Оптимизация рыночных и государственных мер управления трудовыми ресурсами
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Саралинова
Д.
С. Оптимизация рыночных и государственных мер управления трудовыми ресурсами // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
2401–2405. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54744.htm.
Аннотация. В статье обоснована значимость государственных мер наряду с рыночными методами регулирования занятости; обозначена роль местного самоуправления в системе управления трудовыми ресурсами территории.
Ключевые слова:
регион, безработица, рынок труда, управление трудовыми ресурсами, управление занятостью, трудоизбыточность
Похожие статьи
- Информированность выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования о государственных услугах в области содействия занятости населения
- Проблемы трудоустройства молодёжи (на примере Новоалександровского района Ставропольского края)
- БЕЗРАБОТИЦА НА РЫНКЕ ТРУДА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
- СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Проблемы трудоустройства лиц предпенсионного возраста
Текст статьи
Саралинова Джамиля Сайдулаевна,кандидат экономический наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления производством ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г.Грозныйgorod512@mail.ru
Оптимизация рыночных и государственных мер управления трудовыми ресурсами
Аннотация. В статье обоснована значимость государственных мер наряду с рыночными методами регулирования занятости; обозначена роль местного самоуправления в системе управления трудовыми ресурсами территории.Ключевые слова:управление трудовыми ресурсами, рынок труда, управление занятостью, трудоизбыточность, безработица, регион.
Особенностью регулирования рынка труда является наличие саморегулируемых элементов, таких как спрос и предложение. Однако, рынок труда не обладает многими регулирующими механизмами, необходимыми для обеспечения продуктивной занятости: планирование и прогнозирование рабочих мест, развитие образования, здравоохранения, социальная поддержка неконкурентоспособных групп населения, поддержание определённого уровня жизни людей в целях расширенного воспроизводства рабочей силы. Эти и некоторые другие факторы предполагают использование нерыночных методов управления занятостью, реализацию активной государственной политики занятости. Необходимо разрабатывать планыпрогнозысоциальноэкономического развития страны и регионов, целевые программы занятости населения, развития образования, рационального распределения подготовленных кадров и т.п. Кроме того, государство должно взять на себя обязательства по подготовке рабочей силы к выходу на рынок труда, так как интересы развития экономики обусловливают необходимость непрерывного развития потенциала трудовых ресурсов. Следовательно, регулирование занятости более ёмкое понятие, оно основано не только на рыночных, но и на нерыночных методах регулирования[2,4].На наш взгляд, нерыночные методы регулирования занятости населения, такие как планы, прогнозы социальноэкономического развития страны, региона, программы развития образования, рациональное распределение подготовленных кадрови т.п., скорее нужно отнести к «формированию, распределению и использованию трудовых ресурсов». Но при этом имеется в виду, что всё это направлено на обеспечение полной и эффективной занятости. Государство выполняет различные управленческие функции, оказывающие воздействие на весь цикл воспроизводства трудовых ресурсов: формирование, распределение и перераспределение, использование[8].Достижение этой задачи возможно лишь на основе использования развитого рыночного хозяйственного механизма в сочетании с государственным регулированием. Сегодня необходимо, чтобы система государственного регулирования занятости населения и рынка труда (с преобладанием активных мер) была адекватна современным экономическим условиям и достаточно эффективно функционировала на федеральном, региональном и отраслевом уровнях. Эта система должна обеспечивать как решение краткосрочных задач, так и создавать основу стабильного развития на перспективу, поскольку снижение безработицы, повышение занятости и общего уровня трудовой активности населения достижимо только при условии крупных вложений в активные меры государственной политики занятости.Процессы развития рыночных механизмов, формирования рынка труда, системы поддержки безработных, свойственные рыночной экономике, будут развиваться успешнее благодаря рациональному сочетанию рыночных и государственных методов управления, что способствует повышению эффективности использования трудовых ресурсов.Решение крупных задач в области использования трудовых ресурсов зависит от множества факторов, вытекающих из специфики народного хозяйства того или иного региона. Главный среди них структура и уровень развития экономики, обеспечивающие соответствующее количество и качество рабочих мест.Еще в 1974г. известный исследователь В.Н.Якимов в академическом издании опубликовал статью, в которой раскрыл содержание и механизм действия закона соответствия рабочей силы характеру и уровню развития средств производства. Автор подчеркивает, что по мере развития средств производства должен повышаться культурнотехнический уровень трудящихся, то есть качество рабочей силы; вещественные и личные факторы производства должны соответствовать количественно, то есть численности работников должно соответствовать количество рабочих мест[3,8].Особенно заслуживает внимания утверждение В.Н.Якимова, что в количественной зависимости между вещественными и человеческими факторами производства человеческий зачастую играет первенствующую роль. Численность трудоспособного населения в основном складывается под влиянием внеэкономических факторов. Организуя общественное производство и создавая рабочие места надо ориентироваться на экономическую активность населения, ведь качество трудовых ресурсов и эффективность их использования напрямую влияют на эффективность экономики. Важно также требование закона соответствия… о необходимости соответствия руководителей экономики, организаторов производства всё усложняющимся процессам общественного производства (от бригадира, мастера до директоров, правительственных чиновников).Вопросы соответствия структуры и численности, качества трудовых ресурсов применяемым средствам производства можно анализировать в масштабе всего народного хозяйства лишь в общих чертах. Они требуют конкретизации по отраслям, регионам. Во многих регионах на первый план выходит проблема количественная (не отрицая качественные стороны), то есть при относительно стабильной численности экономически активного населения надо обеспечить его рабочими местами. Недостаток трудовых ресурсов в одних регионах можно компенсировать избытком в других, перераспределяя их между ними в пределах государства. Однако, с учётом специфики различных регионов вопросы миграции населения иногда не реальны; возможны только отъезды определенного количества трудоспособных граждан на временные работы в крупные промышленные центры (например, вахтовым методом). Соответственно, необходимо принимать меры по преодолению безработицы и обеспечению занятости населения в основном путём создания рабочих мест в регионах.Особо необходимо отметить значение региональных особенностей в решении проблем использования трудовых ресурсов. Учёт этих особенностей в решении практических задач социальноэкономического развития, очевидно, занимает ведущее место.Один из активных исследователей региональной экономики Т.В.Погодина считает, что по уровню и темпам развития надо выделить три группы регионов: развивающиеся, проблемные и депрессивные. Развивающиеся регионы имеют устойчивые темпы социальноэкономического роста, базирующиеся, как правило, на высокоразвитой индустриальной базе территориального народнохозяйственного комплекса (Центр, Западная Сибирь). Проблемные регионы имеют достаточно высокий уровень безработицы в сочетании с узкой отраслевой специализацией и низкой долей выпускаемой конечной продукции (Урал, Сибирь и Дальний Восток). В депрессивных регионах, выступающих чаще всего как моноотраслевые, достигло наибольшего развития сельское хозяйство, трудно восприимчивое к рыночным преобразованиям (Южные и Юговосточные районы России) [6]. Такая классификация регионов заслуживает внимания, если к этому добавить классификацию более дробную, то есть оценить характер развития экономики по областям, краям и республикам. Кроме того, на наш взгляд, следует учесть специализацию этих регионов. Например, Краснодарский край имеет аграрную направленность, но это не мешает ему быть успешно развивающимся регионом.Содержание категории «депрессивный регион» подвергалось анализу многими исследователями. В частности, Нагоевым А.Б. обоснован комплексный подход к определению экономического содержания категории «депрессивный регион» с более полным учетом социальных факторов, на основе приоритетов модернизации регионального экономического пространства. С позиций данного подхода выделяется три подгруппы депрессивных регионов умереннодепрессивные, с усиливающейся депрессией и глубоко депрессивные [5], что отражается на ведении хозяйственной жизни регионов и на использовании человеческого ресурса, соответственно.Очевидно, критерием развития региона должны служить не только «устойчивые темпы социальноэкономического роста», но более «человечные» факторы, то есть показатели развития с позиций использования трудовых ресурсов. Следовательно, главным критерием уровня развития регионов, особенно при определении депрессивности их экономики, является совокупность показателей, характеризующих использование трудовых ресурсов, занятость населения.Государство должно сохранять присутствие во всех сегментах хозяйства, в которых стихийные механизмы самоорганизации неэффективны и не способствуют наиболее полному удовлетворению потребностей общества. Основополагающий принцип государственной политики развития выражается формулой: ответственность государства наступает там, где заканчиваются возможности общества, центральное место... должно быть отведено инвестициям в развитие человека [1]. Таким образом, действия государства должны быть направлены на развитие возможностей общества. Роль государства в данном случае состоит в содействии, создании правовых, экономических и институциональных условий, при которых может быть обеспечен достойный уровень жизни граждан.Очевидно, можно принять за аксиому следующее утверждение: чем больше трудностей в экономике, тем выше роль государства в управлении. Соответственно, здесь надо подходить к рассматриваемой проблеме в большей степени как к использованию трудовых ресурсов, чем к занятости, так как основные задачи (например, проблемы подготовки кадров) надо решать с помощью государственного управления.Региональные органы управления должны вести диагностику трудовых ресурсов и рабочих мест, определять тенденции их движения, прогнозировать спрос на труд, анализировать составбезработных, масштабы и виды безработицы, разрабатывать систему мер адаптации высвобождаемого населения, его переподготовку и повышение квалификации[8].Комплекс мер регионального управления занятостью зависит от структуры приоритетов социальноэкономического развития региона, социальнодемографической структуры рабочей силы, национального состава, традиционных для данной территории видов занятости. Именно учёт региональных перспектив даёт возможности для эффективного регулирования процессов формирования и развития занятости за счёт централизованного государственного управления в комплексе с децентрализованным саморегулированием рынка труда. Тесное взаимодействие органов Федеральной государственной службы занятости населения, местных органов власти, профсоюзов и работодателей обеспечивает объединение интересов государственного и регионального развития, создание условий для развития эффективного цивилизованного рынка труда [7].Решение проблем занятости в депрессивных регионах предусматривает, наряду с прочими мерами, децентрализацию промышленности с упором на инновационное начало, с учётом конкурентных преимуществ каждой территории, перевод её в сельские районы и малые города, модернизацию сельского хозяйства, создание малых предприятий, расширение сферы обслуживания, сектора услуг и другие меры. В этом отношении наблюдается отсутствие достаточных стимулов и мотивов к изменениям существующего состояния организационноэкономических отношений, в связи с чем необходимо комплексно выявлять положительные и отрицательные тенденции развития территории, формировать основу для реализации социальноэкономического потенциала и вырабатывать соответствующие приоритеты его модернизации. А это, однозначно, задача глобальная, ответственность за решение которой возлагается на институты управления[7].Повышение роли государственных органов управления в регулировании трудовых ресурсов достижимо при помощи следующихрычагов:
экономических (установление нормативов, совершенствование систем оплаты труда в государственном секторе экономики, внедрение компенсационных взаимоотношений предприятий с учебными заведениями);
административных (принятиеорганами власти нормативных документов, положений, инструкций, установление правовых норм, в частности, разработка региональных программ истандартовобразования, правил лицензирования организаций, аттестация рабочих мест и т.д.);
социальнопсихологических (разработкаи осуществлениеразличных систем трудовых мотиваций, ценностных ориентаций трудящихся, развитие форм самоуправления трудовых коллективови т.д.).[5]Особенно велика роль управленческой деятельности государства и муниципальных органов власти в решении проблем трудовых ресурсов в регионах с тяжелыми условиями функционирования народного хозяйства. Именно в тяжелых, сложных условиях велика роль организаторских функций государственных органов управления, целесообразно повышение активности в деятельности муниципальных органов. Рассматривая деятельность органов власти по обеспечению занятости населения, особо следует выделить роль муниципальных органов управления. Местное управление в России является частью системы государственного управления. Практика и история создания муниципальных образований за рубежом показывают необходимость передачи функций управления на местный уровень, чтопозволяет сократить затраты на содержание многочисленного и, порой, замедленно реагирующего на изменения центрального аппарата управления, делая само управление более эффективным; обеспечить адекватность характера и размера помощи местным особенностям территорий (географическим, этническим, экономическим, экологическим и пр.), а также повысить социальную активность и включение широких слоев населения в управленческий процесс[8].
Эффективное управление трудовыми ресурсами возможно лишь в контексте позитивного социальноэкономического и политического развития. С этих позиций роль государства состоит в содействии, создании и обеспечении правовых, экономических и институциональных условий для подобного развития.Многие механизмы, необходимые для обеспечения продуктивной занятости, находятся в руках государства. Повышение роли государственных органов управления в регулировании трудовых ресурсов достигается посредством различных рычагов: экономических, административных и др. Также необходимо разрабатывать планыпрогнозы социальноэкономического развития страны и регионов, целевые программы занятости населения, развития образования, рационального распределения подготовленных кадров и т.п.Достижение этих задач предполагает участие как региональных, так и федеральных органов власти. Муниципальные органы в определённой мере выступают в качестве экономического центра путем использования методов так называемого индикативного планирования, которые необходимы в процессах использования трудовых ресурсов, подготовки и распределения квалифицированных кадров. Итогом совместных усилий органов управления должно стать создание благоприятных условий для реализации трудового потенциала региона, жизнедеятельности общества в целом.
Ссылки на источники1.Албаков М.И., Гаджиев Г.Н., Чеченов М.Х. Региональная экономика: теория и практика. Новая стратегия Ингушетии: развитие на основе знаний. 2005, 9(24).2.Гугкаева И.Б. Совершенствование управления занятостью населения в регионе. Автореферат дисс.на соискание ученой степени канд. экон.наук. Москва, 2005.3.Известия Академии наук СССР, Серия экономическая. М., 1974, №2, стр. 3542.4.Карякина И.Е. Особенности рынка труда молодежи и регулирование ее занятости (на примере Сахалинской области): Дисс. канд. эконом. наук / И.Е.Карякина; МосГу М., 2004.5.Нагоев А.Б. Приоритеты модернизации регионального экономического пространства: на материалах СевероКавказского Федерального округа: автореферат дис. доктора экон. наук: 08.00.05 / Нагоев А.Б. [Кабард.Балкар. инт информатики и проблем регион.упр.]. Нальчик, 2010.6.Погодина Т.В. Рыночные и государственное регулирование экономики региона. Чебоксары: Руссика, 2000.7.Пономаренко Е.Е. Функционирование и развитие рынка труда инвестиционнопривлекательного региона: вопросы теории и методологии. Автореферат докторской диссертации по экономике. Краснодар, 2011.8.Саралинова Д.С. Совершенствование использования трудовых ресурсов в Чеченской Республике. Автореферат дисс.на соискание ученой степени канд. экон. наук. Москва, 2010.
Saralinova Dzhamilya Saydulayevna,candidate of economic sciences, associate professor of the chair ofEconomics and production management Federal state budgetary educational institution of higher professional education «The Chechen state university». Russia, Chechen Republic, Grozny. Email: gorod512@mail.ruOptimization of market and government measures of workforce management Abstract.This article explains the importance of government policies along with market approaches of regulation of employment; defines the role of local government in the human resources management.Keywords:management of labor resources, labor market, management of employment, labor surplus, unemployment, region.
Оптимизация рыночных и государственных мер управления трудовыми ресурсами
Аннотация. В статье обоснована значимость государственных мер наряду с рыночными методами регулирования занятости; обозначена роль местного самоуправления в системе управления трудовыми ресурсами территории.Ключевые слова:управление трудовыми ресурсами, рынок труда, управление занятостью, трудоизбыточность, безработица, регион.
Особенностью регулирования рынка труда является наличие саморегулируемых элементов, таких как спрос и предложение. Однако, рынок труда не обладает многими регулирующими механизмами, необходимыми для обеспечения продуктивной занятости: планирование и прогнозирование рабочих мест, развитие образования, здравоохранения, социальная поддержка неконкурентоспособных групп населения, поддержание определённого уровня жизни людей в целях расширенного воспроизводства рабочей силы. Эти и некоторые другие факторы предполагают использование нерыночных методов управления занятостью, реализацию активной государственной политики занятости. Необходимо разрабатывать планыпрогнозысоциальноэкономического развития страны и регионов, целевые программы занятости населения, развития образования, рационального распределения подготовленных кадров и т.п. Кроме того, государство должно взять на себя обязательства по подготовке рабочей силы к выходу на рынок труда, так как интересы развития экономики обусловливают необходимость непрерывного развития потенциала трудовых ресурсов. Следовательно, регулирование занятости более ёмкое понятие, оно основано не только на рыночных, но и на нерыночных методах регулирования[2,4].На наш взгляд, нерыночные методы регулирования занятости населения, такие как планы, прогнозы социальноэкономического развития страны, региона, программы развития образования, рациональное распределение подготовленных кадрови т.п., скорее нужно отнести к «формированию, распределению и использованию трудовых ресурсов». Но при этом имеется в виду, что всё это направлено на обеспечение полной и эффективной занятости. Государство выполняет различные управленческие функции, оказывающие воздействие на весь цикл воспроизводства трудовых ресурсов: формирование, распределение и перераспределение, использование[8].Достижение этой задачи возможно лишь на основе использования развитого рыночного хозяйственного механизма в сочетании с государственным регулированием. Сегодня необходимо, чтобы система государственного регулирования занятости населения и рынка труда (с преобладанием активных мер) была адекватна современным экономическим условиям и достаточно эффективно функционировала на федеральном, региональном и отраслевом уровнях. Эта система должна обеспечивать как решение краткосрочных задач, так и создавать основу стабильного развития на перспективу, поскольку снижение безработицы, повышение занятости и общего уровня трудовой активности населения достижимо только при условии крупных вложений в активные меры государственной политики занятости.Процессы развития рыночных механизмов, формирования рынка труда, системы поддержки безработных, свойственные рыночной экономике, будут развиваться успешнее благодаря рациональному сочетанию рыночных и государственных методов управления, что способствует повышению эффективности использования трудовых ресурсов.Решение крупных задач в области использования трудовых ресурсов зависит от множества факторов, вытекающих из специфики народного хозяйства того или иного региона. Главный среди них структура и уровень развития экономики, обеспечивающие соответствующее количество и качество рабочих мест.Еще в 1974г. известный исследователь В.Н.Якимов в академическом издании опубликовал статью, в которой раскрыл содержание и механизм действия закона соответствия рабочей силы характеру и уровню развития средств производства. Автор подчеркивает, что по мере развития средств производства должен повышаться культурнотехнический уровень трудящихся, то есть качество рабочей силы; вещественные и личные факторы производства должны соответствовать количественно, то есть численности работников должно соответствовать количество рабочих мест[3,8].Особенно заслуживает внимания утверждение В.Н.Якимова, что в количественной зависимости между вещественными и человеческими факторами производства человеческий зачастую играет первенствующую роль. Численность трудоспособного населения в основном складывается под влиянием внеэкономических факторов. Организуя общественное производство и создавая рабочие места надо ориентироваться на экономическую активность населения, ведь качество трудовых ресурсов и эффективность их использования напрямую влияют на эффективность экономики. Важно также требование закона соответствия… о необходимости соответствия руководителей экономики, организаторов производства всё усложняющимся процессам общественного производства (от бригадира, мастера до директоров, правительственных чиновников).Вопросы соответствия структуры и численности, качества трудовых ресурсов применяемым средствам производства можно анализировать в масштабе всего народного хозяйства лишь в общих чертах. Они требуют конкретизации по отраслям, регионам. Во многих регионах на первый план выходит проблема количественная (не отрицая качественные стороны), то есть при относительно стабильной численности экономически активного населения надо обеспечить его рабочими местами. Недостаток трудовых ресурсов в одних регионах можно компенсировать избытком в других, перераспределяя их между ними в пределах государства. Однако, с учётом специфики различных регионов вопросы миграции населения иногда не реальны; возможны только отъезды определенного количества трудоспособных граждан на временные работы в крупные промышленные центры (например, вахтовым методом). Соответственно, необходимо принимать меры по преодолению безработицы и обеспечению занятости населения в основном путём создания рабочих мест в регионах.Особо необходимо отметить значение региональных особенностей в решении проблем использования трудовых ресурсов. Учёт этих особенностей в решении практических задач социальноэкономического развития, очевидно, занимает ведущее место.Один из активных исследователей региональной экономики Т.В.Погодина считает, что по уровню и темпам развития надо выделить три группы регионов: развивающиеся, проблемные и депрессивные. Развивающиеся регионы имеют устойчивые темпы социальноэкономического роста, базирующиеся, как правило, на высокоразвитой индустриальной базе территориального народнохозяйственного комплекса (Центр, Западная Сибирь). Проблемные регионы имеют достаточно высокий уровень безработицы в сочетании с узкой отраслевой специализацией и низкой долей выпускаемой конечной продукции (Урал, Сибирь и Дальний Восток). В депрессивных регионах, выступающих чаще всего как моноотраслевые, достигло наибольшего развития сельское хозяйство, трудно восприимчивое к рыночным преобразованиям (Южные и Юговосточные районы России) [6]. Такая классификация регионов заслуживает внимания, если к этому добавить классификацию более дробную, то есть оценить характер развития экономики по областям, краям и республикам. Кроме того, на наш взгляд, следует учесть специализацию этих регионов. Например, Краснодарский край имеет аграрную направленность, но это не мешает ему быть успешно развивающимся регионом.Содержание категории «депрессивный регион» подвергалось анализу многими исследователями. В частности, Нагоевым А.Б. обоснован комплексный подход к определению экономического содержания категории «депрессивный регион» с более полным учетом социальных факторов, на основе приоритетов модернизации регионального экономического пространства. С позиций данного подхода выделяется три подгруппы депрессивных регионов умереннодепрессивные, с усиливающейся депрессией и глубоко депрессивные [5], что отражается на ведении хозяйственной жизни регионов и на использовании человеческого ресурса, соответственно.Очевидно, критерием развития региона должны служить не только «устойчивые темпы социальноэкономического роста», но более «человечные» факторы, то есть показатели развития с позиций использования трудовых ресурсов. Следовательно, главным критерием уровня развития регионов, особенно при определении депрессивности их экономики, является совокупность показателей, характеризующих использование трудовых ресурсов, занятость населения.Государство должно сохранять присутствие во всех сегментах хозяйства, в которых стихийные механизмы самоорганизации неэффективны и не способствуют наиболее полному удовлетворению потребностей общества. Основополагающий принцип государственной политики развития выражается формулой: ответственность государства наступает там, где заканчиваются возможности общества, центральное место... должно быть отведено инвестициям в развитие человека [1]. Таким образом, действия государства должны быть направлены на развитие возможностей общества. Роль государства в данном случае состоит в содействии, создании правовых, экономических и институциональных условий, при которых может быть обеспечен достойный уровень жизни граждан.Очевидно, можно принять за аксиому следующее утверждение: чем больше трудностей в экономике, тем выше роль государства в управлении. Соответственно, здесь надо подходить к рассматриваемой проблеме в большей степени как к использованию трудовых ресурсов, чем к занятости, так как основные задачи (например, проблемы подготовки кадров) надо решать с помощью государственного управления.Региональные органы управления должны вести диагностику трудовых ресурсов и рабочих мест, определять тенденции их движения, прогнозировать спрос на труд, анализировать составбезработных, масштабы и виды безработицы, разрабатывать систему мер адаптации высвобождаемого населения, его переподготовку и повышение квалификации[8].Комплекс мер регионального управления занятостью зависит от структуры приоритетов социальноэкономического развития региона, социальнодемографической структуры рабочей силы, национального состава, традиционных для данной территории видов занятости. Именно учёт региональных перспектив даёт возможности для эффективного регулирования процессов формирования и развития занятости за счёт централизованного государственного управления в комплексе с децентрализованным саморегулированием рынка труда. Тесное взаимодействие органов Федеральной государственной службы занятости населения, местных органов власти, профсоюзов и работодателей обеспечивает объединение интересов государственного и регионального развития, создание условий для развития эффективного цивилизованного рынка труда [7].Решение проблем занятости в депрессивных регионах предусматривает, наряду с прочими мерами, децентрализацию промышленности с упором на инновационное начало, с учётом конкурентных преимуществ каждой территории, перевод её в сельские районы и малые города, модернизацию сельского хозяйства, создание малых предприятий, расширение сферы обслуживания, сектора услуг и другие меры. В этом отношении наблюдается отсутствие достаточных стимулов и мотивов к изменениям существующего состояния организационноэкономических отношений, в связи с чем необходимо комплексно выявлять положительные и отрицательные тенденции развития территории, формировать основу для реализации социальноэкономического потенциала и вырабатывать соответствующие приоритеты его модернизации. А это, однозначно, задача глобальная, ответственность за решение которой возлагается на институты управления[7].Повышение роли государственных органов управления в регулировании трудовых ресурсов достижимо при помощи следующихрычагов:
экономических (установление нормативов, совершенствование систем оплаты труда в государственном секторе экономики, внедрение компенсационных взаимоотношений предприятий с учебными заведениями);
административных (принятиеорганами власти нормативных документов, положений, инструкций, установление правовых норм, в частности, разработка региональных программ истандартовобразования, правил лицензирования организаций, аттестация рабочих мест и т.д.);
социальнопсихологических (разработкаи осуществлениеразличных систем трудовых мотиваций, ценностных ориентаций трудящихся, развитие форм самоуправления трудовых коллективови т.д.).[5]Особенно велика роль управленческой деятельности государства и муниципальных органов власти в решении проблем трудовых ресурсов в регионах с тяжелыми условиями функционирования народного хозяйства. Именно в тяжелых, сложных условиях велика роль организаторских функций государственных органов управления, целесообразно повышение активности в деятельности муниципальных органов. Рассматривая деятельность органов власти по обеспечению занятости населения, особо следует выделить роль муниципальных органов управления. Местное управление в России является частью системы государственного управления. Практика и история создания муниципальных образований за рубежом показывают необходимость передачи функций управления на местный уровень, чтопозволяет сократить затраты на содержание многочисленного и, порой, замедленно реагирующего на изменения центрального аппарата управления, делая само управление более эффективным; обеспечить адекватность характера и размера помощи местным особенностям территорий (географическим, этническим, экономическим, экологическим и пр.), а также повысить социальную активность и включение широких слоев населения в управленческий процесс[8].
Эффективное управление трудовыми ресурсами возможно лишь в контексте позитивного социальноэкономического и политического развития. С этих позиций роль государства состоит в содействии, создании и обеспечении правовых, экономических и институциональных условий для подобного развития.Многие механизмы, необходимые для обеспечения продуктивной занятости, находятся в руках государства. Повышение роли государственных органов управления в регулировании трудовых ресурсов достигается посредством различных рычагов: экономических, административных и др. Также необходимо разрабатывать планыпрогнозы социальноэкономического развития страны и регионов, целевые программы занятости населения, развития образования, рационального распределения подготовленных кадров и т.п.Достижение этих задач предполагает участие как региональных, так и федеральных органов власти. Муниципальные органы в определённой мере выступают в качестве экономического центра путем использования методов так называемого индикативного планирования, которые необходимы в процессах использования трудовых ресурсов, подготовки и распределения квалифицированных кадров. Итогом совместных усилий органов управления должно стать создание благоприятных условий для реализации трудового потенциала региона, жизнедеятельности общества в целом.
Ссылки на источники1.Албаков М.И., Гаджиев Г.Н., Чеченов М.Х. Региональная экономика: теория и практика. Новая стратегия Ингушетии: развитие на основе знаний. 2005, 9(24).2.Гугкаева И.Б. Совершенствование управления занятостью населения в регионе. Автореферат дисс.на соискание ученой степени канд. экон.наук. Москва, 2005.3.Известия Академии наук СССР, Серия экономическая. М., 1974, №2, стр. 3542.4.Карякина И.Е. Особенности рынка труда молодежи и регулирование ее занятости (на примере Сахалинской области): Дисс. канд. эконом. наук / И.Е.Карякина; МосГу М., 2004.5.Нагоев А.Б. Приоритеты модернизации регионального экономического пространства: на материалах СевероКавказского Федерального округа: автореферат дис. доктора экон. наук: 08.00.05 / Нагоев А.Б. [Кабард.Балкар. инт информатики и проблем регион.упр.]. Нальчик, 2010.6.Погодина Т.В. Рыночные и государственное регулирование экономики региона. Чебоксары: Руссика, 2000.7.Пономаренко Е.Е. Функционирование и развитие рынка труда инвестиционнопривлекательного региона: вопросы теории и методологии. Автореферат докторской диссертации по экономике. Краснодар, 2011.8.Саралинова Д.С. Совершенствование использования трудовых ресурсов в Чеченской Республике. Автореферат дисс.на соискание ученой степени канд. экон. наук. Москва, 2010.
Saralinova Dzhamilya Saydulayevna,candidate of economic sciences, associate professor of the chair ofEconomics and production management Federal state budgetary educational institution of higher professional education «The Chechen state university». Russia, Chechen Republic, Grozny. Email: gorod512@mail.ruOptimization of market and government measures of workforce management Abstract.This article explains the importance of government policies along with market approaches of regulation of employment; defines the role of local government in the human resources management.Keywords:management of labor resources, labor market, management of employment, labor surplus, unemployment, region.