Еще с древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили...». С наступлением XXI века во всем мире эта проблема стоит особенно остро и объясняется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях. Трудно пройти мимо беспризорного, голодного ребенка. Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем самым генофонд нации? Для нашей страны проблема защиты прав ребенка имеет особую актуальность.
Существует множество примеров, когда родители, сами стоящие на пагубном пути, попросту издеваются над своими детьми, что приводит к травмам, увечьям и даже гибели несовершеннолетних.
Данная проблема носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы по данной проблеме. При решении этого вопроса вытекает немало противоречий, одно из которых это высокая значимость и недостаточная практическая разработанность «защиты прав ребенка дошкольного возраста».
Сложность заключается, прежде всего, в абстрактности самого понятия «право», которое ребенку дошкольного возраста трудно осознать. Несмотря на то, что это очень серьезный и сложный вопрос, мы считаем возможным и необходимым знакомить детей с Конвенцией о правах ребенка уже в дошкольном возрасте, используя в своей работе специфические методы и приемы. Для знакомства с правами ребенка помогут хорошо знакомые произведения, среди которых могут быть изображены сказочные, антропоморфные животные (а не люди или их дети), которые соблюдают (а не нарушают!) права своих детенышей.
Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы, главная цель которой — дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о Международном документе по защите прав ребенка. Работа по данной теме предусматривает взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества. Специфика ее предполагает четкое реагирование на изменение социальной ситуации в современном мире, варьирование, интеграцию и постоянное совершенствование.
В нашей стране в системе дошкольного образования сделаны лишь первые шаги в этом направлении. Среди авторов, занимающихся изучением данного вопроса наиболее популярны С. Шабельник и С. Усачев. Они предлагают свою форму работы по ознакомлению дошкольников с правами ребенка на основании своего опыта.
Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. "Проблемные" родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это - унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите.
Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны подтвердить ваши опасения?
В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.
На жалобы по поводу поведения сын: (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально.
Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.
Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком?
Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду.
В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:
ваше предположение подтверждается (не подтверждается);
решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.
Особого внимания требуют семьи, в которых существует "установка на агрессию". Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.
Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что нарушают права ребенка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказания в детстве применялись по отношению к ним самим.
Таким образом, задача педагогов и психологов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка.
На сегодняшний день проблема домашнего насилия стоит особенно остро. Приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми, и особую тревогу за маленьких граждан испытывают работники ДОУ, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих питомцев.
Для реализации создания системы работы по защите прав ребенка в ДОО рекомендуются следующие мероприятия:
• разработка системы планирования;
• обеспечение научно-методического сопровождения этого направления;
• подготовка дидактического материала;
• определение содержания работы;
• создание формы ее организации на уровне всех участников образовательного процесса.
Реализация положений Конвенции лучше всего начать с диагностики, выявления различных аспектов проблемы путем анкетирования, тестирования и др.
Проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер, однако ясно одно: ее невозможно решить только на уровне ДОО, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, педагогов, психологов.
Были определены следующие формы их взаимодействия:
• сюжетно-ролевые игры;
• конкурсы;
• инсценировки;
• встречи с интересными людьми ("беседа у камина");
• дискуссии (цикл мероприятий дискуссионного зала).
Отвечая на вопрос, на что же ребенок имеет право, следует обратиться к нормативно-правовой базе: это "Всеобщая декларация прав человека", "Конвенция о правах ребенка", принятые ООН основополагающие документы, признанные мировым сообществом.
Конвенция - провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права. Но реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, каждым человеком необходимости устранения из нашего сознания, нашей психологии непризнания ребенка самостоятельной личностью, имеющей свои права и обязанности.
Задача работников дошкольных образовательных учреждений - донести до сознания детей в доступной форме "Конвенцию о правах ребенка". Невольно возникает вопрос «Как это сделать?»
Для начала необходимо определиться с задачами, которые педагог ставит при знакомстве дошкольников с правами ребенка
• Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
• Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).
• Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).
• Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
• Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
Главными путями реализации задач являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий в Солнечный город с Незнайкой, в Изумрудный город с Элли; КВН "Неразлучные друзья - взрослые и дети"; традиционные праздники - концерты "Бабушка любимая моя", "Вместе дружная семья"; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Вся запланированная работа сообщает детям знания, вызывает оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствует развитию социальных эмоций, чувств.
Дети часто не знают своих прав. Но знают ли родители о правах своих детей? Проводя параллельно работу с детьми и родителями, я провела анкетирование «Знаете ли вы права ребенка?», которое позволило выявить отношение родителей к нарушению прав ребенка, их юридическую и психолого – педагогическую грамотность и компетентность.
Вот результаты первого опроса родителей нашей группы.
На вопрос «Есть ли в вашей семье Семейный кодекс?» 15 человек из 19 дали отрицательный ответ.
На вопрос «Где ваш ребенок может узнать о своих правах?»14 родителей полагают, что только в школе. Некоторые полагают, что дома. Более половины родителей не уверены, что их ребенок обладает необходимой информацией. Специальную литературу в качестве источника информации используют не все родители. Восполнить этот пробел помогает постоянно обновляющийся родительский уголок. Темы консультаций разные:
«Защита прав и достоинства маленького человека»;
«Влияние родительских установок на развитие детей»;
«Родительская любовь» и т.д.
У каждого родителя есть свое мнение о проблемах воспитания. Вопросы, проблемы, несогласия, возникающие в процессе работы, мы обсуждаем на родительских собраниях. Здесь мы подчеркиваем то, как важно оберегать психическое состояние детей и поэтому каждое наказание (если оно необходимо) должно быть пояснено ребенку. Родители должны четко понимать то, что наказание не должно нарушать прав ребенка. Взрослый уважает права и свободы, устраняет причины незнаний, неумений и неправильного поведения, не нанося ущерба детскому достоинству (порицается не ребенок, а его действия).
Отрадно, что согласно нашему опросу, почти все родители всегда признают свою неправоту перед ребенком. Однако большинство родителей считают, что правоспособность ребенка (наравне с родителями) начинается в 18 лет. Это является заблуждением.
Проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер. Её невозможно решить только на уровне детского сада. Очень важно привлекать к этой работе и родителей. С этой целью я использую такие формы работы, как:
-совместные мероприятия воспитателей и родителей: родительские собрания, консультации, беседы индивидуальные и групповые;
-совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: утренники, праздники, концерты, спортивные соревнования, выпуск газет, выставки совместного творчества, изготовление костюмов и атрибутов.
Очень важным считаю привлечение родителей к нашим занятиям с детьми. Например, к занятию, посвященному теме «Ты и твоё имя», детям и их родителям было дано задание составить короткий рассказ «Почему мне дали такое имя, и в каком документе оно записано». При изучении темы «Я и моя семья», родители совместно с детьми занимались подбором фотографий ближайших родственников, рисовали свою семью. Несколько семей представили семейные альбомы. К таким творческим заданиям, как сочинения по темам «Мой ребенок и его индивидуальные особенности», «Домашние обязанности моего ребенка», родители отнеслись с ответственностью. «Герб семьи» и «Генеалогическое древо», представленные каждой семьей на выставку, показали творческий подход и интерес родителей к правовому воспитанию детей.
Я считаю, что вся работа с родителями, неважно в какой она форме проводится, должна способствовать повышению их правовой культуры и обеспечению защиты прав детей.
Что касается детей, нужно сказать, что правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками, установками. Она предполагает умение и готовность личности решить жизненные проблемы, жить среди людей, умение общаться с ними, находить общие решения в конфликтных ситуациях, умение сотрудничать. Говоря о своей работе, хочу подчеркнуть, что главным показателем достигнутых результатов может служить атмосфера дружелюбия и взаимоуважения в группе, дети стали более доброжелательны, умеют выслушать друг друга. Ребята стали вежливее, между ними больше понимания и сочувствия, меньше конфликтов, раздоров, обид.