Полный текст статьи
Печать

Механизмом гендерного воспитания детей дошкольного возраста выступают личностно-ориентированные технологии: средства,  методы, формы.

Средства охватывают народные игры, сказки, пословицы, поговорки, колыбельные песни и т.д. В совокупности они способствуют овладению полоролевым опытом, ценностями, смыслом, способом поведения. Иными словами, обуславливают развитие нравственно-волевых качеств, которые характерны как для мальчиков, так и для девочек.

Методами выступают познавательно-развивающие этические беседы, специально организованные  проблемные ситуации,  игровые  и реальные диалоги,  театральные, имитационные, сюжетно – ролевые игры, драматизации,  сюжетно-образные, символические,  моделирующие жизненно значимые ситуации,  схемы, состязательные игры,  конкурсы, турниры-викторины.

Форма организации - деятельность игровая, интеллектуально-познавательная, рефлексивная, экспериментальная, проблемно-поисковая и др. Целостный процесс полоролевого  воспитания представляет собой систему, которая выстроена согласно определенной логике.

Гендерный подход в  воспитании детей дошкольного возраста мы применяем в течение  двух лет, начиная со средней группы МБДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад №23».

Наша работа началась с создания в группе развивающей предметно-пространственной среды. Развивающая предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п), но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка. В оформлении группы использовали простейшие маркеры  гендерных  различий.  В туалетной комнате на дверках туалета разместили рисунки мальчика и девочки, указывающие на то, кому каким туалетом пользоваться, то же самое сделали и над раковинами.  В игровой зоне  используются метки для мальчиков и девочек. В группах для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство, где игрушки подобраны с учетом полового признака, но и также организованы места для совместной деятельности. Совместная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре. Гендерный подход находит свое отражение в нашей группе при организации различных видов трудовой деятельности.

Оформлены «гендерный уголок» и уголки для мальчиков и девочек.

Уголок «гендерного воспитания» содержит куклы девочку и мальчика, соответствующую одежду для них, собраны картинки с изображением поведения характерного для мальчиков и девочек, созданы картотеки игр «гендерной» направленности, атрибуты для игр девочек и мальчиков.

Для обогащения детей знаниями, проводим беседы с использованием иллюстраций, художественной литературы, продумываем проблемные ситуации с этическим содержанием. Очень интересно проходили дидактические игры: «Кто, чем любит заниматься?», «Что кому?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой, потому, что…», «Кем быть?», «Одень мальчика, одень девочку».

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями.   В группе были созданы условия для игр «Военные», «Моряки», «Шоферы», «Строители» и т.д. Для девочек  оборудован «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаем преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские. Мальчики совместно с девочками с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры «Семья»,  «Дочки-матери», «Школа», «Больница», «Магазин», «Ожидаем гостей».

Народные игры носят опережающий характер в плане проигрывании самых разнообразных сторон жизни. В  их подборе    нам помогал музыкальный руководитель.  Использую игры  «Во - кузнице», «Посмотрите-ка, у нас-то в мастерской», «В тёмном лесе», «Царевна-королевна», «Было у матушки двенадцать дочерей», «В хороводе были мы!», «Золотые ворота», «Ласточки и ястребы».

Конструктивная деятельность одно из любимых занятий, как мальчиков, так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки. В группе много разнообразных конструкторов, а в старшей группе были приобретены конструкторы с мелкими деталями. Для девочек  приобретено много различных мозаик.

Внедрение гендерных технологий в группе происходит  посредством народных игр, сказок, пословиц, поговорок, материнского фольклора.

Сказки – сильное средство воспитания любви к  ближнему. В них отражены не только требования народной морали, но ещё даны образцы нравственного поведения.  Доступны и близки детям старшего возраста  русские  народные    сказки «Крошечка – Хаврошечка»,  «Морозко»,  «Рукодельница     и    Ленивица», «Сестрица Алёнушка  и  братец Иванушка», « Иван – царевич», «Царевна – лягушка»,   «Кощей   бессмертный», «Финист – ясный   сокол», «Каша    из топора», «Илья  Муромец» и д.р.   Мальчиков  и девочек  сказки  учат послушанию, любви к земле родной, народу,  учат почитать родителей, быть добрым, справедливым.

Пословицы и поговорки – это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Используются в течение всего дня. Создана картотека пословиц и поговорок.

Охотно использую в образовательном процессе игровое моделирование и прогнозирование ситуаций. Прогнозирование  заключается в том, что  детям предлагаются ситуации, в которых необходимо спрогнозировать свои действия. Используется метод   проблемной ситуации   «Прежде чем что – то делать, подумай:  кто ты – мальчик или девочка?  Как необходимо вести себя мальчику (девочке),  чтобы не случилось неприятностей?»

Например:  Таня и Катя не поделили коляску.

- Что может произойти, если никто не уступит?

- Как исправить такое положение?

Моделирование – каждая ситуация включает проблему и ряд действий, где ребёнку предоставляется право выбора.

Например:    У Кристины день рождения. Ты:   - даришь ей свой рисунок;

- поздравляешь её;

- не обращаешь внимания;

В своей работе активно пользуемся информационно – коммуникативными технологиями. Самостоятельно разрабатываем и создаем электронные игры для детей. Серия электронных игр гендерной направленности развивает умение детей различать детей разного пола по определенным признакам; развивать связную речь, внимание, логическое мышление; воспитывает чувство удовлетворения от правильных вариантов ответов.

Познавательная электронная игра является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить и индивидуализировать процесс развития и обучения детей. Внедрение  дидактических игр с применением цифровых образовательных ресурсов в образовательную деятельность, даёт возможность повысить не только уровень познавательного интереса, но и уровень познавательной активности и самостоятельности мышления. Данные  игры становятся средством для обучения важным аспектам коммуникации, необходимой для совместной деятельности ребенка с педагогом и его сверстниками.

Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляем дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. На таких занятиях используем следующие методические приёмы для учёта половых особенностей дошкольников:

 • Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики работают на канате или отжимаются, а девочки с лентами, обручем);

• Различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, а девочки -5);

• Различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке - девочкам);

• Распределение  ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-пчёлки);

• Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно,  что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как)

• Акцентирование  внимания детей на мужские и женские виды спорта.

В нашей группе ведётся работа по оснащению спортивных уголков в группах в соответствии с потребностями мальчиков и девочек, стараемся максимально учесть их интересы.

Музыка – одно из средств формирования  полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально-ритмических движениях используем дифференцированный подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, (наездники, бравые солдаты), у девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами).

Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле. Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки поговорки, народные игры). Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используем при театрализации.

Организацию познавательной деятельности, используя по преимуществу: зрительные стимулы для мальчиков и слуховые - для девочек; более подробное объяснение творческих заданий для девочек и указание лишь принципа их выполнения для мальчиков; развитие пространственных умений девочек, активизация их работы с конструкторами в совместной с мальчиками деятельности.

В продуктивной деятельности тоже осуществляется  гендерный аспект. Наши дети и в средней и в старшей группе рисуют свою семью, по этим рисункам можно определить, кто в семье – главный. Какие роли в семье у мамы и у папы. Также дети рисовали портреты своих мам. На все праздники дети изготавливают подарки для мам, пап, бабушек и дедушек. Очень дети любят аппликацию, девочки  любят вырезать цветы, а мальчики – кораблики.

Для реализации задач по гендерному воспитанию детей разработано тематическое планирование по разделам:

1.«Мужчина и женщина - какие они? »

Цели: сформировать представления о роли и занятости мужчин и женщин в семье, об их взаимоотношениях; рассказать о мужских и женских профессиях, о характерных чертах характера.

2. «Я – мальчик, будущий мужчина.

Я – девочка, будущая женщина».

Цели: сформировать предпосылки мужественности и женственности, правильное понимание будущих женских и мужских ролей.

3. «Маленькие рыцари и маленькие принцессы».

Цели: способствовать представлению о различиях между мальчиками и девочками - как во внешнем облике, так ив характере и поведении; воспитывать культуру общения.

Методами и приемами формирования гендерных представлений у дошкольников являются: беседы (тематические о семье, о профессиях-мужских и женских; с мальчиками, с девочками, по художественной литературе); игры (словесные: «Пожелания», «Вежливые слова»; дидактические: «Профессии. Ассоциации», «Веселый гараж», «Собери чемодан», «Половинка к половинке»; подвижные: «Сороконожка», «Карусель»; игры-упражнения: «Схемы-действия», «Кто живет в твоем сердце?»; сюжетно-ролевые: «Поликлиника», «Семья», «Кафе»); организация совместной деятельности (познавательная деятельность, коммуникация, физическая культура, художественное творчество, музыка, праздники и развлечения).

В рамках проектной деятельности был реализован познавательно-творческий проект: «Мальчики и девочки, мы разные, но мы похожи». Цель проекта – создание условий для естественного развития детей дошкольного возраста в ДОО и в семье с учетом гендерных представлений. Итогами реализации проекта стал музыкальный праздник «Девчата да хлопцы, казаки да казачки…», творческие работы детей «Папин портрет» и «Портрет моей мамы», «Букет для мамочки», фотовыставка.

Уделяется внимание работе родителям по данному вопросу: Создан информационный уголок по гендерному воспитанию, куда выставляются методические рекомендации «Мальчики и девочки», папки-передвижки «Будущая женщина, или как правильно воспитывать девочку» и «Будущий мужчина, или как правильно воспитывать мальчика», советы родителям «Как воспитывать сына и дочку», «Детские игры – дело серьезное».

Проводятся совместные мероприятия с родителями, праздники «День семьи, любви и верности», «А ну-ка мамы!», «Мама, папа, я – дружная семья», презентации проектов «Герои былых времен». Главное цель всех мероприятий совместной деятельности – дать родителям знания воспитания их собственного ребенка, заинтересовать проблемами гендерного воспитания, стимулировать пересмотру своей воспитательной позиции.

Для определения результативности работы проводилась диагностика уровня знаний и представлений по всем задачам гендерного развития детей, которая показала, что уровень развития девочек выше, чем мальчиков. У детей расширился кругозор, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины; выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными к мальчикам.

Основываясь на результатах нашей практической деятельности по использованию гендерного подхода в воспитании и развитии детей 5-7 лет, можно сделать вывод, что данная проблема решается не только на специально организованной деятельности, но и в повседневной жизни, и зависит от методов, средств и приемов воздействия на детей. Повышение уровня знаний детей об адекватной полу модели поведения возможно, если используется системный подход, применяются секционные и кружковые формы работы, различные инновационные методы и приемы. Используя новые технологии в организации работы по полоролевому воспитанию старших дошкольников, можно добиться положительных результатов.

Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. Специфика процесса гендерной социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация полоролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов. Работа по полоролевому воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.

Организация жизни детей в детском саду с учетом гендерных различий очень заинтересовала детей. Они с большим    удовольствием    включались в  разные виды деятельности, принимали на себя соответствующие роли.

В результате проведённой работы у детей расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявление внимания, вежливости по отношению друг к другу.

Шире стали представления о разнице полов: у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый голос, другие любят играть в футбол, не носят бижутерию, «говорят басом» и любят бегать. Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, красивой, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, защитника и с воображением.

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.