Полный текст статьи
Печать

Важное место в обеспечении повышения эффективности современных инновационных технологий малых и средних предприятий, занимает управленческий анализ  производственно-хозяйственной      деятельности, являющийся составной частью технологий   управления.

Анализ хозяйственных технологий управления, как наука, представляет собой систему знаний, связанную с исследованием взаимозависимости экономических явлений, выявлением положительных и отрицательных факторов и измерением степени их влияния, тенденций и закономерностей, резервов, упущенных выгод, с практическими обобщениями и выводами[1].

В число задач анализа производственно-хозяйственных управленческих технологий входит научная обоснованность разрабатываемых планов и нормативов, анализ их выполнения, оценка эффективности использования ресурсов, выявление резервов улучшение экономических показателей, обоснованность оптимальных управленческих решений[2].

Актуальность представленного в исследовании вопроса заключается в том, что комплексная оценка управленческих технологий предприятия играет очень важную роль в анализе эффективности хозяйственной деятельности, так как позволяет наиболее полно охарактеризовать имущественное положение предприятия на дату составления отчетности. Следовательно, комплексный анализ необходим при анализе работы любого предприятия и при разработке стратегии его дальнейшей деятельности. На каждом предприятии необходимо выявлять наличие фактов бесхозяйственности, непроизводительных потерь, неразумного вложения средств и т.п. для их устранения. Примером современных логистических технологий может служить  ПК «Асфальт».

Предприятие среднего бизнеса Общество с ограниченной ответственностью «Производственный кооператив «Асфальт» создан в 1999 году и расположен по адресу: Краснодарский край, город Новокубанск, ул. К. Маркса 88. Основным направлением деятельности компании является выполнение комплекса работ «нулевого цикла» на объектах дорожного хозяйства, промышленного и гражданского строительства, производство работ по устройству всех типов оснований и асфальтобетонных покрытий, строительство и реконструкция наружных инженерных сетей, благоустройство и озеленение территории, земляные работы, возведение дамб и плотин, дноуглубление и берегоукрепительные работы.

Для оперативного и качественного выполнения работ кооператив располагает полным набором дорожно-строительной и автотранспортной техники, укомплектованным штатом специалистов-дорожников с многолетним опытом работы на объектах дорожной инфраструктуры Краснодарского края и сопредельных субъектов. Парк дорожно-строительных машин укомплектован образцами ведущих мировых фирм, таких, как VOGELE, JOHNDEERE, VOLVO, JCB, AMMANN, HAMM, HYUNDAI, которыми управляют высококвалифицированные специалисты. В собственности компании находится более 120 единиц автотранспортной и специализированной дорожной техники.

 Основные целью и задачей предприятия являются:

– получение максимальной прибыли в интересах руководства предприятия на основе улучшение качества работы и снижение затрат на выполнение;

– участие в социально-значимых программах города и района;

– обеспечение рабочими местами населения.

 ПК «Асфальт» является организацией которая:

– имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом;

– может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

– имеет самостоятельный баланс;

– имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а так же зарегистрированный в уставном порядке товарный знак и другие средства индивидуальной идентификации;

– круглую печать, содержащую полное фирменное название Общества и указание на место его нахождения, на русском языке.

 ПК «Асфальт» имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ.

 ПК «Асфальт» постоянно осуществляет обновление парка дорожной техники современными образцами, модернизирует собственное производство асфальтобетонной смеси, всемерно способствует сохранению состава квалифицированных, опытных кадров.

Взаимодействие и принятие решений директором ПК «Асфальт» с коллективом осуществляется в форме индивидуальных и коллективных встреч с персоналом (планерки), приема подчиненных в рабочем кабинете по служебным и личным вопросам. В ходе планерки, на которой обычно присутствуют главный инженер, главный механик и прораб, отмечаются положительные и отрицательные моменты деятельности, формулируются проблемы, определяются исполнители и сроки решения, осуществляется анализ работы предприятия.

Одна из главных ролей на предприятии отводится главному инженеру, на которого возлагается немалое количество функций. Главный инженер обеспечивает необходимый уровень технической подготовки производства и его постоянный рост, повышение эффективности производства и производительности труда, сокращение издержек (материальных, финансовых, трудовых), рациональное использование производственных ресурсов, высокое качество и конкурентоспособность производимой продукции, работ или услуг, соответствие выпускаемых изделий действующим государственным стандартам, техническим условиям и требованиям технической эстетики, а также их надежность и долговечность. Организует разработку и реализацию планов внедрения новой техники и технологии. Таким образом, главный инженер несет ответственность за результаты и эффективность производственной деятельности предприятия.

Производственно-технический отдел (ПТО), который помимо начальника ПТО включает в себя, экономиста, сметчика и инженера, организует подготовку производства на предприятии по реконструкции, строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Осуществляет работу по подготовке, оформлению и заключению контрактов, договоров с заказчиками, поставщиками на поставку материалов, сырья и продукции, необходимых для производственных процессов. Контролирует поступление, количество и качество поступающих материалов и ведет учет их движения. Осуществляет работу по проверке материальных отчетов от материально-ответственных лиц, контроль по соблюдению правил хранения товарно-материальных ценностей на складах, а также материалов и оборудования для дорожных работ. Ведет контроль за своевременным обеспечением производственных процессов проектно-сметной и технической документацией, а также оборудованием, материалами и автотранспортными средствами. Обеспечивает контроль за разработкой и составлением календарных планов и графиков производственных, сметных и финансовых расчетов на производство работ по реконструкции, строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Осуществляет ежедневный оперативный учет хода производства, сдачу объектов в эксплуатацию в установленные сроки, осуществляет соотношение проектно-сметных расчетов и смет (калькуляций) на производство заказанных и выполняемых дорожных работ и т.д.

Таким образом, функциями ПТО являются:

1. Выезд на объект, составление дефектной ведомости и протокола намерений с заказчиком;

2. Проведение совещаний и подготовка задания на проектные работы;

3. Проведение проектных работ в пределах компетенции ПТО;

4. Согласование проектов с заказчиком;

5. Составление перечня и объёмов работ для сметчика;

6. Расчёт ориентировочных затрат по объекту;

7. Составление коммерческой сметы и согласование её с заказчиком;

8. Составление ведомости потребности в материалах и инструментах;

9. Составление графика выполнения работ совместно с прорабами;

10. Составление ведомости потребности в специалистах;

11. Участие в подписании сметы договора на выполнение работ с заказчиком;

12. Подготовка приказов о закреплении объекта за прорабом;

13. Подготовка наряд-задания на объект;

14. Подготовка по данным прорабов актов скрытых работ и промежуточных актов, и других документов;

15. Проверка выполненных объёмов работ и закрытие наряд-заданий со стороны предприятия.

Начальник участка назначается руководителем предприятия и непосредственно ему подчиняются рабочие участка. Начальник участка несет ответственность:

1. За качество выполняемых работ;

2. За рациональное использование материалов;

3. За своевременное выполнение работ;

4. За безопасные и безаварийные условия труда работников;

5. За обучение и своевременное проведение инструктажей по охране труда и технике безопасности;

6. За своевременный осмотр, ремонт производственных зданий и сооружений;

7. За соответствие высокой степени организованности и самостоятельности при выполнении служебных обязанностей;

8. За выполнение установленных правил и распоряжений на предприятии;

9. За своевременное доведение информации до руководства относительно состояния дел и информирование персонала;

10. За соответствие интеллектуальным и квалифицированным требованиям при подготовке отчетов и текущих документов;

11. За контроль результатов своей деятельности и соответствие их нормам, корректирование результатов в зависимости от изменения обстоятельств;

12. Точность сведений и отсутствие ошибок при подготовке документов;

13. Объединение и сочетание всех действий и усилий на выполнение производственных задач.

Также, важные функции на предприятии исполняют  главный механик и диспетчерская служба.

Главный механик обеспечивает бесперебойную и технически правильную эксплуатацию и надежную работу оборудования, повышение ее сменности, содержание в работоспособном состоянии на требуемом уровне точности. Организует работу по учету наличия и движения оборудования, составлению и оформлению технической и отчетной документации. Руководит разработкой нормативных материалов по ремонту оборудования, расходу материалов на ремонтно-эксплуатационные нужды. Участвует в экспериментальных, наладочных и других работах по внедрению и освоению новой техники, в испытаниях оборудования, в приемке нового и вышедшего из ремонта оборудования.

На диспетчера возлагается осуществление с использованием средств вычислительной техники, коммуникаций и связи оперативного регулирования  хода  деятельности предприятия  или  его подразделений в  соответствии с производственными программами, планами и  сменно-суточными заданиями. Диспетчер осуществляет  оперативный  контроль  за  ходом  деятельности предприятия, ведет диспетчерский журнал,  составляет  отчетные рапорты и другую документацию о работе автотранспортного предприятия в целом и его диспетчерской службы.

Бухгалтерия  осуществляет бухгалтерский и налоговый учет на предприятии с использованием компьютерной техники и программы «1С: Бухгалтерия».

Отдел кадров систематически вносит изменения, связанные с оформлением приема работников, переводов, увольнений, предоставлением отпусков в соответствии с трудовым законодательством и приказами директора. Подготавливает необходимые материалы для квалификационной и аттестационной комиссий и представления рабочих, служащих и ИТР к поощрениям. Заполняет, учитывает и хранит трудовые книжки, производит подсчет трудового стажа.

За последние несколько лет предприятие принимало участие в работах на таких объектах, как реконструкция автомагистрали М-4 «Дон» в Краснодарском крае, реконструкция автомагистрали М-29 «Кавказ» в Краснодарском крае, реконструкция автомагистрали М-4 «Дон» в Ростовской области, реконструкция автомагистрали М-4 «Дон» с км 1250 по км 1265 в Краснодарском крае, строительство автодорог на объектах ОАО «Газпром», реконструкция завода «Кнауф-гипс Кубань», строительство завода по производству древесноволокнистых плит (МДФ) в г. Апшеронск, устройство буровых площадок ОАО «НК «Роснефть» в Ставропольском крае, благоустройство гипермаркетов «Магнит» в Краснодарском крае, ремонт и реконструкция региональных и территориальных автомобильных дорог Краснодарского края, участие в ведомственных целевых программах по развитию сети автомобильных дорог региона. Более 10 лет предприятием выполняются работы по возведению дамб, берегоукреплению и защите населенных пунктов от наводнений. Построены десятки километров названных сооружений в Мостовском, Лабинском, Курганинском, Новокубанском, Апшеронском районах, а так же в г. Армавир, г. Гулькевичи  Краснодарского края. Произведено укрепление рек и дноуглубление в г. Крымске и п. Новомихайловском после наводнений в 2012 г. В настоящее время ООО ПКФ «Дорожно-транспортная компания» задействована в выполнении работ по улично-дорожной сети  в г. Сочи, район Красная Поляна.

Главной целью любого коммерческого предприятия является извлечение максимальной прибыли, чего  главным образом можно добиться снижением себестоимости. Также, на экономическое состояние предприятия влияют оборотные средства, резервы повышения эффективности которых заложены в самом предприятии.[3] Прежде всего это – производственные запасы. Эффективная организация производственных запасов является важным условием повышения эффективности использования оборотных средств. Основные пути сокращения производственных запасов сводятся к их рациональному использованию; ликвидации сверхнормативных запасов материалов; совершенствованию нормирования; улучшению организации снабжения, в том числе путем установления четких договорных условий поставок и обеспечения их выполнения, оптимального выбора поставщиков.

Чтобы улучшить использование основных средств на предприятии необходимо принять следующие решения:

– приобретение высококачественных основных средств;

– повышение уровня механизации и автоматизации производства;

– внедрение новой техники, что особенно благоприятно отражается в ускорении выполнения работ;

– внедрение прогрессивной технологии – малоотходной, безотходной, энерго- и топливосберегающей;

– совершенствование организации производства и труда, с целью сокращения потерь рабочего времени и простоя в работе машин и оборудования.

Важное значение на предприятии имеет эффективность использования трудовых ресурсов, которую можно повысить путем улучшения использования рабочего времени. Рабочее время служит не только главным производственным ресурсом и важнейшим организационным фактором, но и критерием экономической эффективности производства. Для сокращения потерь рабочего времени можно предложить использовать систему материального и морального стимулирования за отработку планового фонда рабочего времени, на основе внедрения различного вида доплат и штрафов, используя премиальные фонды. Для повышения объемов и качества выполняемых работ и повышения эффективности использования человеческого капитала на предприятии необходимо проводить мероприятия по повышения квалификации кадров[4].

Управление оборотными средствами состоит в обеспечении непрерывности процесса производства и реализации продукции с наименьшим размером оборотных средств. Это означает, что оборотные средства предприятий должны быть распределены по всем стадиям кругооборота в соответствующей форме и в минимальном, но достаточном объеме. Необходимо вести непрерывный мониторинг состояния запасов и дебиторской задолженности.

Наличие дебиторской задолженности за покупателями и заказчиками показывает, что предприятие выполняет работу без предварительного перечисления причитающихся ему платежей. Необходимо совершенствовать систему управления дебиторской задолженностью. Расчеты с покупателями, которые постоянно сотрудничают с предприятием, должны быть организованы в порядке плановых платежей, предварительной оплаты или других оптимальных форм расчетов, чтобы предупредить возникновение дебиторской задолженности.

Также, в части управления дебиторской задолженностью можно порекомендовать усилить контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности путем регулярной сверки остатков задолженности, а также расширить круг потребителей работ организации с целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями.

Для основных средств рекомендуется провести следующие решения:

– недопущение потерь и непроизводительных затрат ресурсов. К ним относятся потери рабочего времени и материальных ресурсов из-за низкого уровня организации и технологии производства;

– интенсивное использование оборудования;

– сокращение целодневных и внутрисменных простоев;

– снижение себестоимости продукции за счет более полного использования производственной мощности и за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводственных расходов, производственного брака;

– сдача в аренду временно незагруженного оборудования;

– снижение остаточной стоимости основных фондов;

– материальное поощрение персонала, добивавшегося высокой производительности технических средств[5].

Автомобильное топливо на любом предприятии, эксплуатирующем транспортные средства, занимает большую статью расходов, поэтому им необходимо уделять пристальное внимание, то есть регулярно контролировать величину этих расходов. Имея в своем распоряжении 127 единиц техники, ПК «Асфальт» терпит убытки в связи с нецелевым использованием горюче-смазочных материалов.

В связи с этим и с целью повышения эффективности решений руководства предприятия и функционирования дорожно-строительной техники на ООО ПКФ «Участие» предлагается внедрить систему онлайн-мониторинга и управления транспортом, работающую через сеть Интернет.

Как правило, сокращение расходов на горюче-смазочные материалы достигается путем установления жестких нормативов, которые следует разрабатывать и пересматривать, ориентируясь на конкретные условия выполнения работ, а именно: расстояние, характер дорожного покрытия (асфальтобетонное, гравийное и т.п.), техническое состояние автомобилей, время года (летние и зимние нормы) и т.д.

На данный момент существуют новые, современные возможности контролировать и планировать деятельность транспортного предприятия.  Доступные широкому кругу пользователей автоматизированные системы мониторинга автотранспорта способны обеспечить выполнение самых разных задач в режиме реального времени.

Спутниковый мониторинг транспорта используется для решения задач транспортной логистики в системах управления перевозками и автоматизированных системах управления автопарком. Использование глобальных навигационных систем «WEB-GPS/GSM-Глонасс/GSM» позволяет достичь повышения эффективности и функционирования дорожно-транспортного предприятия. Управление транспортом в режиме онлайн, дает уникальную возможность всегда иметь точную и достоверную информацию о реальном местоположении и маршрутах движения транспорта[6].

Система мониторинга использует в своей работе системы глобального позиционирования GPS и ГЛОНАСС. Принцип работы заключается в отслеживании и анализе пространственных и временных координат транспортного средства. На транспортном средстве устанавливается мобильный модуль, состоящий из следующих частей: приёмник спутниковых сигналов, модули хранения и передачи координатных данных. Программное обеспечение мобильного модуля получает координатные данные от приёмника сигналов, записывает их в модуль хранения и по возможности передаёт посредством модуля передачи.

 Модуль передачи позволяет передавать данные, используя беспроводные сети операторов мобильной связи. Полученные данные анализируются и выдаются диспетчеру в текстовом виде или с использованием картографической информации.

Информация о координатах при помощи сотовой связи в автоматическом режиме отправляется на сервер мониторинга.

Для каждого клиента создается своя собственная запись на сервере мониторинга. Таким образом, пользователь при помощи персонального логина и пароля с любого компьютера имеет возможность отслеживать в реальном времени местоположение интересующего его объекта, получать данные телеметрии (напряжение бортовой сети, расход топлива, температура, работа механизмов и т.п.).

Применение системы мониторинга транспорта на предприятиях дорожно-строительной сферы и в строительных  организациях позволяет существенно уменьшить затраты на содержание автопарка и увеличить производительность и срок службы техники. Система также дает полную картину работы автотранспорта, информацию по объему выполненных автопарком работ. 

Эксплуатация спецтехники связана с экстремальными условиями работы и высокими нагрузками. Зачастую такая техника работает длительное время на одном объекте, то есть показатели пробега и контроля маршрутов для оценки ее эффективности некритичны.

Наиболее важными проблемами мониторинга спецтехники являются контроль расхода топлива и контроль местонахождения, что позволяет исключить нецелевое использование спецтехники – так называемые «левые» рейсы, «подработки» и «халтуры». Для компаний, обладающих большим парком техники  важно иметь возможность моментального отслеживания местонахождения строительной техники и механизмов для принятия решений о перенаправлении ресурсов на наиболее важные участки работы.

В связи с частым экстремальным характером работ сложно определить нормы расхода топлива, например, работающий на холостом ходу экскаватор потребляет гораздо меньше топлива, чем активно работающий ковшом. На предприятии в основном применяется почасовая оплата работ, в связи с чем предприятие несет затраты, оплачивая «приписанные» моточасы. Часто предприятия используют различные виды спецтехники, сильно отличающиеся по параметрам и нормам учета, однако, как правило, компании требуется решить задачу целостного анализа и оценки эффективности корпоративного автопарка.

Итак, к основным результатам внедрения системы мониторинга можно отнести:

1.         Увеличение срока эксплуатации транспортных средств;

2.         Контроль за работой подрядческих организаций, наемной техники;

3.         Снижение расхода топлива;

4.         Контроль заправок (объем заправки, время, местоположение на карте);

5.         Выявление фактов завышения моточасов и пробега;

6.         Увеличение эффективности работы автопарка;

7.         Снижение затрат на ремонт и вынужденные простои;

8.         Повышение дисциплины среди водителей;

9.         Обширная аналитическая информация по работе автопарка.

  В вышеизложенном материале было доказано, что новаторское решение по внедрению данного мероприятия по улучшению производственно-хозяйственной деятельности предприятия является экономически эффективным вложением, которое благоприятно сказывается на работе предприятия не только в течение инновационного периода, но и оказывает действие на его дальнейшее развитие.