Полный текст статьи
Печать

Значительные экономические, социальные и экологические потрясения последних десятилетий заставили пересмотреть устоявшиеся практики ведения бизнеса и принципы организации социального сервиса. Зародившаяся в прошлом столетии концепция корпоративной социальной ответственности (КСО), определяющая новый подход к управлению предприятием, с каждым днем вовлекает в сферу своего влияния все большее количество компаний по всему миру.

Среди множества определений социальной ответственности общепринятым считается указанное в Международном стандарте ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности», вышедшем в 2010 г. Согласно стандарту, социальная ответственность – это ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое: содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества; учитывает ожидания заинтересованных сторон; соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения; введено во всей организации [1].

В широком смысле корпоративная социальная ответственность представляет собой добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, зачастую не связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законодательного минимума и принятых в обществе этических норм. Это ответственность перед деловыми партнерами и сотрудниками, перед местными сообществами и населением в целом [2].

КСО в России развивается достаточно быстро, потому есть возможность опираться на зарубежный опыт построения данной системы. Тем не менее, подавляющее большинство экспертов в данной области, в том числе иностранных, признают, что существующие международные стандарты и подходы к развитию КСО с огромным трудом приживаются на почве российского бизнеса. Поэтому, модели КСО в нашей стране присущи собственные черты, встраиваемые в процессы мирового корпоративного развития.

Можно выделить следующие направления социально ответственного поведения бизнеса в РФ:

  • · производство качественной продукции и услуг для населения;
  • · создание новых рабочих мест и увеличение инвестиций в развитие человеческого потенциала;
  • · неукоснительное выполнение требований законодательства: налогового, трудового, экологического и др.;
  • · построение добросовестных отношений со всеми заинтересованными сторонами;
  • · эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и рост благосостояния своих акционеров;
  • · учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в деловой практике;
  • · вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества.

Так как КСО в России продолжает совершенствоваться, современные тенденции ее развития определяются аспектами, описываемыми в таблице 1.

 

Таблица 1 - Тенденции развития КСО в России

Тенденции

Характеристика

Заинтересованность бизнеса

Российское бизнес-сообщество начинает осознавать экономические выгоды, возможные при инвестировании в социальные и экологические проекты, поэтому в добровольную КСО-отчетность вовлекается все большее количество участников

Причины вовлеченности

Компании вовлекаются в КСО как из альтруистичных побуждений, так и с целью достижения необходимого PR-эффекта

Стратегическая направленность КСО

Политика социально-ответственного поведения встраивается в стратегический план компаний

Межсекториальное партнерство

КСО-проекты укрупняются, в их реализацию вовлекается государство, некоммерческие организации, местное сообщество, конкуренты и партнеры

Увеличение глубины внедрения КСО-принципов

Крупнейшие игроки рынка требуют от поставщиков соблюдения принципов КСО в качестве условия для сотрудничества

Новые формы КСО

Появляются новые формы КСО, некоторые из которых - работа с населением, уменьшение потребление ресурсов и снижение количества отходов

Забота об окружающей среде

Доля экологической ответственности в КСО увеличивается, прием как в компаниях, способных оказать влияние на окружающую среду, так и тех, кто не воздействует на нее значительно

Становление корпоративно ответственной культуры

Поведение потребителей и бизнеса становится устойчивее, в том числе, благодаря популяризации КСО среди молодых сотрудников

 

По оценкам отечественных специалистов, КСО (в его международном понимании), занимаются в России примерно 100 компаний, которые так или иначе связаны с международной деятельностью. Ясно, что они составляют очень малую долю среди общего количества предприятий.

На данный момент в нашей стране основными субъектами, участвующими в программе КСО, являются крупные компании. Лидерами корпоративной благотворительности в РФ являются предприятия нефтегазовой, энергетической, химической, металлургической и финансовой отрасли.

Для привлечения бизнеса работают целые организации, занимающиеся вопросами социальной ответственности, такие как «Ассоциация менеджеров», «Социальная хартия российского бизнеса» и многие другие.

Для оценки вовлеченности компаний в область социально-корпоративной благотворительности в нашей стране в течение 8 лет проходит конкурс «Лидеры корпоративной благотворительности». В 2015 году, несмотря на кризис, в конкурсе приняло участие 65 компаний с годовым оборотом более 100 млн. руб. По отчетным данным, эти предприятия потратили на благотворительность и социальную поддержку почти 15,5 млрд. руб.

По итогам конкурса наибольший вклад в социальную поддержку внесли компании «Северсталь», «Газпром нефть», «Металлоинвест» и «Сахалин Энерджи». [3]

Основными направлениями благотворительной помощи «Лидеры корпоративной благотворительности - 2015» стали поддержка образования и просвещения (58 участников, то есть 90 % всех программ), помощь социально незащищенным слоям населения (54) и развитие местных сообществ (48). Отмечен рост внимания к экологии: 40 из 65 компаний ведут такие проекты. Можно заметить, что традиционная для добывающих компаний тема экологии вышла за границы сектора и, следуя международным тенденциям, становится частью культуры крупного бизнеса.

Несмотря на большую вовлеченность некоторых хозяйствующих субъектов, основная часть российского бизнеса предпочитает ограничиваться базовым уровнем КСО, характеризующимся соблюдением норм трудового законодательства и законодательства в сфере охраны окружающей среды, своевременной уплаты налогов, страховых взносов и иных платежей, соблюдением норм и положений основополагающих конвенций МОТ. Соблюдение данных требований позволяет предприятию выйти на цивилизованный рынок, но не проявить себя в качестве социального инвестора.

Существует несколько причин низкой вовлеченности в КСО в России.

Во-первых, социальная активность российской общественности остается на низком уровне, поэтому давление на компании со стороны гражданского общества практически отсутствует.

Во-вторых, роль государства и государственных чиновников является крайне высокой. Компании на российской рынке так или иначе сталкиваются с давлением со стороны государства или местных властей. Поэтому корпоративно социальная ответственность в РФ зачастую воспринимается бизнесом как балласт, расходы на который необходимо минимизировать. По этой причине такие мероприятия являются низкоэффективными.

С другой стороны, российская культура и традиции так же влияют на деятельность в направлении КСО. Исследование «2011 Cone/Echo Global CR Opportunity Study», проведенное в 10 странах мира (в том числе и в России), было посвящено посвященное изучению уровня социальной ответственности бизнеса и отношению населения этих стран к ее проявлениям. Опрос показал, что индивидуальная и коллективная работа в области благотворительности и реализации различных социальных проектов осуществляется российскими предпринимателями во всех регионах, но только лишь 50 % опрошенных готовы публично делиться информацией об этих проектах. Причину такого поведения можно объяснить стремлением следовать духовным и культурным традициям российского меценатства, связанных с внутренним духовным удовлетворением, а не внешнем признанием. [4]

В-третьих, социальная и благотворительная деятельность российских компаний носит хаотичный, несистемный характер. Зачастую она сопровождается гиперсуммами, размер которых часто не соотносится с объективными финансовыми показателями компании.

Существуют и другие причины низкой корпоративной социальной активности в России:

-    трансформация государственного и политического строя в конце 20в.;

-    обширная территория, низкая средняя плотность населения;

- большое число моногородов, инфраструктура которых зависит от градообразующих предприятий;

- концентрация капитала в отдаленных районах России (Западной Сибири, Дальнего Востока) и др.

Для повышения активности бизнеса в рамках корпоративно-социальной ответственности в России можно предложить следующие решения:

1. Работа с предпринимательством. Работа должна вестись не только с крупным, но и со средним и малым бизнесом, и быть направлена на разъяснение экономических и социальных выгод предприятий, а также их мотивацию.

2. Создание собственной модели и национальной оценки реализации социальной ответственности бизнеса. Критерии оценки должны основываться на сложившихся на сегодняшний день традициях и моралях российского общества. Это может стать тем решением, которое не только даст возможность бесконфликтного развития различных подходов к КСО, но и придаст новый общий стимул для развития социально-ответственного бизнеса.

3. Законодательное закрепление публичности социальной отчетности, а также ужесточение наказания работодателей (собственников) в случаях дискриминации и нарушений трудовых прав наемных работников и преступлений против природы.

Таким образом, культура КСО в России проходит этап становления. Учитывая зарубежный опыт, происходит формирование собственной, отечественной модели корпоративной социальной ответственности. Нельзя не отметить, что с каждым днем происходит все большее вовлечение бизнес-сообщества в данный процесс. Это можно объяснить тем, что предпринимательство осознало экономические выгоды, а также подверглось некоторому влиянию со стороны государства и мирового сообщества. Явным недостатком данного процесса в нашей стране можно считать низкое участие гражданского общества, которое может в значительной степени повлиять на развитие данной культуры и направить ее в необходимое социуму русло.

В любом случае, формирование и совершенствование КСО в России открывает большие возможности и перспективы для общества, что, несомненно, повлияет на уровень благосостояния страны в целом.

Научный руководитель:
Сорвина Ольга Владимировна, доктор экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономики, менеджмента и торгового дела» Тульского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, г.Тула, Россия