Полный текст статьи
Печать

В настоящее время, когда общество вышло на качественно новый уровень своего развития, учителям предъявляется новая социальная задача на формирование качественно иной личности. При этом особая роль отводится вопросам воспитания личности обучающегося, где воспитание выполняет функцию целенаправленной помощи ребенку при его вхождении в современную культуру[1]. Причем культура сформировалась много веков, а ребенок должен усвоить ее за короткие сроки.

Таким образом,  перед современной школой стоит задача поиска новых подходов к формированию общекультурных компетенций обучающихся, которая играет важную роль в их личностном становлении.

          Вслед за А.В. Хуторской, мы признаем, что общекультурная компетенция является познанием  и  опытом  деятельности  в  области  национальной  и  общечеловеческой  культуры,  духовно-нравственной основой  жизни  человека  и  человечества,  отдельных  народов и  культурологической  основой  семейных,  социальных,  общественных  явлений  и  традиций[3].

          В результате нашего исследования разработана программа кружка «Уран», направленная на формирование общекультурных компетенций обучающихся. В ходе практической деятельности по реализации программы кружка планируется изготовить готовую продукцию в виде сумки из сукна в национальном стиле.  При этом общекультурные компетенции формируются в процессе обучения технологии  изготовления сумки.

Мы исходили из гипотезы: если научить учащихсяразрабатывать эскизы и образцы изделий, знакомить с культурой своего народа, края, изучать значения орнаментов, анализировать работы мастеров, то формирование общекультурных компетенций будет наиболее эффективным.

          Основная цель программы кружка заключается в ориентации подрастающего поколения на ценности отечественной культуры, её исторического прошлого. При этом важным является прививать им чувство гордости за свою страну, воспитывать в детях уважение к истории, культуре и национальным традициям родного края. Основными методами организации процесса обучения: беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, упражнения, работа с инструкционными картами.  Программа рассчитана для учащихся пятых  классов с расчетом на 72 часа.  В ее содержании входят такие основные темы как цветоведение, изучение орнаментов, подготовка выкройки, бисерная вышивка, выполнения эскиза, влажно-тепловая обработка и прочее. Программа кружка позволяет учащимся не только получить первые навыки мастерства, но и представление об истинной красоте народного искусства, неутомимом труде что, несомненно, дает им возможность почувствовать себя приобщёнными к историческому наследию своего народа, чувство гордости, уважения, патриотизма к своему Отечеству.

            Таким образом, обращение к прошлому, национальной культуре своего народа помогает нам более квалифицированно и, главное, обдуманно соотносить её с культурой других народов, понимать своеобразие и ценность каждой из них, реалистически осознавать их роль в истории края и страны. Без исторической памяти народа нет его самосознания и самоутверждения среди других наций[3]. Изготовление сумки в национальном стиле на внеклассных занятиях по технологии, связана с художественной культурой народа, с его прошлым, которая отражается в орнаментике сумки как семиотический символ.

Таким образом, всестороннее знакомство с народным творчеством на занятиях кружка «Уран»  помогает пробудить у обучающихся интерес и любовь к народному искусству, вызывает желание участвовать в сохранении и развитии традиций своего народа Саха.