Полный текст статьи
Печать

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-12-23014 а(р) «Особенности российской системы пенсионного обеспечения: региональный аспект» и администрации Краснодарского края

Реализация пенсионной реформы является одной из главных задач нашей страны. От того, насколько качественно будет решена данная задача, будет зависеть решение комплекса проблем макроэкономического плана. В ряде мировых стран система построения пенсионной системы существенно влияет на такой показатель как уровень сбережений, а следовательно и на масштабы инвестиционного процесса. Пенсионная система России до внедрения реформы была построена по принципу распределения. Долгое время считалось, что данной системе не может быть никакой замены, что производить обеспечение жизни пожилого населения является возможным только за счёт перераспределения ВВП между поколениями. Но фактически два десятилетия назад очевидность эффективности распределительной системы была поставлена под явное сомнение фактически во всем мире. Во многих мировых странах пенсионная система базируется на принципе накопления. В некоторых странах система накопления сочетается с системой распределения. Стоит отметить, что пенсионная система является основным базовым показателем стабильного социального развития общества, т. К. она затрагивает интересы в первую очередь нетрудоспособного населения (более 25–30 %) любой страны, а косвенно затрагивает интересы фактически всего трудоспособного населения. В настоящее время в нашей стране проживает свыше 40 млн. престарелых, членов семей потерявших кормильца и инвалидов. Вопрос о глобальном изучении пенсионной реформы в России в настоящее время весьма актуален. Введенные новшества в пенсионной системе несут в себе задачи, которые предполагают решить накопившиеся проблемы ранее действовавшей пенсионной системы. Главными проблемами являются рост уровня пенсионного обеспечения граждан, достижение финансовой сбалансированности пенсионной системы и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в систему.

Вопрос реформирования пенсионной системы в Российской Федерации является актуальным на данном этапе развития государства. Проведение пенсионной реформы обусловлено тем, что социальное обеспечение пенсионеров требовало значительных изменений на протяжении двух последних десятков лет и определено необходимостью перехода от советской системы пенсионных накоплений граждан к современной.

Очередная пенсионная реформа  проведена в 2016 году, и на ее основании вводятся новые правила при расчете пенсионного обеспечения. Любые реформы всегда волнуют основную часть жителей России, а вот пенсионная реформа, конечно же, затронет практически все население, поэтому на нее следует обратить пристальное внимание[1].

В данной статье хотелось бы уделить особое внимание и разобраться, что же ожидает население Российской Федерации и каких моментов стоит опасаться.

В конце 2013 года президент России подписал закон, утверждающий специальную систему гарантированных пенсионных накоплений, но данный закон оказался малой частью из целого пакета инициатив правительства по вопросам пенсионной реформы. Углубляясь в формулировку закона, российским гражданам становится понятно, что в Российской Федерации формируется двухуровневая система гарантирования прав застрахованных граждан. И данная система будет состоять из двух составляющих:

1.обязательное пенсионное обеспечение;

2.общенациональный гарантированный фонд, перед которым стоит задача по объединению тех, кто принимает непосредственное участие в системе обязательного пенсионного обеспечения. При формировании фонда будут задействованы следующие источники: различные негосударственные пенсионные фонды и взносы государственного Пенсионного фонда.  В свою очередь Агентство по страхованию вкладов будет осуществлять контроль над всеми взносами и решение вопросов выплат гарантийного возмещения.

Следует заострить внимание на одном неприятном моменте, который касается пенсионной реформы: правительство постановило «заморозить» сроком на год накопительную часть пенсии с целью ее перевода в распределительную систему. Практически это выглядит следующим образом: у большей части российских граждан в Пенсионном фонде «лежала» накопительная часть пенсии, на которую начислялись проценты, а с 2014 года эта практика перестала существовать. После этого перед жителями страны встал выбор: перевести свои деньги в негосударственный пенсионный фонд, который можно выбрать на свое усмотрение, или оставить накопления в Пенсионном фонде. Граждане, которые заблаговременно решили вопрос с накопительной частью, в прежнем режиме «пополняют» собственные пенсионные накопления. А вот те, кто ничего не предпринимал, «передали со своего молчаливого согласия» свою накопительную часть в распределительную составляющую, входящую в систему обязательного пенсионного страхования, но по этому поводу переживать не стоит. В 2016 году прежняя система возвращается на старые «рельсы». При этом правительство заверяет, что граждане, которые не обеспокоились о накопительной части пенсии, ничего не потеряют – рубль в страховой части пенсии является более «дорогим», чем в накопительной части [2].

Начиная с 1998 года, в нашей стране не было никакой законодательной базы, устанавливающей ограничения в получении пенсионного обеспечения для тех пенсионеров, которые продолжают трудиться, но правительство посчитало, что эти «послабления» приводят к неэффективному расходованию бюджетных средств. И поэтому с 2015 года оно приняло решение ввести определенные ограничения для работающих граждан, которые получают пенсию. А это означает, что когда у работающего пенсионера не происходит формирование накопительной части будущей пенсии, то при перерасчете он сможет получить максимальное количество балов не более 3. А в свою очередь в случае формирования накопительной части пенсии, при перерасчете количество баллов будет составлять не более 1, 875. (если брать перерасчет на рубли, то сумма составит 120, 19 руб.).

Теперь давайте разберемся, что же собой  представляют эти пенсионные балы. Работающим гражданам, кому пенсия была начислена в 2014 году, а также для всех пенсионеров, осуществляется конвертация в баллы, и уменьшения  размера пенсии не произойдет. Для осуществления данной процедуры в Пенсионный фонд приезжать не нужно – она осуществится автоматически, без заявлений, что является удобно для всего населения. Так же хотелось бы отметить, что работающим пенсионерам в беззаявительном порядке будет проводиться ежегодный перерасчет пенсии с учетом страховых взносов – эта процедура остается без изменений.

Также мы не можем не уделить внимание важным нюансам пенсионной реформы, прошедшей в 2015 году. Как известно, закон 400-ФЗ «О страховых пенсиях» был принят в 2013 году, но процесс его вступления в силу был постепенным, а точнее основная часть начала действовать с начала 2015 года, а все остальные законодательные распоряжения – с 1 января 2016 года.

На сегодняшний день основа трудовой пенсии — это страховые взносы работодателей на обязательное пенсионное страхование, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации. Система социальной защиты населения претерпела несколько кризисных периодов, зачастую бюджет пенсионной системы РФ испытывает дефицит денежных средств. Необходимость разработки пенсионной реформы назрела в 2000 годах. Об этом вещали телевидение и радио. Правительство видит необходимость реформы по нескольким причинам:

1)  большинство работодателей скрывает, какую заработную плату получают работники по официальным документам;

2)  накопительная часть пенсионных взносов может приносить доход в виде пенсии в больших размерах в сравнении с действующей системой;

3)  резкий рост безработицы и ухудшение социально-демографической ситуации. Второй пункт требует более детального рассмотрения. До реформы функционировала следующая система: в ПФРФ в 2013 году, например, работодатели должны отправлять 22 % от зарплаты работника 1967 года рождения и моложе; данный взнос делится на страховую часть (16 %) и накопительную (6 %). При этом страховая часть делится на индивидуальную (10 %) и солидарную (6 %). Для лиц старше 1967 года рождения страховой взнос не делится. Все 22 % являются страховыми. Застрахованное лицо имеет право выбрать Негосударственный пенсионный фонд (НПФ), куда будут идти страховые отчисления. Реформа предполагает введение трехуровневой пенсионной системы. Первый уровень называется базовым, он формируется из страховых частей взносов. Второй уровень — корпоративная пенсия, формирующаяся как за счет взносов работодателей, так и самих работников. И третий уровень — частная пенсия, которая формируется самим работником. Эти три уровня должны к 2030 году восполнить на 60–70 % утраченный заработок пенсионеров.

Также хотелось бы сказать о существовании особенности грядущих перемен. Она заключается в том, что теперь задачей пенсионной реформы, начиная с 2015 года, является стимулирование граждан РФ выходить на пенсию, как можно позднее. Каждый гражданин нашей страны  знает, что пенсионный возраст для мужчин составляет 60 лет, а для работающих женщин – 55 лет. Но вот в чем скрыт «государственный стимул»: например, когда мужчина захочет выйти на пенсию на 6 или 8 лет позже установленного возраста (возьмем 66 лет), то сумма его пенсии будет выше на целых 85% от размера пенсии, которую бы ему начислили в 60 лет.

С развитием пенсионных реформ само понятие «трудовая пенсия» постепенно исчезает  и остается в прошлом, а словосочетание «страховая пенсия» более актуально, причем начисление будет происходить в баллах, а не в привычных рублях. Каждый год с учетом инфляции будет устанавливаться пенсионный балл.

Давайте уточним, какие изменения принес новый закон: страховой стаж будет увеличиваться в соответствии с выходом гражданина на пенсию. Например, если вы вышли на пенсию в 2015 году, то ваш стаж должен был быть не меньше шести лет. Но после 2025 года – уже не меньше пятнадцати лет.

Кроме нововведений в виде накопительных баллов, от государства будут производиться различные надбавки, но их сумма является одинаковой, и она не будет зависеть от стажа или баллов.

Помимо перечисленного, можно отметить дополнительное новшество, которое сложно назвать положительным: для матерей в страховой стаж теперь включается период по уходу за ребенком только до полутора лет, а в итоговом значении – не больше 4,5 лет.

На первый взгляд жителям нашей страны может показаться, что разработанная методика дальнейшего пенсионного развития в России не имеет изъянов, но при более детальном изучении не все так «красиво». Хотелось бы отметить, что для получения пенсии по возрасту, индивидуальный пенсионный коэффициент должен быть равен 30 баллам, но также следует уточнить, как этот показатель будет «зарабатываться» гражданами. В случае если ваш доход равняется 1 МРОТ, то ваш трудовой стаж должен быть не менее 20 лет. При введении данной реформы пострадали те, кто любым способом скрывал свои доходы или получает так называемую «серую» заработную плату, то есть «в конверте». А теперь хотелось бы прояснить почему: баллы, или пенсионный коэффициент, который каждый работающий гражданин должен «наработать», является показателем годовой трудовой деятельности. Иными словами – это соотношение выплачиваемых работодателем отчислений в Пенсионный фонд, которые удерживаются из зарплаты сотрудника и максимальной зарплаты, с которой по законодательству работодатель может перечислять взносы.

А теперь хотелось бы систематизировать основные минусы пенсионной реформы: во-первых, отсутствует система перерасчета пенсии для пенсионеров, продолжающих работать. Во-вторых, стаж для начисления пенсии значительно увеличился: с 5 до 15 лет. В-третьих, сложнейшая формула для расчета пенсии, практически непонятная даже на начальных этапах простому обывателю.

Еще на стадии подготовки к запуску новаций (2000-2001 годы) стали понятны потенциальные изъяны предлагаемой конструкции.

Во-первых, изъятие из тогдашнего 28-процентного (от фонда оплаты труда) взноса в Пенсионный фонд двух, четырех, а затем, как планировалось, и шести процентных пунктов в накопительную часть существенно снижало возможности повышения выплат тем, кто к началу пенсионной реформы (1 января 2002 года) уже успел выйти на заслуженный отдых. Имевшийся в то время коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней зарплате) - 33% - тем самым был обречен на снижение, если только не была бы оказана массированная финансовая помощь из федерального бюджета. Но последняя поступила совсем не в тех объемах, которые позволили бы избежать снижения этого коэффициента. Более того, во всех прогнозных расчетах на 10 и более лет вперед хладнокровно фиксировалось его падение - с надеждой на то, что через 15-20 лет ситуация начнет исправляться. Социально-психологические последствия таких расчетов не учитывались. В результате на к 2007 году коэффициент замещения упал до 25% и продолжал снижаться. Это все более накалило атмосферу среди пенсионеров и тех, кому до пенсии уже не так далеко, несмотря на некоторый рост реального размера выплат по старости. Сейчас можно с уверенностью сказать, что в отношении нынешних пенсионеров, фактически пострадавших от проводимой реформы, необходим целый комплекс мер компенсационного характера.

Трехлетний бюджет на 2008-2010 годы не предусматривает никаких специальных расходов на пенсионные цели, кроме поддержки Пенсионного фонда. Самым простым выходом было бы форсировано повышать базовую часть пенсии, которая для большинства категорий получателей составляла менее 40% прожиточного минимума пенсионера. Но тогда доля базовой (нестраховой) части в общем размере средней пенсии начнет увеличиваться с 30 до 40 и более процентов, что приведет к еще большей уравниловке в размере пенсий, с дальнейшей потерей ее страховой природы (зависимости размера выплаты от величины накопленных взносов). Этот путь ведет фактически к возвращению советской практики социального обеспечения, возлагавшей всю ответственность за положение пожилых людей на государство. Но, вероятно, именно он на ближайшие годы будет выбран в качестве ответа на недовольство пенсионеров своим положением.

Стоит внимательно присмотреться и к предложению о передаче в управление Пенсионного фонда части государственной собственности - как предприятий, так и земли - с тем, чтобы получаемые доходы шли на повышение нынешних пенсий. Но также надо избежать упомянутой выше опасности форсированного повышения базовой части пенсии. Философия должна быть другой: нужно увеличивать прежде всего страховую часть пенсий - ведь труд наших пенсионеров был сильно недооценен. Фактически речь идет о введении дополнительного повышающего коэффициента к страховой части пенсии, который ежегодно устанавливается в соответствии с полученной прибылью от эксплуатации государственной собственности.

Во-вторых, с самого начала было весьма проблемным все, что связано с инвестированием пенсионных накоплений нынешних работников. Как известно, с первых же шагов в направлении пенсионной реформы была предложена следующая схема: застрахованный, у которого открывался накопительный счет, мог сделать выбор в пользу либо частной, либо государственной управляющей компании, и на роль последней был назначен Внешэкономбанк. При этом ВЭБ получил право инвестировать пенсионные средства только в российские государственные ценные бумаги, которые очень надежны, но приносят - и это изначально было известно - очень небольшой доход. Большой удачей при их использовании была бы просто способность компенсировать инфляционные потери. Частным компаниям, а затем и негосударственным пенсионным фондам (НПФ) были предоставлены куда более интересные инструменты: в частности, акции, обращающиеся на российском и иностранных (но не более 20% инвестиционного портфеля) фондовых рынках.

В последнее время оживленно обсуждают концепцию новой, пятой по счету с 1995 года, пенсионной реформы. Из интервью председателя правления Пенсионного фонда РФ А. Дроздова журналу "Итоги" в ноябре 2008 года можно выделить следующие основные параметры переформатирования существующей пенсионной системы:

1. Базовая и страховая части трудовой пенсии объединяются. Они будут финансироваться из одного источника - страховых взносов, уплачиваемых работодателем, которые заменят нынешний ЕСН. Тариф - 20%;

2. Накопительная часть сохранит "независимость". Тариф - 6%;

3. Страховые взносы будут уплачиваться с годовой зарплаты до 415 тысяч рублей в год (34600 рублей в месяц).

В результате:

     за 30 лет уплаты страховых взносов (начиная с 2002 года) россиянин заработает право на пенсию по старости эквивалентную 40% от заработной платы, с которой уплачивались страховые взносы. Если этот срок окажется меньше, гражданин теряет от базовой составляющей по 3% за каждый год до 30 лет. За каждый год сверх 30 лет будет 6-процентная надбавка. Такой порядок должен вступить в силу с 2015 года;

В 2011 году средняя трудовая пенсия по старости составит 2 прожиточных минимума (ПМ), в 2016 году - 2,5 ПМ, наконец, в 2020 году - 3 ПМ [6].

Рассмотрим концепцию с точки зрения ее соответствия "классике жанра" - принципам социального обеспечения Международной организации труда (МОТ). Согласно этим принципам: "пенсионные системы должны обеспечивать экономическую приемлемость и эффективность (оптимальное и справедливое распределение нагрузки между плательщиками страховых взносов и получателями пенсий), индивидуальную справедливость (четкую зависимость объема участия застрахованного лица в финансировании пенсионной системы и прав на получение им пенсии) и социальную эффективность (обеспечение не только минимальных гарантий любому участнику системы, но и адекватность уровня жизни для всех пенсионеров)".

Таким образом, остаются нерешенными следующие задачи ныне действующей пенсионной системы:

– усиление заинтересованности в уплате страховых взносов - работодателями и формирования у них побудительных мотивов к этому;

– повышение социальной ответственности работодателей как за состояние условий труда работников, так и за их пенсионное обеспечение, экономически побуждая к созданию безопасных для здоровья условий труда;

– практическое сворачивание- корпоративных программ негосударственного пенсионного обеспечения.

Всесторонний анализ эффективности пенсионной системы важен не только для специалистов, но и для всех граждан страны, ибо пенсии совмещают воспроизводственную и стимулирующую функции и тем самым увеличивают производительность труда, поскольку у работников возникает уверенность в своей экономической обеспеченности после окончания трудовой деятельности. Рассмотрим параметр, который более всего интересует будущих пенсионеров - размер пенсии. Европейская Социальная Хартия предписывает предоставление пожилым людям средств, достаточных "для того, чтобы позволить им оставаться полноценными членами общества максимально возможное время. Средства должны позволить пенсионерам вести достойную жизнь и играть активную роль в публичной, социальной и культурной жизни".

Особое негативное влияние на формирование пенсионных обязательств оказывают неформальная занятость или «серые зарплаты». По данным исследований ученых РАНХиГС, которые исследования ведут с 2001 года, в настоящее время примерно каждый девятый россиянин (11,9 %) занят только на теневом рынке труда. В целом же доля трудоспособного населения, которое использует теневые схемы трудоустройства достигает 41 %. Это около 22,5 млн. экономически активных граждан РФ. По подсчетам специалистов, в этом случае неуплата страховых взносов оценивается на сумму в 311 миллиардов рублей. Данная ситуация имеет отрицательное влияние для бюджета России, так как происходит существенное снижение налогооблагаемой базы. Это отражается не только на бюджете страны, но и на самих участниках неформальных взаимоотношений, выражаясь в полной незащищенности их трудовых прав. В подобной ситуации происходит снижение коэффициента замещения пенсией утраченного заработка, возникает необходимость роста страховых взносов или трансфертов из федерального бюджета [4]. Сегодня коэффициент замещения заработка трудовой пенсией по старости составляет в среднем по стране 36,2 %. При сохранении нынешних правил в пенсионной системе к 2030 году он упадет до 25 %, к 2040 году будет еще меньше. 

Далее хочется пояснить, то станет с накопительной частью пенсии.

Сразу заострим внимание, что накопительная часть пенсии остается в полном объеме, и с ней ничего не произойдет. Сначала была следующая картина: 12% — страховая часть, а на накопительную часть приходилось 6% [5].

Итак, если вы к 1 января 2014 года были сознательным гражданином и перевели накопительную часть пенсии в негосударственный ПФ, то принадлежащие вам 6% так и останутся вашими, а если вы были в группе «молчунов», то эта часть «ушла» в страховую часть. Когда гражданин выбирает НПФ, то он должен знать, что имеет право раз в год заменить НПФ, только в том случае, если результаты его деятельности не устраивают [3].

На данный момент система пенсионного обеспечения имеет большое число острых проблем, которые требуют скорейшего решения. Существующая в настоящее время система является не самой лучшей для экономики страны и в то же время не может обеспечить даже минимальных потребностей внушительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. С высокой степенью вероятности можно спрогнозировать тот факт, что последствия экономического кризиса, негативная демографическая ситуация в России в ближайшие годы потребует огромных усилий государства по обеспечению функционирования различных систем пенсионного обеспечения. Нормативно-правовое обеспечение пенсий в РФ имеет очень сложную структуру, но, к сожалению, не совсем эффективную, и еще достаточно много времени потребуется, чтобы усовершенствовать данную систему, сбалансировать её, заставить работать. Одной из важнейших составляющих последующих работ по совершенствованию пенсионной реформы России должна стать комплексная разработка перспектив развития обязательного накопительного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения наряду с совместным решением других вопросов развития пенсионной системы.

Возникает серьезный вопрос: что произойдет с пенсионными средствами в случае, если НПФ будет объявлен банкротом? Переживать не нужно – средства сохранятся, так как они застрахованы.Аналитики сделали заявление, что тем гражданам, которые получают «белую» зарплату, оптимальным решение будет переводить накопительную часть пенсии в НПФ, а тем работникам, которые получают вознаграждение за труд в конвертах, ничего делать не нужно.

Давайте подведем итоги. Суть пенсионной реформы на сегодняшний день состоит в том, что для получения достойной пенсии работать придется долго и с высокими пенсионными отчислениями.