждается в специальном социальном сопровождении, особенно если эти проблемы касаются семей социально мало защищенных. Для того чтобы семьи создавались, росли и не распадались, нужна как моральная, так и материальная мотивация. Долгосрочная стратегия развития семейной политики в России должна быть направлена на укрепление семьи.

Для нормального социально-экономического развития нашей страны необходимо, чтобы основной моделью семьи, поощряемой государством, стала полная семья с 3–4 детьми. Следовательно, современное социальное развитие требует изменения подходов к оценке результативности государственной семейной политики от количественных показателей, характеризующихся объемом выполненных мероприятий и затраченных средств, что традиционно для отечественной отчётности, к показателям качественным, которые отражают достижения социально значимых изменений в обществе.

В условиях ограниченности средств консолидированного областного бюджета оценка государственной семейной политики в регионе должна стать основополагающим элементом системы регионального управления по результатам.

Подход к оценке деятельности, по нашему мнению, должен базироваться на показателях социальной результативности, что позволит оптимизировать процессы принятия управленческих решений, планирования и распределения соответствующих ресурсов, особенно в разрезе муниципальных образований.

Это позволит уменьшить внутрирегиональную асимметрию качества жизни семей. Воспользовавшись международным опытом управления социальными процессами в целях совершенствования мер социальной защиты семьи, предлагаем ввести так называемый социальный паспорт населения региона. В рамках составления и отслеживания социального паспорта населения региона проводится мониторинг социально-экономического развития региона посредством мониторинга муниципальных образований, что необходимо для обеспечения их стабильного функционирования. Регулярность проводимых исследований позволит своевременно обнаружить рост негативных тенденций и/или их снижение.

Таким образом, у руководства региона появится возможность не только реализовывать стратегические направления государственной социальной политики в сфере социальной защиты семьи, но и максимально решать вопросы семей, с учетом его специфики и социальных запросов.

В связи с высокой динамикой процессов изменения социальной сферы социальный паспорт населения, может быть сформирован при условии обеспечения в регионе постоянно действующего мониторинга состояния социальной сферы и социально-экономического развития региона, основанного не только на статистических данных, но и на оценке независимых показателей.

Информационным основанием социального паспорта населения региона должны стать данные мониторингов качества жизни населения вклада региона в решение межтерриториальных и федеральных проблем, хода реформ на территории региона, социально-экономического потенциала и эффективности его использования.