Духовно-нравственное воспитание детей является важной задачей современного общества. Эта потребность отражена в нормативных документах российского образования. Закон «Об образовании» предусматривает «воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина». В основе ФГОС второго поколения лежит Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Образование само по себе не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, поэтому возникла необходимость в разработке Программы духовно-нравственного воспитания на основе ценностей культуры.
Теоретической основой для разработки Программы стали результаты исследований по проблеме духовно-нравственного воспитания Е. О. Галицких, Е. Б. Евладовой, И. А. Колесниковой, Н. Е. Щурковой.
Цель: формирование целостного культурного пространства в образовательном учреждении на основе освоения всеми участниками образовательного процесса ценностей национальной и мировой культуры.
Задачи:
- повысить общекультурный уровень участников образовательного процесса через освоение ценностей национальной и мировой культуры;
- скорректировать рабочие программы и программы воспитания на основе личностно-деятельностного и культурологических подходов;
- усилить воспитательный потенциал урока через расширение культурологического аспекта содержания обучения;
- усилить интеграцию основного и дополнительного образования через максимальное использование воспитательных возможностей социокультурной среды;
- усовершенствовать материально-техническую и учебно-методическую базу для обеспечения выполнения программ.
Ожидаемые эффекты реализации программы:
Для учащихся:
- повышение общекультурного уровня;
- повышение качества образования, формирование позитивного отношения к ценностям образования;
- повышение ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм;
- активизация волонтерской деятельности, благотворительных акций.
Для родительской общественности – обеспечение выполнения социального заказа родителей школьников.
Для педагогического сообщества:
- повышение профессионального и психолого-педагогического мастерства администрации и педагогов;
- повышение общекультурного уровня.
Для системы образования:
- возможные результаты реализации проекта способны реально повысить эффективность духовно-нравственного воспитания;
- возможность ознакомиться с опытом через семинары, мастер-классы, публикации.
Теоретический анализ позволил нам выделить основные критерии духовно-нравственного воспитания: когнитивный, деятельностный, аксиологический; источники духовно-нравственного развития: наука, искусство, религия, литература.
Принципы освоения источников:
- опора на содержание основного образования;
- системность, последовательность, логичность;
- воспитание на ярких образах личностей разных эпох и народов, на исторических событиях и явлениях культуры;
- сотворчество всех участников образовательного процесса.
Направления содержания:
- «Герои на все времена» – героическое;
- «Волшебная сила искусства»;
- «Человек на земле» – бытовое;
- «Хранители времени» – музейное.
Проведенный анализ показал, что все необходимые условия для реализации Программы в образовательном учреждении есть: высококвалифицированный педагогический коллектив, необходимая материально-техническая база и возможность ее регулярного пополнения, научный консультант школы, опытные заместители директора имеют возможность оказывать непрерывное психолого-педагогическое сопровождение.
Риски были в обеспечении поддержки Программы всеми участниками образовательного процесса, особенно педагогами и родителями. Необходимо было получить поддержку родителей, так как среди них были те, кто утверждали, что «школа должна давать знания, а родители сами воспитают своих детей». Поддержку родителей обеспечили родительские лектории, максимальная открытость, публичные отчеты директора школы, размещение информации на сайте образовательного учреждения.
Сроки реализации:
1-й этап «Подготовительно-организационный» – 2011/2012 учеб. г.
2-й этап «Содержательно-деятельностный» – сентябрь 2012 – май 2015 г.
3-й этап «Коррекционно-аналитический» – 2015/2016 учеб. г.
Реализация Программы
Для реализации задачи формирования духовно-нравственной личности необходима подготовка учителя. Педагог должен обладать культурологической, философской подготовкой, чтобы свободно пользоваться богатейшим культурным наследием, вводя детей в контекст современной культуры. Поэтому на первом этапе была организована работа с педагогами в форме теоретических семинаров, семинаров-практикумов, лекций ученых, педсоветов. Проведенные занятия не только расширяли кругозор педагогов, но и повышали технологическую компетентность. Реализация Программы сопровождалась непрерывным психолого-педагогическим сопровождением педагогов. На методическом совете были определены основные направления сопровождения: организация самообразовательного чтения, освоение современных педагогических технологий, предупреждение эмоционального выгорания, обобщение и представление опыта.
Самообразовательное чтение было организовано в форме литературных салонов. Помощь педагогам в освоении современных педагогических технологий осуществлялась в форме групповых консультаций, мастер-классов. Для предупреждения эмоционального выгорания проводились психологические тренинги. Подготовительно-организационный этап завершился утверждением Программы духовно-нравственного воспитания на основе ценностей культуры в условиях перехода на ФГОС на педагогическом совете.
На содержательно-деятельностном этапе:
- педагоги внесли коррективы в свои рабочие программы с целью усиления воспитательного потенциала урока;
- была продолжена работа «Литературного салона»;
- с 1 сентября 2012 г. в учебном плане появился курс «Основы православной культуры и светской этики» и началось тесное сотрудничество школы с приходом храма Архангела Михаила и его педагогом Коршуновой Галиной Валерьевной не только во внеурочной, но и в учебной деятельности;
- были разработаны и включены в учебный план за счет школьного компонента программы элективных курсов: «Волшебный мир художественного образа и слова», «Читающее детство», «Личность в истории»;
- внеурочная деятельность была дополнена программами: «Истоки нравственности», «Клуб “Становление”», «Счастливы вместе», «Уроки жизни».
Корректировка рабочих программ с целью усиления воспитательного потенциала была проведена по литературному чтению, русскому языку, математике, истории, изобразительному искусству, английскому языку, технологии, физической культуре, биологии. Дополнено содержание через главные направления: «Герои на все времена» – героическое, «Волшебная сила искусства», «Человек на земле» – бытовое, «Хранители времени» – музейное.
Учителя технологии и физической культуры дополнили программы элементами русской народной культуры. На уроках физической культуры – это русские народные игры и забавы. На уроках технологии – это русская народная кухня, традиции, быт, ремесла. Учителя начальной школы программы по литературному чтению дополнили произведениями искусства: репродукциями картин, музыкой, фрагментами фильмов, ставя целью развитие художественного вкуса и эмоциональной сферы младших школьников.
Программа по биологии усилила внимание к жизни как величайшей ценности. Способствовала воспитанию эстетического вкуса и эмоциональной сферы через красоту природы. Особое внимание уделила ответственности человека за сохранение биосферы.
Духовно-нравственное воспитание на уроках математики осуществляется через знакомство с биографиями великих ученых: Р. Декарта, Н. Лобачевского, Паскаля и др. Работа с понятием «красота» на примере симметрии в архитектуре, треугольника Паскаля.
В программах по изобразительному искусству и английскому языку большое внимание уделяется музейному направлению содержания.
Учителя корректировали не только содержание программ, но и формы, методы, приемы.
Программа «Литературные салоны в школе» была разработана учителями русского языка и литературы. Были проведены литературные салоны самообразовательного чтения педагогов по творчеству: А. Чехова, И. Кабыш, Д. Рубиной, Л. Улицкой, А. Гавальда, В. Распутина, А. Лиханова, И. Губермана, Э. Шмитта и других. Гостем одного из литературных салонов была московская поэтесса Инна Кабыш, которая читала свои стихи и отвечала на вопросы педагогов и старшеклассников. При проведении литературных салонов использовались приёмы технологий: педагогических мастерских, критического мышления, проблемного обучения, дискуссий. По итогам литературных салонов учителя заполняли рефлексивные карты, карты-путеводители, писали эссе.
Программу «Читающее детство» разработала преподаватель ИРО, аспирант Л. В. Мошкина. Реализовывалась программа среди учащихся 5–7-х классов. Цель программы – духовно-нравственное воспитание младших подростков средствами свободного чтения. Задачи:
- знакомить учащихся с современной детской литературой, ее особенностями, с современными детскими писателями
- раскрыть связь современной детской литературы с классической установить преемственность тем, проблем, идей классической детской литературы с современной;
- на материале конкретных произведений изучить особенности современной детской литературы, образ современного подростка;
- формировать духовно-нравственные ценности младших подростков, потребность в чтении, художественный вкус, умение ориентироваться в мире культуры;
- воспитывать творческого читателя, чуткого слушателя.
Для чтения отбирались книги о школе, о современном подростке. Основной критерий – духовно-нравственный потенциал книги. Были проанализированы книги М. Аромштам, В. Воскобойникова, А. Гавальда, В. Крупина, А. Лиханова и др.
Программа «Волшебный мир художественного образа и слова» разработана учителем русского языка и литературы О. Д. Юрловой. Программа реализовывалась среди учащихся 5-х классов. Цель программы: повысить воспитательный потенциал уроков русского языка, обогатив их общением с разными видами искусства (живопись, литература, музыка, кино, фотография) и образами выдающихся личностей (героев, художников, мыслителей).
Программа «Личность в истории» разработана А. И. Копысовой, учителем истории и обществознания на основе спецкурса народного учителя СССР Т. И. Гончаровой «Светочи России. Русский национальный пантеон». Программа рассчитана на учащихся 8–9-х классов. Цель курса: способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся на примере жизни святых и великих исторических личностей.
Программа «Истоки нравственности» включала систему классных часов, проектную деятельность, работу молодёжной организации ЮКОНА. На классных часах была организована работа над нравственными понятиями: добро, трудолюбие, долг и совесть, счастье, честь. Тема «Милосердие» обязательно включает в себя участие в акции «Рука помощи», тема «Трудолюбие» призывает к проектной деятельности и трудовым акциям. Понятия «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом» отрабатываются в начальной школе через выделение основных содержательных направлений: 1-й класс – «Моя семья», 2-й класс – «Мой посёлок», 3-й класс – «Мой город Киров и область», 4‑й класс – «Моя страна».
Принцип социальной востребованности был реализован через организацию проектной деятельности. Каждый класс выбирал социальный проект, от которого в школе, посёлке, городе, стране станет лучше. Много проектов было посвящено 70‑летию Победы: проект-победитель «Без прошлого – нет будущего» по работе с ветеранами, оформление «Аллеи славы», «Яблоневый сад», «Создание фильма о ветеране Н. Г. Богатырёвой.
Активную работу по формированию гражданина-патриота ведут члены структурного подразделения Кировской областной молодёжной общественной организации по развитию социальной активности молодёжи «ЮКОНА», открытого в нашей школе 23 марта 2013 г. «ЮКОНА» – это Юный Коллектив Оптимистичных Надёжных Активных юношей и девушек, действующих под девизом: «Мечтая о будущем, Уважая прошлое, Живём настоящим!». Добровольческая деятельность рассматривается как один из реальных путей формирования духовно-нравственных ценностей школьника и воспитания гуманизма. Добровольчество даёт школьникам широкий спектр возможностей для самоопределения и самореализации. Мероприятия по направлению юконовец – детям направлены на поддержку детей, лишённых родительской опеки, проживающих в детских домах и интернатах, на детей из многодетных, малообеспеченных и находящихся в трудной жизненной ситуации семей. Содержание направления юконовец – сверстникам включает профилактику вредных привычек и пропаганду здорового образа жизни в молодёжной среде, а также привитие у подрастающего поколения духовных ценностей и любви к родине, формирование чувства патриотизма. Мероприятия направления юконовец – ветеранам и пожилым людям и направлены на оказание шефской помощи: сбор продуктовых наборов, помощь по хозяйству, обучение компьютерной грамотности, встречи, беседы, вечера творчества. Трудовое воспитание осуществляется через направление юконовец – школе посредством реализации дел по благоустройству школы – изготовление стендов, мелкий ремонт.
Мероприятия направления юконовец-микрорайону направлены на благоустройство микрорайона – субботники, участие в организации и проведении поселковых праздников. Оказание помощи бездомным животным осуществляется в направлении юконовец – природе и животным. Участие в подобных мероприятиях помогает школьникам осознать своё отношение к окружающей действительности, к людям, при этом главным механизмом анализа своего поведения выступает рефлексия.
В 2011 г. началось взаимодействие между школой и приходом храма Архангела Михаила. Педагогом храма была предложена программа бесед, целью которых является приобщение подрастающего поколения к культурно-историческим и духовно-нравственным традициям Отечества. Темы бесед: «Что такое хорошо, что такое плохо», «Что живёт у нас в душе», «Святые защитники русской земли», «Как устроен храм», «День славянской письменности и культуры», «Тайна имени», «Собиратель земли русской», «Георгиевская ленточка», «Что такое толерантность», «Тайны родного языка», «Почему существует мода», «Старая Вятка», «Знаменитые люди Вятки», «Зачем человеку семья?» (о семье Васнецовых), кинолекторий «Хрустальный мальчик».
Совместно с педагогом из храма Архангела Михаила школа стала победителем международного грантового конкурса «Православная инициатива- 2013». Нами был разработан проект по организации клуба «Становление» с целью создания условий для становления личности «трудных» подростков через приобщение к истокам русской православной культуры. Задачи проекта:
- ознакомление подростков с христианскими заповедями, как основой жизни современного человека.
- приобщение учащихся к культурному наследию нашей страны.
- снижение количества правонарушений и преступлений среди трудных подростков школы через осмысление ими своих поступков с точки зрения христианских заповедей, обучению навыкам бесконфликтного общения.
Мероприятия: кинолектории по проблемам нравственности, встречи с интересными людьми, экскурсии, благотворительные акции, вечер общения «Тайна имени», практикумы: «Разрешаем конфликты», «Учимся работать на компьютере», поездка в театр, социальные акции.
Большой вклад в духовно-нравственное воспитание вносит театральная студия «Диалог». Каждый спектакль заставляет зрителя задуматься о смысле жизни, о правильности своих мыслей и поступков, формирует образ настоящего человека и гражданина. Последние спектакли: «Ревизор» Н. Гоголя, «Вам и не снилось» Г. Щербаковой, «Обыкновенное чудо» Е. Шварца, «Снежная королева» Г.-Х. Андерсена, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Мышеловка» А. Кристи, «Завтра была война» Б. Васильева, «Безымянная звезда» М. Себастиан, «Золотой ключик» А. Толстого.
Воспитать духовно-нравственную личность в отрыве от семьи невозможно. В школе работает общешкольный лекторий, который способствует повышению педагогической культуры родителей по воспитанию духовно-нравственных качеств учащихся; разработана программа «Счастливы вместе» для раскрытия творческого потенциала семей. В помощь родителям проводятся конференции, концерты, спектакли, литературные салоны, индивидуальные консультации.
Результаты работы по программе мы подводим, используя методы наблюдения, анкетирования, анализируем количественные данные по школе, внимательно изучаем результаты творческой деятельности учащихся. Какие мы видим изменения:
- расширился культурный кругозор: в области науки, литературы, искусства, религии всех участников образовательного процесса (больше стало призеров олимпиад по русскому языку, истории, литературе, МХК, успешных исследовательских проектов);
- повысился интерес к истории края, страны, к народной культуре (в анкетах учащиеся пишут, что когда на уроках есть материал о культуре, искусстве, фрагменты, фильмов, музыки, репродукции картин, то они становятся внимательнее, лучше усваивают содержание, им интересно, хочется узнать больше);
- деятельностный критерий: учащиеся приобрели опыт участия в социальных проектах, благотворительных акциях (молодёжная организация ЮКОНА является победителем и призёром городских и областных конкурсов «Хочу строить будущее России»);
- аксиологический критерий: повысилась ценность образования, количество учащихся на «4» и «5» достигло 51%, снизилось количество правонарушений, меньше стало конфликтов. В анкетах при ранжировании ценностей все большее значение приобретают духовные ценности. В творческих работах чаще звучит гордость за страну, которая имеет такую богатую народную культуру, за людей, которые ее создают;
- повысился профессионализм педагогов, активнее используют современные педагогические технологии, участвую в конференциях, фестивалях, проводят открытые уроки, мастер-классы;
- вырос уровень удовлетворённости работой образовательного учреждения среди учащихся и родителей с 86 до 92%.