Полный текст статьи
Печать

Облачные сервисы позволяют переосмыслить применения интернет в учебном процессе: от получения доступа к образовательным материалам различного вида (текстовым, визуальным, мультимедийным) до выполнения работы совместно с преподавателем или группой. Быстро развивающие сервисы облачных вычислений предоставляют широкий спектр полезных приложений для обучения.

Применение облачных технологий позволяет достигнуть следующий цели обучения:

– индивидуализация и дифференциация процесса обучения (например, за счет возможности поэтапного продвижения к цели по линиям различной степени сложности);

– осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок (констатация причин ошибочных действий обучаемого и демонстрация на экране компьютера соответствующих комментариев) по результатам обучения (учебной деятельности) и оценкой результатов учебной деятельности;

– осуществление самоконтроля и самокоррекции;

– организация тренировки в процессе усвоения учебного материала и самоподготовки обучающихся;

– высвобождение учебного времени за счет выполнения на ЭВМ трудоемких вычислительных работ.

В созданной единой информационной среде организация самостоятельной работы осуществляется в несколько этапов. На первом этапе проходит тестирование, после которого проводится диагностика усвоения материала студентами, что позволяет подобрать каждому студенту индивидуальные задания, направленные на устранение плохо изученных разделов темы. Это позволяет индивидуализировать самостоятельную деятельность, что способствует более эффективному овладению материалом.

Под индивидуализацией самостоятельной работы мы понимаем – организацию образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей студентов, благодаря которым обучаемые решают поставленные задачи в аудиторное и внеаудиторное время в ходе самостоятельной деятельности, завершающейся определенным результатом.

Продвижение в обучении в индивидуальном темпе возможно лишь тогда, когда самостоятельная работа индивидуализирована по какому-либо признаку. Так, например, Т. И. Шамова выделила следующие признаки индивидуализации самостоятельной работы: наличие цели; наличие конкретного задания; четкое определение формы выражения результата самостоятельной работы; обязательность выполнения работы каждым учеником полученного задания [1].

Цели индивидуализации обучения математике:

– Развитие и использование в обучении индивидуальных качеств личности обучаемого.

– Развитие и использование в обучении познавательных интересов каждого студента.

– Развитие и использование в обучении интеллектуальных способностей и талантов каждого студента.

– Развитие у каждого студента навыков самостоятельной учебной деятельности.

Направления работы:

– индивидуализация домашних заданий, исходя из успеваемости и диагностики контрольного тестирования.

– индивидуализация учебных заданий для самостоятельной работы учащихся: работа проводится по индивидуальным инструкциям, которые составляются для каждого студента, обучаемые получают индивидуальные задания.

При использовании индивидуализации в процессе обучения математике повышается эффективность обучения, если мотивировать процесс обучения, оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен. Индивидуализация помогает не только найти пути обучения каждого школьника, но и повышает эффективность обучения вообще.

На основе данной таблицы составляются совместно со студентами индивидуальные практические задания. Например, студенты по разделам «Тригонометрические уравнения» и «Тригонометрические неравенства» набрали 68% и 64% соответственно. Следовательно, одним из индивидуальных заданий будет «Решение тригонометрических уравнений и неравенств»

Таким образом, индивидуализация направлена повышения эффективности самостоятельной работы.

Итак, на первом этапе студенты проходят тестирования с применением сервиса UzTest, имеющий средства диагностики выполнения заданий. После прохождения теста, сервис дает подробный отчет, который позволяет выяснить как усвоились те или иные разделы изучаемой темы (рис. 1-2). По завершении теста, каждому студенту ставиться оценка в электронный дневник. К каждой оценки можно оставить комментарий, который будет виден студенту. Комментарий содержит ссылку на индивидуальные задания, направленные на устранение плохо изученных разделов темы. Есть возможность самостоятельно изменить оценку или шкалу расчета оценки [2].

 

Рис. 1. Распределение оценок

 

Рис. 2. Средний результат 

Таким образом, сервис UzTest предоставляет мощный инструмент для анализа усвоения материала студентами и возможности их самостоятельной деятельности. А возможность доступа к сервису с любого устройства с доступом в интернет дает студентам возможность решать задания и дома и в аудитории, консультируясь с преподавателем.

На втором этапе проводиться подбор и составление индивидуальных самостоятельных работ, учитывая результаты прохождения теста. Целью данной работы является корректировка знаний студентов, направленная на изучение не усвоенных разделов пройденной темы и формирование самостоятельной деятельности студентов.

Содержание материала для самостоятельного изучения подбираются индивидуальной согласно результатам теста.

Приведем пример индивидуальных заданий.

Индивидуальное задание: Решение тригонометрических уравнений и неравенств.

Цель: изучить решение тригонометрических уравнений и неравенств.

План:

1. изучить теоретический материал в электронном пособии;

2. решить типовые задания по данной теме;

3. изучить дополнительный материал для решения сложных заданий по данной теме;

4. обобщить собранные материалы;

5. оформление web-проекта;

6. представление результатов индивидуальной работы (рис. 3).

Web-проект студентов, выполненный в среде GeoGebra и размещенный на персональной странице. Данный проект имеет возможность интерактивного воздействия и при перемещении красной точки, можно получать результаты решения различных уравнений и неравенств. Ниже представлены проекты, сделанные студентами.

 

Рис. 3. Фрагмент Web-проекта: Решение тригонометрических уравнение и неравенств с тангенсом 

Примеры для рассмотрения студентами решения тригонометрических уравнений и неравенств в среде GeoGebra с вариантами самостоятельных заданий.

Пример 1.

а) Решить уравнение:12sinx = 3sinx4sinx
б) Найти все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку .

Решение

Строим графики функций (рис. 4):
y = 12sinx 


y = 3sinx4sinx

 

Рис. 4 Графики функций  y = 12sinx  и y = 3sinx4sinx 

На графике находим ответ на задания а), нажав на флажок «Показать решение», отображается точка, которая является решением данного уравнения. Рассмотрев график в положительную и отрицательную сторону, находим период, который равен π. Таким образом, ответ можно записать в виде: .

Сдвинув график к отрезку , можно увидеть что на этом промежутке графики пересекаются в двух точках (появляются при нажатии флажка «Отбор корней»). Найдя абсциссы этих точек, найдем ответ на задание б) (рис. 5). Таким образом, ответ можно записать в виде:



Рис. 5. Отбор корней уравнения 

Также предусмотрена кнопка для показа аналитического решения уравнения, который отображает полный текст решения (рис. 5).

Решение и представление в виде апплета тригонометрических уравнений позволяет студентам явно увидеть процесс нахождения корней уравнения и их отбор в пределах определенного отрезка, что не представляется возможным при исключительно аналитическом решении подобных уравнений.

Особую роль в развитии самостоятельной деятельности студентов оказывает, возможность интерактивной формы взаимодействия с образовательным Web-ресурсом. Обстановка «диалога», складывающаяся в процессе решении учебной задачи, при обращении студента к справочному материалу, к подсказке, возможности задания вопроса компьютеру, возможности выбора изложения материала (сжатый вид, развернутый, с иллюстрациями, или без них) и т.д. создает условия для вовлечения в самостоятельную учебную деятельность [3].

Применение облачных вычислений облегчает организацию самостоятельной деятельности студентов и контроль над ее результатами. При этом созданный сайт и заготовки можно использовать неоднократно на протяжении всего учебного года и с различными группами учащихся, добавляя новые страницы на сайт со ссылками на файлы заданий.

На третьем этапе, отстающие студенты повторно проходят тест на сайте UzTest, что позволяет выявить устранились ли проблемы с неизученными разделами.

Выполнение индивидуальных заданий позволяет оценить результаты самостоятельной деятельности студента и определить уровень сформированности самостоятельной деятельности.

Таким образом, созданная информационная среда может быть активно использована при обучении математике при формировании и контроле сформированности самостоятельной деятельности студентов.

Применение облачных вычислений облегчает организацию самостоятельной деятельности студентов и контроль над ее результатами. При этом созданный сайт и заготовки можно использовать неоднократно на протяжении всего учебного года и с различными группами учащихся, добавляя новые страницы на сайт со ссылками на файлы заданий.