Полный текст статьи
Печать

 На сегодняшний день проблемы современной семьи являются наиболее важными и актуальными. Важность этой проблемы определяется тем, что семья – является одним из основных социальных институтов общества, в настоящее время социальный институт семьи переносит кризис.

 Кризис семьи проявляется: в повышении количества разводов; в повышении количества внебрачных детей; в уменьшении воспитательного процесса родителей на детей; в росте числа неполных семей; в превосходстве нуклеарных семей; в увеличении числа социальных сирот[1].

 Еще с начала XX века русская семья имела в среднем 7-10 детей, затем постепенно этот показатель упал до 5-7 детей. Массовое уменьшение числа детей пришлась на 60-е годы, а сегодня этот показатель равен 1-2. Ослабели социальные ограничения в сфере семейного поведения, увеличилось многообразие форм и типов отношений в семейной сфере. Увеличилось число детей, которое растет с одним из неродных родителей. Тем самым, в настоящее время семье, требуется социальная помощь и государственная поддержка[2].

 Отдел социальной защиты организовывает свою работу по следующим направлениям: по вопросам социальной помощи семье, материнству и детству; по назначению и выплате ежемесячных пособий на детей.

Во главе органов социальной защиты по г.о. Тольятти, деятельность которых связана с охраной семьи, находится Департамент по вопросам семьи, опеки и попечительства мэрии городского округа Тольятти.

Исследование включало в себя два этапа: подготовительный этап и констатирующий этап.

Обследовалось 1220 студентов вузов г.о. Тольятти (юноши и девушки возраста от 19 до 22 лет). Была проведена процедура тестирования личностного семантического дифференциала О.Л. Кустовой, предназначенная для изучения гендерных стереотипов по методике «Исследование гендерных стереотипов методом личностных семантических дифференциалов». Предметом исследования являются гендерные стереотипы у юношей и девушек в студенчестве. Данная методика необходима для исследования гендерных стереотипов. Для проведения данной методики понадобился материал и оборудование: текст методики, протокол исследования, ручка или карандаш. Испытуемым необходимо охарактеризовать следующие образы: «Женщина в отличие от мужчины» («Мужчина в отличие от женщины»). Факторному анализу подвергаются заданные образы биполярных и униполярных шкал, образованных «личностными» прилагательными и описательными характеристиками.

В правом и левом (крайних) столбцах бланка содержатся полярные, полюсные качества. Образ «Женщина в отличие от мужчины» («Мужчина в отличие от женщины») исследуется таком варианте как: следует отметить процент несходства. Знак несходства значения здесь не имеет (к примеру, женщины намного обаятельнее, чем мужчины, примерно на 20 %, что отмечается в соответствующей в графе).

Для того чтобы оценить мужские и женские образы рекомендуются различные виды опросников.

Вероятно, что на некие ответы шкалы ответы возможно будут проективными.

1. К примеру, на нынешний момент для шкалы 40 («верная жена») реципиенты при оценке образа «Я» определенно могут оценить себя по минимальному проценту, к тому же убеждены, что когда-нибудь, при случае, они бы решились на любовные отношения, в таком случае можно отметить процент вероятности этой связи. В настоящий момент, если испытуемые не состоят в браке, но считают возможным запланировать свою будущую семейную жизнь, таким образом, они могут ответить проективно. Таким же образом – в отношении шкалы 27 («имеет домашних животных»). Однако, если ответ наводит сомнение, то сведения шкалы лучше опустить и при расчете их не рассматривать.

2. Шкала 34 («хорошо зарабатывает») в наибольшей степени может быть оценена студентами заочного отделения, поскольку студенты дневного отделения, очевидно, лишь «подрабатывают» или же вовсе не работают. В этом случае при подсчете шкалу можно пропустить, но обязательно учесть. У немногих студентов расчет вызывает сложности (наличие формулы, расчет средних показателей и проч.).

В ходе обработки анализа на начальном этапе мы предоставили ряд факторов: оценки (общей привлекательности);силы личности; эмоциональности; социального статуса; зависимости; эмпатийности; современности; фемининности традиционно «женских» качеств); маскулинности (традиционно «мужских» качеств); андрогинности (традиционно нейтральных качеств).

По отдельному фактору рассчитали средний показатель.

  1. Фактор оценки (общей привлекательности) содержит в себе шкалы: 1,2,3,4,5,6,7,8.
  2. Фактор силы личности: 9, 10, 11,12, 13,14, 15.
  3. Фактор эмоциональности: 17, 26, 28, 29, 37.
  4. Фактор социального статуса: 12, 31, 32, 33, 34.
  5. Фактор зависимости: 16, 18, 20, 21, 24.
  6. Фактор эмпатийности: 7, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 30.
  7. Фактор современности: 9, 11, 12,31,32,33,43,44,45.
  8. Фактор фемининности («традиционно женских качеств»): 22, 23, 24, 26, 40,41, а также 19 и 28 для оценки женских образов.
  9. Фактор маскулинности («традиционно мужских качеств»): 12, 14, 32,34,43,44, 45, а также 19 и 28 для оценки мужских образов.
  10.  Фактор андрогинности («гендерно-нейтральных качеств»): 2,7,8, 35,36, 37,38,39.

Результаты данных в ходе исследования были занесены в сводные таблицы для юношей и девушек.

Результаты данной таблицы обработали с помощью программ Мicrosoft Exel и SPSS 2.0, откуда извлекли среднее значение по каждому фактору у юношей и девушек. Данные занесены в таблицу 1.

Таблица 1 – Результаты исследования

Факторы

Юноши

Девушки

Балльные оценки степени различий

Оценка общей привлекательности

 65,3

63,3

 2

Силы личности

 71,5

 57,4

 14,1

Эмоциональности

 58,6

 61,6

 3

Социального статуса

 75,1

 63,4

 11,7

Зависимости

 49,2

 54,8

 5,6

Эмпатийности

 60,5

 61,8

 1,3

Современности

 76,1

 63,1

 13

Фемининности

 46,9

 65,7

 18,8

Маскулинности

 97,7

 64,8

 32,9

Андрогинности

 69,2

 67,6

 1,6

 

В ходе сравнений можно сделать выводы о стереотипности взглядов испытуемых.

Оценка общей привлекательности у юношей (65,3), у девушек (63,3). Степень различия в балльных оценках (2) невелика. Следовательно, юноши и девушки оценивают выше, чем противоположный, это и указывает на некую конкурентность в гендерных отношениях.

Силы личности у юношей (71,5), у девушек (57,4). Степень различия в балльных оценках (14,1) достаточно высокая. Следует отметить, что гендерный стереотип вырисовывается ярко выражено. В данный фактор входили качества такие как: уверенность, смелость, свободность, сильная личность. Такие качества следует относить чаще мужчинам, нежели женщинам.

Оценка эмоциональности у юношей (58,6), у девушек (61,6). Степень различия в балльных оценках (3) невелика. Следовательно, юноши и девушки могут открыто проявлять свои чувства и эмоции, которые считаются главным фактором психического здоровья человека. Оба представителя своего пола не ощущают сложностей при общении с противоположным полом.

Фактор социального статуса у юношей (75,1), у девушек (63,4). Степень различия в балльных оценках (11,7) высокая. Следовательно, для юношей присуще социальная мобильность, реализация и конструирование жизненных планов на будущее. Большое значение имеет круг интересов, материальное благосостояние, положение в обществе.

Фактор зависимости у юношей (49,2), у девушек (54,8). Степень различия в балльных оценках (5,6) средняя, говорит о том, что юноши готовы считать себя независимыми больше, чем девушки. В возрасте (19-22 года) юноши и девушки устанавливают взаимоотношения, построенные на взаимопонимании, привязанности и уважении, но вольные от эмоциональной зависимости.

Проявление эмпатии у юношей (60,5), у девушек (61,8). Степень различия в балльных оценках (1,3) невелика. Это говорит о том, что оба представителя своего пола владеют убедительной способностью эмоционально отзываться на переживания другого, будь то человек или животное. Сентиментальны к чувствам других людей, умеют безошибочно распознать эмоциональное состояние окружающих, и в большинстве случаев совершают адекватные ситуации эмпатические действия и поступки. Но бывают случаи, когда вероятно бездействие.

Фактор современности у юношей (76,1), у девушек (63,1). Степень различия в бальных оценках (13). В данном факторе существует критерий оценки внешности, сексуальности. В таком возрасте внешность играет значительную роль, она поднимает уверенность и статус юноши в глазах окружающих, вызывая у них Внешность для данного возраста поднимает уверенность и статус юноши в глазах окружающих, вызывая у них соответственные чувства и ожидания.

Фактор фемининности у юношей (46,9), у девушек (65,7). Степень различия в бальных оценках (18,8) высокая. Фемининные характеристики –личностные черты, традиционно относящие образу женщины (я – заботливая, нежная, мечтательная, зависимая, чувствительная). Фактор фемининности передает довольно традиционные взгляды на женщину, поэтому высокие показатели говорят о крайне традиционной оценке исследуемых образов. Следует отметить, в данном случае оценка фактора фемининности у юношей невысокая, это и доказывает исследование следующего фактора.

Фактор маскулинности у юношей (97,7), у девушек (64,8). Степень различия в бальных оценках (32,9) высокая. Маскулинные характеристики – личностные черты, относящие образу мужчины (я – сильный, смелый, целеустремленный, самостоятельный, независимый, агрессивный). Юношам такой выборки свойственна высокая самооценка в сфере спортивных достижений и собственной внешности – физическое Я.

Фактор андрогинности у юношей (69,2), у девушек (67,6). Степень различия в бальных оценках (1,6) невысокая. Исходя из этого, можно сделать вывод, что оба представителя своего пола оценивают себя как личности, в которых на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов.

Необходимо направить свое внимание на незначительную разницу в показателях у девушек фактор фемининности превышает фактор маскулинности всего на (0,9); фактор андрогинности превышает фактор фемининности на (1,9); фактор андрогинности превышает фактор маскулинности на (2,8). Следовательно, можно утверждать, что у девушек мужественность и женственность не противопоставлены друг другу, девушки относятся к андрогинному типу, содержащие черты одного и другого пола наиболее адаптированными к жизни.

Для определения различий по преобладанию изучаемых факторов использовался U-критерий Манна-Уитни, результаты статистического анализа приведены в таблице (приложение 4).

По результатам таблицы, различие между выборками юношей и девушек гендерных стереотипов в этом исследовании высокозначимо, потому как значение Критерия Манна-Уитни по факторам где (p<0,05):

Фактор силы личности (U= 76,5; p 0,019173);

Фактор социального статуса (U= 80,5; p 0,027498);

Фактор современности (U= 78,5; p 0,023010);

Фактор фемининности (U= 34; p 0,000141);

Фактор маскулинности(U= 21; p 0,000021).

Подводя итог, следует отметить, что факторы фемининности передают традиционные взгляды на женщину, потому-то высокие показатели по этой группе несут традиционную оценку исследуемых образов, высокие значение по факторам силы личности, социального статуса, современности, маскулинности говорят о довольно традиционном взгляде на исследуемые образы мужчин. Факторы общей привлекательности и андрогинности гендерно-нейтрально. Следует отметить, мужественность и женственность у девушек не противопоставлены друг другу, девушки принадлежат к андрогинному типу, которые имеют черты обоих полов наиболее адаптированных к жизни.

Выдвинутая нами гипотеза о том, что подтвердились несоответствия в стереотипах между юношами и девушками.

Для изучения стереотипов семейной жизни у современной молодежи был создан опросник, включающий в себя 28 распространенных суждений о семейной жизни. Следует отметить, что эти суждения являются народными поговорками о семье. Не оспаривая их ценность необходимо все же отметить, что понимание данных суждений у разных людей может быть неоднозначным и содержать в себе как конструктивные, так и деструктивные представления о семейной жизни. Здесь важным является осмысление каждого суждения, что предстояло сделать в дальнейшем.

В результате были получены следующие данные. (Суждения представлены в порядке убывания по критерию выбора. Число указывает на количество выборов в процентах).

Стерпится – слюбится (70 %);

Кольцо на палец – хомут на шею (65 %);

Муж должен содержать жену (60 %);

Родители берегут дочь до венца, а муж до конца (68 %);

Дом держится не красавицей, а умницей (67 %);

Просим тещу и свекровь, молодым не портить кровь (67 %);

Для скрепления брачных уз, нужен пухлый карапуз (64 %);

Красота до венца, ум до конца (65 %);

Законный брак – любви, согласия знак (64 %);

В семье жена- шея, а муж- голова: куда хочу, туда верчу (60 %);

Каждый человек, должен состоять в браке (60 %);

Где любовь там и совет (60 %);

Удел жены – кухня, дети, платья (60 %);

Дети повторяют судьбу своих родителей (60 %);

Жена должна во всем подчиняться мужу (55 %)

В браке муж должен любить, а жена позволять любить (54 %);

Муж и жена – одна сатана (53 %);

Путь к сердцу мужа лежит, через его желудок (51 %);

Дети должны во всем слушаться родителей (51 %);

Бьет – значит любит (43 %);

Женщина – хранительница очага (42 %);

Замуж выходи – в оба гляди (30 %);

Носи жену на руках, пока не села на шею (29 %);

В семье все поровну: жене шубу, мужу галстук (28 %);

Взял жену - забудь тишину (21 %);

Муж должен быть старше жены (14 %);

Где любовь да совет – там горя нет (8 %);

Детей должно быть много (5 %).

Далее данные поговорки о семейной жизни легли в основу семинара- тренинга для молодежи, нацеленного на преодоление стереотипов семейной жизни.

Коротко представлю психологический анализ некоторых, наиболее неоднозначных утверждений о семейной жизни.

Наиболее распространенным стереотипом явился «стерпится – слюбится», на него указали 70% студентов (70 % девушек и 30 % юношей). Это можно объяснить тем, что в последнее время участились браки, заключаемые по расчету. Нередко в этом случае также заключаются браки с большой разницей в возрасте супругов. Молодые люди, заключая такие браки, надеются на быстрое материальное благополучие, приобретенное не за счет своих усилий, своих способностей и возможностей, а за счет другого человека. Опасность здесь в том, что зачастую изначально не равноправные отношения супругов и отсутствие любви у одного или обоих партнеров затрудняют развитие семьи или делают ее дисфункциональной. Но подобные браки все, же бывают удачными, если у супругов присутствует сильная мотивация на сохранение семейных отношений. Нередко таким бракам в дальнейшем сопутствует любовь, основанная на взаимном уважении и прочной материальной базе.

Вторым популярным стереотипом является «кольцо на палец – хомут на шею», его выбрали 65% студентов (82 % юношей и 12 % девушек). Популярность этого стереотипа свидетельствует о психологической незрелости молодых людей и девушек к созданию стабильных семейных отношений, боязни вступления в брак и представления о нем как о «хомуте», ограничивающем свободу и независимость. В счастливых и благополучных семьях объективное ограничение своей свободы супругами субъективно воспринимается как ее расширение, т.к. создавая свою семью, молодые люди уходят (хотя иногда только формально) из-под контроля родителей и приобретая в обществе статус женатого (замужней) человека получают право самостоятельно строить свою жизнь. Таким образом, представление о браке и семье как ограничении своей свободы является необоснованным и свидетельствует об искаженном представлении, о семейной жизни, имеющем в своей основе разные причины. У некоторых в процессе взросления такой взгляд на брак и семью изменяется, и они благополучно создают свою семью, у других же, особенно если подобный стереотип сложился в результате проживания в родительской семье или же является отражение личностных проблем, подобный взгляд на стабильные отношения сохраняется и требует психологической коррекции.

Представление о том, что «для скрепления брачных уз, нужен пухлый карапуз» поддержали 64 % опрашиваемых (83 % девушек и 17 % юношей). В психологической науке проводились исследования на эту тему, и был сделан однозначный вывод о том, что это не так. Дети являются как положительным, так и отрицательным стабилизатором семьи. Ребенок может, как дополнительно сплачивать и без того крепкую и счастливую семью, так и объединять супругов, которые не ладят между собой. Но при этом дети не влияют на умение родителей договариваться между собой, слушать и понимать друг друга и т.д. Главное между супругами – это любить друг друга и научиться взаимодействовать между собой так, чтобы эти отношения удовлетворяли обоих. Ребенок в этом случае будет еще одним источником радости для родителей и наполнит мощным смыслом их отношения. Если же этого нет, то в большинстве случаев, дети только усиливают разногласия. Вариант, когда семья создается из-за беременности женщины, считается фактором риска для дальнейшего ее развития, т.к. этап адаптации супругов к семейной жизни форсируется, и молодые супруги сразу переходят на другую ступень развития семьи, требующую от них уже сформированного умения общаться, решать конфликты, договариваться, поддерживать друг друга.

В результате опроса 60% студентов отметили стереотип «муж должен содержать жену» (70 % девушек и 30 % юношей). До революции в мещанском и дворянском сословиях понятие «содержание жены» включало полное материальное обеспечение семьи, т.е. содержание дома, прислуги, выезда (конюшня, лошади, кучер), гувернантки, учителей, няньки для детей, приданое для дочерей и возможность обучения сыновей и т.д. Во времена советской власти это понятие было по существу аннулировано, в лучшем случае муж приносил зарплату, которая обеспечивала только лишь существование жены и одного, двоих детей. Как правило, в семье работали и муж, и жена, обеспечивая тем сносное существование семьи. Таким образом, как правило, содержание семьи было делом совместным. В современном обществе обеспеченные люди могут позволить жене достойное проживание, хотя бы в течение времени воспитания детей. Вопрос о том, нужно ли женщине работать в настоящее время приобрел актуальность и в каждом конкретном случае он решается индивидуально. Основной здесь является идея о том, что в процессе жизни человек должен развиваться, самореализовываться, находить себя и свой жизненный путь. Но, к сожалению, среди современной молодежи часто бытует мнение о том, что главное в жизни – это иметь материальный достаток и жить в свое удовольствие. Конечно же, это не может мешать приобретению психологической зрелости, но вместе с этим «взросления» может и не произойти, если человек ориентируется, лишь на получение материального блага. Таким образом, данное суждение о семейной жизни нуждается в психологическом анализе и прояснении понимания его содержания у молодежи.

Утверждение «удел жены – кухня, дети, платья» говорит о том, что женщина должна находиться дома и выполнять хозяйственно-бытовую функцию семьи. С этим согласны 60% опрошенных (79 % юношей и 21 % девушек). Но, современная женщина зачастую стремится не ограничивать себя домашними заботами, а реализовать себя в трудовой, политической, научной, творческой деятельности. Здесь становится важным вопрос о том, устраивает ли женщину такая позиция мужа и готова ли она отойти на «второй» план, чтобы сделать более комфортной (в бытовом отношении) жизнь своих близких. В период, когда дети маленькие, большинство российских семей живут именно таким образом, распределяя семейные обязанности, но и в этом случае необходимо прислушиваться к мнению женщины о своем положении в семье. Основной критерий, на который следует ориентироваться – это удовлетворенность членов семьи своим положением в ней. Если женщина согласна заниматься только «кухней, детьми и платьями», то это ее выбор, хотя и здесь существует та же опасность, о которой говорилось выше.

55 % студентов отметили, что согласны с утверждением «жена должна во всем подчиняться мужу». Подавляющее большинство тех, кто указал на это – молодые люди, но и некоторые девушки считают также (88 % – молодые люди и 12 % – девушки). Такое распределение ролей популярно в тех семьях, где муж полностью содержит семью, и является лидером. Также данное положение может наблюдаться в семьях, где отношения между супругами более напоминают детско-родительские отношения, чем супружеские. Еще один вариант – это личностные проблемы одного из супругов, чаще мужчины, требующего беспрекословного подчинения. Как правило, такие семьи являются дисфункциональными и со временем нередко распадаются. Но, если это устраивает обоих партнеров, то в этом нет ничего плохого. Главное здесь выяснить – зачем такое распределение ролей нужно супругам и не мешает ли оно благоприятному развитию, как семьи, так и самих супругов.

Мнение о том, что «в семье жена – шея, а муж – голова: куда хочу, туда верчу» поддержали 60% студентов (99 % девушек и 1 % юношей). Данное утверждение – это претензия на роль хитрой, мудрой женщины, которая умело, управляет своим мужчиной. Такое распределение ролей может быть традиционным для семей, где более мягкий муж и более жесткая жена. Если же говорить о классических семьях, где муж психологически является мужчиной, а жена – женщиной то следует отметить следующее. В «хороших» семьях лидерство является «плавающим» и в каждый момент жизни ответственность за принятие решения берет на себя тот, кто более компетентен в данном вопросе. Здесь необходимо ответить на вопрос о том, зачем мне нужно кем-то «вертеть». Супружеские отношения предполагают согласованность действий, возможность быть услышанным, уважение. Все это теряет свой смысл, если один из партнеров хочет управлять другим. Возможно, что девушки опасаются того, что в семье муж не будет прислушиваться к их мнению (хотя это может быть оправданным, если девушка ведет себя инфантильно) и таким образом решают заранее повернуть ситуацию в свою пользу. Таким образом, более важным является вопрос о том, как общаются супруги, умеют ли они слушать друг друга, чем стремление руководить кем-то во имя своих интересов.

Предположение «в браке муж должен любить, а жена позволять любить» привлекло внимание 54% студентов (100 % девушек). Если говорить формально, то со стороны девушек не предполагается взаимной любви в браке, и подразумевается возможность потребительского отношения к супругу. Но, если проанализировать данное утверждение с психологической точки зрения, то можно предположить, что это, скорее всего, говорит о страхе эмоционально привязаться к человеку и не получить равноценного отношения к себе, стать эмоционально зависимой. Подобный страх формируется еще в детстве, когда родители не удовлетворяют потребность ребенка в безопасности, внимании, эмоциональном общении (теория Дж. Боулби и М. Эйнсворт). С другой стороны, подобное желание может говорить о плохом понимании себя и всей предстоящей ситуации, т.к. девушки соглашаются жить с нелюбимым человеком и предполагают, что будут чувствовать себя комфортно в подобной ситуации.

Стереотип «бьет – значит любит» известен на Руси с давних времен и является символом неравенства полов и угнетения женщин. Вместе с этим 43 % студентов выбрали его как одно из представлений о семейных отношениях (80 % юношей и 20 % девушек).

Данное утверждение является оправданием агрессии партнера и опасность состоит в том, что многие люди при этом верят, что такое больше не повторится, обидчик изменится, и будет проявлять свою «любовь» по-другому.

Конечно, такой вариант возможен, но при условии, что партнер сам осознает деструктивность своих действий и захочет измениться к лучшему. Но если девушка оправдывает его, то вероятность изменений становится очень низка и агрессия может даже прогрессировать. Ударить – это показать свою слабость, отсутствие умения выразить накопившиеся чувства по другому, отсутствие уважения к партнеру. Отношение к физическому насилию должно быть однозначным и твердым.

Семья - это средоточие духовности, любви, гармонии, прочная опора человека, его надежда и защита. Семья придает жизни человеку смысл, вызывает у него в душе лучшие, высокие чувства. Человек готов жертвовать жизнью, но не семьёй [3].

Всякое определение семьи будет неполным, если рассматривать с точки зрения любой науки. Действительно, семья показывает систему отношений между супругами, родителями и детьми, которая исторически основана на браке или кровном родстве.

Самый древний социальный институт – это семья. Семья образовалась намного раньше религии, армии, рынка, государства, образования. Ещё Платон отдавал индивидуальное, важнейшее отношение семье и браку, он принимал их «исходной общественной ячейкой государства».