Полный текст статьи
Печать

Предпосылки социального проектирования [1] во многом характеризуют методологическую ситуацию в этой области. Она характеризуется тем, что возникает необходимость создания единой общей теории социального проектирования, которая основывается на конкретных методах социальных, гуманитарных и точных наук. Это характеризует методологию социального проектирования как учение о   системе конкретных методов, применяемых при изучении социальных процессов,  моделировании, конструировании, планировании, прогнозировании в социальном сфере.

Проектирование не должно быть стихийным перебором вариантов и схем будущего целенаправленного социального преобразования. При всем  многообразии форм и видом социального действия существуют специальные общие требования, которые необходимых для анализа предпосылок социального проекта, подготовки, разработки и реализации этого проекта. Требования прежде всего должны ориентировать на достижение общего конечного результата таким образом, чтобы в частных и конкретных позициях, тактических сценариях и оперативных планах не были упущены стратегические, главные, сущностные цели и задачи [2-3].

Социальное проектирование должно учитывать и возможность неудачного эксперимента по проверке идей. Это так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач: то ли это обусловлено объективными обстоятельствами, то ли просчетами в ходе эксперимента.

Для методологии социального проектирования большое значение имеет правильное определение объектов, которыми обычно становятся социальные институты, социальные процессы и явления. Соответственно этому объекты социального проектирования должны классифицироваться по разным принципам [4].

В качестве одной из таких возможных классификаций объектов социального проектирования выступают проекты по совершенствованию определенных функций общественного организма – в области экономики, социально-политической и духовной жизни общества. Социальное проектирование связано также с созданием условий для эффективной деятельности в той или иной сфере общественной жизни. Особое значение такие проекты имеют для развития трудовой деятельности человека.

Следует иметь в виду, что социальное проектирование в целом предназначено для обслуживания не только отдельных, частных, конкретных аспектов общественных отношений, а имеет своей основной целью комплексное представление о системе социальных взаимоотношений. Только при комплексном, системном, едином подходе возможно наиболее эффективное (или оптимальное) проектирование общественных процессов и явлений [5-6]. В том и особенность социального проектирования, что оно направлено на решение таких проблем,, которые охватывают в комплексе все социальные аспекты жизни человека и которые целесообразнее всего различать по уровням организации общественной жизни. Это является основанием того, что социальные проекты могут (и должны) разрабатываться на уровне организации, района, города, области, республики и страны – в целом. Это можно рассматривать как общий методологический принцип социального проектирования.

Любая теория, в том числе и теория социального проектирования, является системой знаний и включает в себя характеристику объекта и предмета проектирования.

Объект социального проектирования может рассматриваться как сложное и противоречивое целое и характеризуется следующим образом:

Во-первых, это простое социальное образование, рассматриваемое со стороны своих свойств и качеств, атрибутов и функций; во-вторых, это сложное социальное образование или система относительно простых социальных объектов, их совокупность в виде множества элементов, которые могут рассматриваться как однородные или разнородные, координированные или субординированные, объединенные в органическую целостность или необъединенные в такую целостность, отвечающие требованиям динамики или статики; в-третьих, это сеть (система) сложных социальных образований.

Подобная характеристика объекта применительно к социальному проектированию ориентирует на выбор тех или иных методов [7]: описательных, регистрирующих, квалифицирующих, экземплярных, интегрирующих, количественных, качественных, аналитических, синтетических и т.п.

Объект социального проектирования может быть идеальным и реальным.. Реальный объект, как правило, дан в его эмпирических характеристиках, в данных опыта и наблюдения, в свойствах и признаках. Реальный объект – объект социально-преобразовательного действия и познания [8-9]. Однако его нельзя отождествлять с практическим объектом по той причине, что объект такого рода также является объектом познания – эмпирического познания. Выражением познания этого уровня являются описания объекта, регистрация его свойств и качеств, характеристика и квалификация этих свойств и качеств.

Понятие идеального объекта не совпадает полностью с понятием реального объекта. Он отличается от эмпирической данности и является логической, математической, статистической или структурной моделью. Такая модель формируется как результат обобщения, генерализации, соответствующей выборки данных, отвлечения от случайных признаков реального объекта. Как модель, идеальный объект обладает определенной целостностью, системностью, замкнутостью. Идеальный объект – это понятийный объект и он существует как объект познания внутри научной теории, в данном случае – в теории социального прогнозирования.

Предмет социального проектирования не тождественен его объекту. Это обусловлено тем, что он формируется посредством выявления закономерностей функционирования социального объекта, его специфических общих и экземплярных свойств. Если объект социального прогнозирования в его реальных качествах формируется в своих свойствах и отношениях в самих социальных процессах, то предмет социального проектирования формируется в системе научного знания об объекте. В соответствии с этим, по мере развития теоретического знания, в частности, по мере развития самой теории социального прогнозирования изменяется и развивается  сам предмет социального проектирования. Он наполняется эмпирическими данными реального объекта социального проектирования, структуируется в соответствии с представлением об идеальном объекте, концептуализируеся в понятийном аппарате теории социального проектирования.

Для осмысления сути социального проектирования необходимо выделение структуры объекта этого вида практической и теоретической деятельности [10]. Она же выявляет основные категории социального проектирования. Уровнями структуирования объекта социального проектирования являются следующие уровни:

- социальной системы (различные возможные формы социального взаимодействия социальных институтов, социальных слоев, социальных организаций);

-  социальной организации (уровень элемента социальной системы);

-  общей социальной жизнедеятельности (формы взаимодействия больших групп людей между собой и форм их взаимодействия с организациями);

-  межорганизационной жизнедеятельности (формы взаимодействия элементом социальной системы);

-  индивидной социальной жизнедеятельности (межсубъектные формы взаимодействия внутри уровня общей социальной жизнедеятельности).

Социальное проектирование на этих уровнях корреспондирует с предметно-объектными параметрами и выражается во взаимосвязи собственно социального проектирования и проектно-социального развития. Там где доминируют объектные параметры, речь идет о проектно-субъектном развитии, а там где доминируют предметные параметры – превалируют аспекты собственно социального проектирования. И в том, и в другом случае, критерием различения, служат характеристики объекта и предмета социального проектирования [12].

Характеристика предмета социального проектирования связана с выделением ряда параметров, которые в своем единстве образуют следующую систему:

1. Факты или элементы эмпирического материала.

2. Проблемные ситуации и проблемы, обусловленные нестыковкой фактов и способов их объяснения на различных уровнях репрезентации.

3. Социальные (практические) и теоретические потребности объяснения фактов в проблемных ситуациях.

4.  елевые ситуации и цели устранения данных узлов.

5.  редметно-парадигмальные принципы реализации целей.

6. Теоретические условия реализации предметно- парадигмальных принципов.

7. Средства выражения фактов – язык теории социального проектирования, в который включается понятийный аппарат социальной философии, демографии, этнологии, язык теоретической и прикладной социологии, математической статистики, математического моделирования и другие языки.

8.  нтологические модели – описательные конструкции систем фактов.

9. Логические схемы – мысленные модели социального проектирования.

10. Математические модели – числовые выражения логических схем.

11. Способы систематизации средств выражения фактов, онтологических моделей, логических схем и математических моделей в теории социального проектирования.

12. Реализация социального проектирования.

13. Социальное знание, полученное как результат всех предыдущих ступеней развертывания форм социального проектирования.

Упомянутые выше элементы социального проектирования взаимосвязаны между собой различными связями и отношениями, которые составляют единство такой социальной деятельности, как социальное проектирование. В зависимости от выбранной стратегии структуирования предмета социального проектирования, доминирующей становится та или иная форма деятельности [13], вплоть до педагогического управления [14]. Например, если акцент поставить на эмпирическом материале, количественных методах и онтологических моделях, то состоится перевод экземплярного знания на уровень обобщения в числовых значениях. Если доминантой будут цели и методы логико-математического моделирования, то результатом будут виртуальные модели разной степени генерализации. Если в основе выбора стратегии лежат методы социально-философского анализа, то следствием послужат глобальноцивилизационные обобщения. И в первом, и во втором, и в третьем случаях потребуется верификация полученных результатов в той системе социальной практики, которая мотивировала выбор доминант социального проектирования. Это, в свою очередь, связано с предпочтением тех или иных методов социального проектирования.