Полный текст статьи
Печать

Каждый год в июне, после сдачи государственных экзаменов и выпускного вечера «вчерашние студенты» пополняют ряды безработных. Почему это происходит? Распространено мнение, что рынок перенасыщен экономистами, юристами, бухгалтерами и рабочие места по этим специальностям отсутствуют. Трудоустроиться могут только так называемые «синие воротнички» – кадры с рабочими специальностями газосварщики, слесари, фрезеровщики и т. д., но учащиеся школ не спешат получить рабочие специальности, продолжают стремиться в вузы[1].

Проблемы трудоустройства молодежи и привлечения квалифицированных специалистов для восполнения кадров и развития кадрового потенциала предприятий города и региона взаимосвязаны и относятся к числу тех проблем, которые в современных условиях непосредственно влияют на конкурентоспособность и экономическое благополучие учебных заведений и предприятий[2].

Эта тема очень актуальна в современном обществе, т. к. по официальным данным молодежь составляет 30% от общего числа безработных, которые зарегистрированы в центрах занятости населения[3]. Но существует и скрытая безработица, которая не учитывает всех безработных граждан.

Для написания статьи состоялась встреча с Директором ГКУ «ЦЗН Новоалександровского района» А.Л.Лобызевым, со специалистом ЭКУ «Молодежный центр НМР»  А. Арутюнян, изучила мероприятия по реализации плана развития района до 2017 года и проанализированы: современное экономическое развитие, кадровые потребности, а также перспективы и  возможности занятости молодежи в городе и районе,  провела соц. опросы среди учащихся 9-11классов МОУ СОШ №3 г. Новоалександровска.   

Существует огромная заинтересованность в анализе этой проблемы, т.к., обучаясь в ВУЗе, уже на этом этапе необходимо осознанно выбирать образовательную траекторию, которая в дальнейшем поможет стать востребованными на рынке труда, и будет способствовать развитию и процветанию российского государства.

Основными факторами ведущими к негативным последствиям в сфере занятости и трудоустройства являются следующие:

1) слабый анализ рынка труда;

2) низкий уровень осведомленности, информированности трудоспособного населения;

3) недостаточная профориентационная работа среди учащихся школ.

Несомненно, актуальность статьи обусловлена, потребностью в реализации молодежью своего конституционного права на труд[4]. Результаты исследования могут быть использованы для эффективного решения молодежных социально-экономических проблем, при составлении программ развития Новоалександровского района, подготовки совместных мероприятий ГКУ «ЦЗН Новоалександровского района», МКУ «Молодежный центр НМР», муниципальных общеобразовательных учреждений, направленных на решение проблемы трудоустройства молодежи Новоалександровском районе.

В условиях современного российского общества обнаружены следующие проблемы трудоустройства молодежи:

1) отсутствие требуемого работодателями стажа и опыта работы и сложность получения этого опыта. Наличие опыта   и стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Некоторые представители Российской молодёжи не имеют не только опыта работы, но и возможности получения такого опыта.

2) проблема дискриминации женщин при приеме на работу. Проблема заключается в том, что при приеме на работу работодатели предпочитаю брать на работу скорее мужчин, чем женщин. Наименее желательным кандидатом при приеме на работу оказывается молодая замужняя женщина, не имеющая детей. Работодатель в данном случае предполагает возможную скорую беременность такой женщины и, не желая нести лишние расходы на оплату декретного отпуска, однозначно делает выбор в пользу других кандидатов.

3) проблема дисбаланса спроса и предложения на рынке труда. Проблема заключается в том, что существует несоответствие между тем, какие специальности на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают вузы.[5]

4) проблема недостатка рабочих мест определённой специальности. В настоящее время молодёжь стремится получить престижную и высокооплачиваемую профессию. Например, такую, как экономист, юрист, журналист и прочие. И после окончания учебного заведения сталкивается с трудностями трудоустройства. Ведь с каждым годом специалистов в данных областях становится всё больше и больше. Поэтому каждому последующему выпускнику экономического или юридического учебного заведения труднее устроится, чем предыдущему, так как спрос на данные трудовые ресурсы уменьшается, а предложение растёт.

Однако также обнаружены риски, которые связаны: с отсутствием жизненного и профессионального опыта; несовершенством правовой базы трудоустройства; персонального состава работников, который должен постоянно обновляться за счет привлечения к трудовой деятельности молодежи. Все перечисленное выше приводит, не к увеличению работников из числа молодежи, а к пополнению состава безработных.

Утвержденные Правительством Российской Федерации приоритетные задачи социально-экономического развития Российской Федерации потребовали пересмотра идеологии реализации молодежной политики – от идеи поддержки молодежи к идее создания условий для повышения степени интеграции молодых граждан страны в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения с целью увеличения их вклада в социально-экономическое развитие страны[6].

Рассмотрев Федеральную программу трудоустройства студентов и выпускников, 2009г., с Федеральной целевой программой «Молодежь России», 2005г. выявлено - целью данной программы является создание и развитие правовых, экономических и организационных условий для воспитания у молодежи гражданского сознания в условиях демократического общества, рыночной экономики и правового государства, личностной самореализации молодых людей как активных участников преобразований современного российского общества, в том числе обеспечение занятости молодежи, снижение уровня безработицы путем предоставления сезонных и временных работ, создания рабочих мест для молодежи и несовершеннолетних; рост деловой активности молодежи.

Также была исследована Концепция Федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011 – 2015 гг. Ведущий юрист Комитета Государственной Думы по делам молодежи, автор официального Заключения Комитета на Концепцию федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011—2015, И.Г. Лавриненко комментировал ФЦП «Молодежь России»: «Концепция Федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011—2015 годы была разработана в соответствии со Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, и призвана решить целый ряд ключевых проблем, требующих системного решения. Разумеется, она актуальна. Однако насчет своевременности согласиться не могу. ФЦП «Молодежь России» запоздала как минимум лет на двадцать. Проблемы, стоящие перед молодежью накопились в таком количестве, что решить их все за те пять лет, на которые рассчитана ФЦП будет довольно сложно».

Следует отметить, что данная Концепция должна содержать мероприятия, которые будут продолжать решение задач, до сих пор, решаемых программами по поддержке молодежи в области социализации и воспитания. Однако формат Концепции не предусматривает их финансирования. Главным плюсом Концепции ФЦП является то, что Правительство Российской Федерации наконец-то взялось решать хотя бы часть проблем, стоящих перед молодежью в настоящее время.

Необходимо отметить и тот факт, что применяемые в Концепции ФЦП термины «молодежь», «молодая семья», «молодой специалист» и т п. до сих пор не имеют законодательного определения на уровне федерального законодательства, что может создать потенциальные трудности при исполнении ФЦП «Молодежь России».

В результате отсутствия нормативного регулирования ряда вопросов и комплексного подхода к решению проблем молодежи в настоящий момент проявились негативные тенденции, которые при сохранении текущей экономической ситуации могут усиливаться.

Первая тенденция – снижение интереса молодежи к инновационной, научной и творческой деятельности. Отсутствие системы выявления и продвижения талантливой молодежи, механизмов вовлечения молодежи в инновационную деятельность может существенно затруднить реализацию государственных приоритетов по модернизации российской экономики.

Вторая тенденция – низкий уровень вовлеченности молодежи в социальную практику. В настоящий момент доля молодых людей, активно участвующих в жизни общества, составляет менее 7 процентов от общей численности молодежи. Эта тенденция проявляется во всех сферах жизни молодого человека – гражданской, профессиональной, культурной, семейной.

Третья тенденция – выхолащивание системы поддержки молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В настоящий момент только в 
25 процентах субъектов Российской Федерации реализуются комплексные и целенаправленные меры по работе с молодежью, оказавшей в трудной жизненной ситуации. При этом реализуемые программы не нацелены на реабилитацию молодых людей и их возвращение к полноценной жизни. В этой ситуации возможно формирование изолированных групп населения (бывших заключенных, инвалидов, носителей социальных заболеваний, членов неблагополучных семей) и, как следствие – социальной нетерпимости и дестабилизации общественной жизни.

Четвертая тенденция – растущая популярность идей религиозного, национального и расового неравенства, приводящая к экстремистским действиям[7]. Подавляющее большинство насильственных преступлений экстремистской направленности совершается группами молодежи и несовершеннолетних подростков. Это может привести не только к напряженной социальной, в том числе криминогенной, ситуации в стране, но также замедлить ее экономическое развитие и даже вызвать изоляцию от мирового сообщества.

Перечисленные выше негативные тенденции усугубляются отсутствием современной инфраструктуры государственной молодежной политики, что выражается в ряде системных проблем. Предоставляемые государственные услуги не представляют интереса для современной молодежи, что приводит к низкому спросу на них. При этом оборудование, которым оснащены учреждения, ограничивает возможности получения молодыми людьми актуальных навыков и использования сотрудниками современных технологий работы.

Задачами Федеральной целевой программы «Молодежь России» являются:

1. создание механизмов стимулирования инновационного поведения молодежи и ее участия в разработке и реализации инновационных идей;

2. обеспечение эффективной социализации и вовлечения молодежи в активную общественную деятельность;

3. формирование механизмов поддержки и реабилитации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;

4. создание системных механизмов воспитания у молодежи чувства патриотизма и гражданской ответственности, привитие гражданских ценностей, формирование российской идентичности;

5. повышение качества оказания услуг в сфере молодежной политики государственными и муниципальными учреждениями.

Показателем решения задачи «Создание механизмов стимулирования инновационного поведения молодежи и ее участия в разработке и реализации инновационных идей» является показатель «Доля молодых людей, участвующих в мероприятиях (конкурсах, фестивалях, олимпиадах) научно-технической направленности, в общем количестве молодежи» (60 % в 2015 году).

Показателями решения задачи «Обеспечение эффективной социализации и вовлечения молодежи в активную общественную деятельность» является показатели:

доля молодых людей, участвующих в программах по трудоустройству, профессиональной ориентации, в общем количестве молодежи (90 % в 2015 году);

доля молодых людей, принимающих участие в добровольческой деятельности, в общем количестве молодежи (18 %  в 2015 году).

Показателем решения задачи «Формирование механизмов поддержки и реабилитации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации» является показатель «Количество молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, вовлеченных в проекты и программы в сфере реабилитации, социальной адаптации и профилактики асоциального поведения» (8 000 человек в 2015 году).

Также было проведено анкетирование среди старшеклассников МОУ СОШ №3, по вопросу профессиональной ориентации. На вопрос: «В какой сфере вы бы выбрали свою будущую профессию?»большинство учащихся ответили, что предпочитают работать в сфере бизнеса, коммерции и банковского дела. На вопрос: «Почему вы выбрали именно эту сферу деятельности?» 50 % учащихся ответили, что ориентируются в выборе ВУЗа и сфере деятельности на родительские рекомендации.

Благодаря анкетированию старшеклассников составлен рейтинг престижных и доходных профессий. Самыми престижными профессиями являются юрист, экономист менее престижной - военнослужащий. Также, самой доходной профессией является предприниматель, а труд учителя и строителя, по мнению выпускников, является малооплачиваемыми, но по данным биржи труда, во многие школы района требуются учителя: иностранного языка, начальных классов, русского языка и литературы, физики, информатики.

Проведенное исследование выявило основные проблемы трудоустройства молодежи в Новоалександровском районе:

1.молодёжь слабо информирована об особенностях различных профессий и прогнозах рынка труда города и края;

2.выпускники профессиональных учебных заведений имеют низкий уровень навыков трудоустройства и поиска работы;

3.большинство выпускников не имеют видения перспективы профессиональной карьеры и, как следствие, сложно адаптируются на рынке труда;

4. в Новоалександровском районе в целом продолжают сохраняться стереотипы «успешных» и «доходных» профессий, что в дальнейшем определяет их жизненную траекторию и осложняет трудоустройство выпускников.

На наш взгляд к основным путям решения проблем трудоустройства среди молодежи можно отнести: сбор статистических данных о количестве выпускников по различным специальностям, особое внимание уделяется неперспективным в плане трудоустройства профессиям; организация «дней открытых дверей» на предприятиях; работа молодежных бирж труда; проведение дней интенсивного консультирования для молодежи; информирование об услугах, оказываемых безработным гражданам службой занятости.

Среди факторов, повышающих шансы выпускников на рынке труда, ведущую роль занимает «наличие опыта работы по профессии». Большее значение выпускники придают личным связям, потребности в специалистах определенных профессий на рынке труда, уровню профессиональной подготовки.

Представления выпускников о будущей работе лишь в половине случаев оправдываются, в той или иной степени. Молодежь, покидая стены учебного заведения, недостаточно полно представляет себе надлежащую профессиональную деятельность. В учебном процессе необходимо уделять большее внимание формированию представлений о своей будущей профессии и ситуации на рынке труда.

В тройке лидеров предпочтений выпускников относительно необходимых знаний и умений для успешного трудоустройства: умение представить себя как работника, знания о востребованных специальностях и профессиях, а также информированность о спросе и предложении на рынке труда региона.

Сейчас молодежь находится в сложных условиях выбора между вливанием в общество на основе признанных социальных ценностей и норм – образование, труд, профессия, или, напротив, на основе собственной системы приоритетов, которые зачастую не являются признанными в обществе[8]. Первыми среди современных ценностей выпускников являются материально обеспеченная жизнь, свобода. Рынок труда же выдвигает на первый план активность, развитие, конкурентоспособность. Выпускники в первую очередь ориентированы на поддержку и опору друзей, родных и близких, что снижает потенциал их личностных ресурсов.

Безработица не всегда рассматривается молодежью как негативный фактор[9]. С одной стороны, положение безработного – это неуверенность в завтрашнем дне, осуждение со стороны общества, неприязнью, но с другой стороны – позволяет получать пособие по безработице, дает больше свободы, времени для творчества и отдыха, что в настоящее время является приоритетным для молодых людей. Выпускниками вузов эта ситуация чаще используется как возможность отдыха, а выпускниками ссузов для получения дополнительного образования.

Необходимо отметить, что молодые люди понимают значимость и необходимость трудовой деятельности, но в большинстве своем они не являются творцами своей профессиональной биографии. Слабо выражена воля, инициатива при поиске работы одновременно с проявлением высоких амбиций и низких коммуникативных навыках.

Изложенные в статье положения и выводы позволяют сформулировать предложения по изменению и дополнению законодательства РФ:

1. внести в трудовое законодательство нормы, устанавливающие обязательную квоту для приема работодателями (независимо от их организационно-правовых форм) на работу молодых граждан, в пределах от 2 до 4 % от списочного количества работников.

2. увеличить количество бюджетных мест в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в том числе по магистерским программам обучения.

3. оптимизировать нормы гражданского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, позволяющего молодым гражданам в полной мере реализовать свое конституционное право на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, а также совмещать обучение в школе с предпринимательской деятельностью.

Молодежь – исключительно важный ресурс производительных сил общества, поскольку является не только энергичной и работоспособной, но и быстро обучаемой рабочей силой[10].Молодому специалисту необходимо осознать потенциал своих внутренних ресурсов, не используемых в должной мере, а также привлечь внешние ресурсы общества, которые молодежь зачастую не удостаивает вниманием.

Таким образом, проблема трудоустройства молодежи заключается не только в приобретении правовых статусов, реализации государственных программ направленных на решение проблем трудоустройства молодежи, но и в умении самостоятельно анализировать и выбирать свое будущее.